В семидесятых, в Каспийском морском пароходстве исправно трудились два танкера-близнеца. Один, из танкеров, назывался «Баладжары», а другой «Степанакерт». Баладжары это железнодорожная грузовая станция недалеко от столицы Азербайджана. На этой станции, в войну и уже в мирное время формировались воинские эшелоны, которые затем отправлялись в стороны огненной дуги фронта, в горящий Сталинград, а после войны развозили призывников во все, даже самые потаённые, уголки нашей Великой Советской страны. Конечной точкой следования нашего воинского эшелона были именно Баладжары. Эшелон, проделав гигантский путь через всю страну и устало заснул на запасном пути, а мы с ребятами, сквозь темноту летней майской ночи, радостно пошли пешком к долгожданному дому, через весь,сладко спящий, огромный город Баку. А Степанакерт был столицей НКАО( Нагорно-Карабахской автономной области) в составе Азербайджанской ССР. Там, на горных перевалах, где эхо, отражаясь от крутых склонов скал, уходит прямо в небо, как письмо «До востребования» к Всевышнему, где хрустальный горных воздух спорит с изумрудной, прозрачной чистотой горных рек, в горных сёлах Ван и Ванк теряются следы славных моих предков по материнской линии.
Проект этих танкеров, типа «Баскунчак»,был очень востребован флотом. Танкера прекрасно работали в акваториях Балтийского, Чёрного, Каспийского и Средиземного морей, но отлично справлялись и в прибрежной зоне. Все характеристики танкеров, длина 83,4 м, ширина 12 метров, осадка 4,6 метра, а груз нефти 1500 тонн, танкер перевозил со скоростью 13 узлов, были даже, по современным меркам, просто замечательными. Проект был разработан Ленинградским Центральным проектно-конструкторском бюро № 1, ММФ СССР. Главным конструктором был М.М. Имам-Али. Первый, в серии, танкер был сдан 30 марта 1964 года керченскими корабелами. Проект «1545» вышел очень удачным и строился большой серий, постоянно при этом улучшаясь.
Конечно, по морским меркам судно было не очень большое и стоя на переходном мостике, который соединял палубу бака с палубой юта, над которой возвышалась двух ярусная над стройка, а над надстройкой рубка, ты это совершенно ясно понимал. Малые габариты танкеров позволяли использовать эти суда для довольно специфических операций, особенно в прибрежной зоне. Для этой цели фрахтовали эти суда и зарубежные компании.
Танкера особые суда, работяги отменные и когда приходилось лазать, по изъеденным временем, вертикальным трапам в таинственную и тёмную бездну грузовых трюмов, то не смотря на тщательную зачистку ты всё равно, пусть совсем не уловимо, ощущал запах чёрного золота нефти. Танкер «Гудермес», бывший «Профинтерн», ещё клёпанный, был построен, наверное, в середине 30-х. Исправно служил на Каспии и войну, и в мирное время, а в году 74 был выведен из эксплуатации и поставлен в качестве причала для базы технического обслуживания флота, совсем не далеко от шумной и многоголосой паромной переправы. «Старик» был ещё крепок и безусловно надёжен, но безжалостное и беспощадное время уже вынесло свой приговор. Но нет худа без добра и служба в качестве причала на долгие, долгие годы продлило жизнь этому замечательному морскому работяге, по крайней мере до середины нулевых.
Баку город хлебосольный и очень гостеприимный и в бакинскую мореходку ехали поступать ребята со всей нашей необъятной страны, а потом становились штурманами, механиками и навсегда связывали свою судьбу с морем. В море и в прекрасный город у моря они увидев, влюблялись навсегда, на всю оставшуюся жизнь. Приезжали на работу в Каспийское морское пароходство молодые женщины и девушки из российской глубинки, которая на своих плечах тянула страну, а сама всегда жила трудно. Конечно их сразу же поражал столичный размах города, блеск витрин центральных магазинов и особо деликатное отношение к женщине. Работая на судах пароходства они получали очень даже не плохую зарплату и могли помогать своим семьям, да и «Торгмортранс» всегда снабжал плавсостав особо. Некоторые выходили замуж за бакинских ребят и создавались интернациональные семье, а впрочем для Баку это было вполне обычным явлением.
Старый танкер-пенсионер «Гудермес» уже который год дремал невдалеке от переправы паромной, совсем рядом с тихими причалами порто флота. И снились старику хорошие, добрые сны, а море лизало его борт шершавый. Длинная перемычка искусственной насыпи соединяла танкер с берегом, а по ночам лунная дорожка серебрила его борт и высокую надстройку. Летом у нас очень жарко и нагревались палуба, покатые плечи борта, крепок ещё был старик и безжалостное время давно от него отступилось! Ну, а зимой..., к зиме он давно привык! Она, зима у нас к тому же не холодная, а так себе… Весёлая карусель паромной переправы, бегущая через море непрерывная эстафета паромов веселила старика и добавляло ему жизненный тонус. Корпус у танкера был ещё клёпанный, годов тридцатых, а надстройка очень высокая и было далеко всё вокруг видно. Дорога через море соединяла Европу и Азию. Путь был короток и удобен для всех потому, что экономил массу времени и нервов. Переправа раскладывала пасьянс и выбрасывала паромы-дизель-электроходы, будто карты. Вот только что ушёл Советский Узбекистан, а на походе уже был Гамид Султанов, а за ним маячил Советский Азербайджан и так далее и тому подобное. Переправа никогда не спала! Она работала и день и ночь и только иногда чуть-чуть дремала.
Старый капитан любил иногда грустить! Редко, но любил грустить иногда, наверное раз в пол года. В комнате мягкий полу мрак, а жена ушла к подруге и зелёный глазок радиолы. Чёрная пластинка крутиться со скоростью 33 об/мин и чарующий голос заполняет комнату…Старый капитан любил грустить иногда, а в туманной дымке за кормой расстаял солнечный любимый город...
Баладжары
Баладжары