Самой обсуждаемой темой минувшей недели предсказуемо стали выборы. Затянувшиеся итоги электронного голосования; беспредел в Санкт-Петербурге, от которого даже глава ЦИК Элла Памфилова решила откреститься; массовый отказ звёздных кандидатов от мандатов… Но обо всём по порядку.
В этом выборном сезоне Петербург стал рекордсменом по выявленным нарушениям и жалобам. Огромное количество выявленных фальсификаций и нарушений привели к тому, что Центризбирком через суд обязал два избиркома в Петербурге отменить итоги голосования на пяти участках. Председатель ЦИК Элла Памфилова обвинила вице-губернатора города Александра Бельского в давлении на Горизбирком и уже направила обращения в органы правопорядка — Следственный комитет и Генпрокуратуру. Говорят, действия городских властей и результаты выборов привели к срыву ряда весьма важных закулисных договорённостей с далеко не последними в городе людьми.
Все участки, на которых, по мнению ЦИКа, выявлены нарушения, входят в округа, где на выборах в Госдуму выиграли единороссы Александр Тетердинко и Виталий Милонов. Интересно, что в этих округах от "Справедливой России" выдвигалась Надежда Тихонова — племянница Сергея Миронова. Не секрет, что он близко дружит с Памфиловой, без ведома которой не стал бы подниматься весь этот шум. На выходе мы видим непривычную сцену: административный ресурс становится на сторону кандидата от оппозиционной партии, возможно, отменяя честный результат кандидатов от ЕдРа.
Вскоре после опубликования результатов подтвердилось ожидаемое — звёздные кандидаты стали массово отказываться от депутатских кресел. Четверо из пяти кандидатов, входивших в федеральный список "Единой России" на выборах в Госдуму, не перейдут на работу в российский парламент. Предсказуемо в Думу не пойдут Шойгу и Лавров — это было бы их списанием, а оно явно не планируется. Также от мандатов откажутся главврач больницы в Коммунарке Денис Проценко и руководитель фонда "Талант и успех" Елена Шмелёва, а депутатом Госдумы вероятно станет только детский омбудсмен Анна Кузнецова. Ей прочат кресло вице-спикера. Также ожидаемо много отказников среди губернаторов-единороссов и не только (СРЗП и КПРФ), которые тоже стали массово возвращать мандаты. Но от депутатского кресла в пятницу отрёкся Захар Прилепин, что для некоторых стало неожиданностью: всего двумя днями ранее он заявлял, что готов возглавить фракцию СЗРП. Кроме того, ранее Прилепин предложил Геннадию Зюганову после голосования начать объединение и сформировать парламентскую оппозиционную коалицию.
Но, конечно, главным событием поствыборной недели стала кутерьма с электронным голосованием в Москве. Дистанционное электронное голосование (ДЭГ) на выборах в Госдуму проводилось в Москве, Севастополе, а также в Мурманской, Курской, Нижегородской, Ярославской и Ростовской областях. Во-первых, электронные голоса в Москве считались системой дольше, чем бумажные, и были опубликованы с большой и странной задержкой — к обеду следующего дня. В то же время в других шести регионах результаты электронного голосования в Госдуму опубликовали сразу после закрытия участков. Кроме того, сообщают, что наблюдатели, следившие за онлайн-подсчётом через специально выделенный для этого компьютер, после 20:00 19 сентября в какой-то момент потеряли эту возможность из-за технических проблем.
Ещё интереснее то, что итоги электронного голосования кардинально изменили общий результат: оппозиция (в основном коммунисты) выигрывала после обработки результатов на участках, но за счёт ДЭГ тотально проиграла кандидатам, поддерживаемым мэрией. Судя по всему, это лишило КПРФ до 12 мандатов в столице. Видя это, КПРФ попыталась поиграть в митинги. В понедельник Валерий Рашкин со товарищи вышел на Пушкинскую площадь, требуя вернуть им украденные мандаты. И даже дали слово либералке-яблочнице Марине Литвинович. Это понятно: либералам больше не на кого надеяться, и поддержка коммунистических акций для них — единственный способ актуализировать протестную повестку. А коммунисты радуются, что смогли привлечь поддержку широкого протестного спектра и, возможно, смогут закрепить эту поддержку в будущем.
Основной причиной задержки публикации итогов ДЭГ его организаторы называют доступную только на московской платформе опцию "отложенного голосования", то есть возможность в течение суток несколько раз поменять свой выбор. Как объяснил руководитель общественного штаба по наблюдению за выборами Алексей Венедиктов, она была нужна, чтобы дать "избирателям, голосующим под административным давлением, возможность "передумать" и изъявить волю свободно". Внезапно ей воспользовались почти 300 тыс. избирателей. Кроме того, немаловажно указать, что участие в ДЭГ на выборах в Госдуму приняли более 1,9 млн москвичей, в то время как на остальные шесть регионов пришлось около 600 тыс. электронных избирателей.
А теперь важный момент. Сегодня в России существуют сразу две системы дистанционного электронного голосования: московская blockchain-voting_2021 и федеральная ДЭГ, причём обе эти технологии основаны на блокчейне. На выборах, состоявшихся 19 сентября, в шести регионах использовалась общероссийская платформа для онлайн-голосования ДЭГ. Её по заказу ЦИК создали "Ростелеком" и Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций в рамках национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации". А вот в столице применялась собственная разработка, созданная городским Департаментом информационных технологий (ДИТ). То есть власти Москвы создали свою систему онлайн-голосования, не имеющую отношения к Центральной избирательной комиссии РФ. Автором системы для московского голосования стала нидерландская компания BitFury. Офисы расположены в Амстердаме, Лондоне, Вашингтоне, Сан-Франциско и Гонконге, дата-центры — в исландской общине Рейкьянесбайр (на территории бывшей военной авиабазы НАТО), Норвегии, Канаде, в грузинских городах Тбилиси и Гори. Что интересно, ранее госорганами система применялась в Грузии и на Украине.
"Основатель и CEO компании — латвиец Валерий Вавилов. Родился в Риге, но в конце нулевых переехал в Киев, а теперь курсирует между Украиной, Грузией, Великобританией, Нидерландами и Соединёнными Штатами Америки; какое у него сейчас гражданство — неизвестно (точно не российское). Изначально BitFury создана на Украине. Сооснователем компании был мутный киевский бизнесмен еврейского происхождения Валерий Небесный. Исполнительным вице-председателем является гражданин Грузии и США Джордж (Георгий) Киквадзе, член глобального клуба топ-менеджеров Europe One YPO, один из членов-основателей Global Blockchain Business Council, бывший сотрудник американского финансового конгломерата Morgan Stanley", — сообщает Алексей Иванов.
В 2016-м BitFury совместно с Национальным демократическим институтом (NDI — организация под руководством Мадлен Олбрайт, созданная правительством Соединённых Штатов "для продвижения демократии в развивающихся странах" и признанная нежелательной на территории России) и аналитическим центром New America открыла акселератор Blockchain Trust Accelerator Initiative для "проектов, направленных на использование блокчейна в государственной сфере". В 2017-м компания Вавилова подписала меморандум о сотрудничестве с администрацией Петра Порошенко по вопросам электронного управления на базе технологии блокчейн. В том же году организовала вышеупомянутый Global Blockchain Business Council (офисы в швейцарском Давосе и Вашингтоне), ставший партнёром Всемирного экономического форума под руководством Клауса Шваба.
В Россию столь любопытная компания попала посредством совместного проекта с Внешэкономбанком (ныне — Государственная корпорация развития "ВЭБ.РФ") и семинарам по блокчейну в Сколково. Ну а затем неподдельный интерес к сотрудничеству с BitFury проявила мэрия Москвы.
Глава ЦИК Элла Памфилова сообщила, что Москва настаивала на целом ряде дополнительных опций, и ей была дана такая возможность, однако это привело к усложнению программы. В итоге эксперименты с прямым участием в наших выборах компании из страны — члена НАТО продолжать не планируют. По словам Памфиловой, в ходе следующих выборов дистанционное электронное голосование будет осуществляться только на федеральной платформе, возможности переголосовать не будет: "В конце концов, Москве придётся подчиниться общим правилам".
Говорят, Кремль в принципе недоволен нагнетанием шумихи по скользкой теме. Явные фальсификации в Петербурге и электронное голосование в Москве существенно повлияли на доверие как к этим выборам, так и к дистанту в целом. Это немного усложнит внедрение электронного голосования на выборах в 2024 году, и Администрацию Президента это не может не беспокоить. На данный момент система дискредитирована.