Авторский блог Сергей Ануреев 13:01 20 сентября 2024

Автомобили в Евросоюзе: обвал на 18% в августе

промышленная инфляция более 30% за 5 лет маскирует такой же спад производства

В начале сентября мировые СМИ облетела новость о проблемах "Фольксвагена" – флагмана немецкой промышленности. Поводом послужили заявления автоконцерна о намерении закрыть два завода в Германии для сокращения издержек, что станет первым прецедентом сокращения крупным промышленным концерном производственных мощностей именно в Германии. Статистика продаж автомобилей по всему Евросоюзу, показывает спад на десятки процентов за последние пять лет. Ситуация в автопроме является показательной для немецкой и европейской промышленности в целом с очень похожим спадом.

Ранее во времена кризисов тяжесть падения спроса на автомобили несли другие страны расположения автозаводов. Например, в 2020-м и 2022 годах "Фольксваген" в первую очередь приостанавливал работу своего автосборочного завода в Словакии, а тот завод был крупнейшим в Европе у этого концерна (может, не случайно премьер Словакии Фицо выступает с пророссийских позиций, ведь немцы спихивают на его страну проблемы своей промышленности). "Мерседес" несколько раз за последние годы приостанавливал работу своего завода в Турции (президент Эрдоган на этот счет также высказывался).

Теперь подоспела статистика продаж новых автомобилей по всем маркам и всему Евросоюзу за август. Статистику публикует ассоциация с англоязычной аббревиатурой ACEA (The European Automobile Manufacturers’ Association – Ассоциация европейских автопроизводителей). Статистика выходит ежемесячно, и небольшие колебания цифр обычно не представляют большого интереса для широкого читателя, но в этот раз всё по-другому.

Процитируем первый абзац из пресс-релиза по поводу выхода статистики за август: «В августе 2024 года число новых регистраций автомобилей в ЕС резко сократилось (-18,3%), при этом отрицательные результаты наблюдались на четырех основных рынках региона: двузначные потери наблюдались в Германии (-27,8%), Франции (-24,3%) и Италии (-13,4%), а испанский рынок сократился на 6,5%».

Этот год в принципе был нелегким для европейских автопроизводителей, поскольку из восьми месяцев падение продаж наблюдалось в трех, и общий результат пока плюс 1,6% – уровня статистической погрешности. Так, во всем Евросоюзе за первые восемь месяцев этого года было продано 7,18 млн новых автомобилей, но за аналогичный период 2019 года – 10,52 млн, падение за пять лет – на треть. Это уже никак не статистическая погрешность, и так просто её не скроешь, хотя ассоциация предпочитает сравнивать этот год со столь же провальным прошлым годом и не акцентировать внимания на предыдущих, куда более успешных годах.

Может показаться, что август – месяц отпусков и это просто сезонные колебания, но показатели августа этого года сравниваются с августом прошлого года, и сезонность устраняется. Чтобы не быть обвиненными в предвзятости в выборе якобы локально неудачного августа, продолжим сравнение данных по автопроизводителям и странам именно за восемь месяцев 2024-го и 2019 годов.

Германия, как крупнейший авторынок Евросоюза, продала за 8 месяцев этого года 1,9 млн автомобилей, а в 2019 году – 2,5 млн, с падением на 24%. Франция и Италия как следующие два крупнейших авторынка показали падение с 1,47 млн авто до 1,13 млн и с 1,33 млн до 1,08 млн, на 23% и 19% соответственно.

"Фольксваген" как крупнейший автопроизводитель Европы сократил продажи с 2,61 млн авто до 1,86 млн (включая продажи "дочерних" марок группы по всему Евросоюзу) за пятилетку или на 29%, зримо больше среднего падения по отрасли в целом. Вторым автопроизводителем является группа "Стеллантис" ("Пежо", "Ситроен", "Опель", "Фиат", "Джип", "Крайслер"), и его продажи сократились с 2,38 млн авто до 1,25 млн или на обескураживающие 47%. Третьим является "Рено" c продажами 1,12 млн и 0,77 млн авто с падением на 31%.

Из крупных автопроизводителей, имеющих свою долю европейского рынка, положительную динамику показала только "Тойота" с продажами 0,52 млн авто и 0,57 млн в 2019-м и 2024 годах соответственно.

Читатель может подумать, что европейские автопроизводители уходят в США, чему должны способствовать меньшие цены на газ и электричество в США, в целом их протекционистская политика и стратегия по ослаблению Евросоюза во время войны на Украине с веером антироссийских санкций.

Однако продажи автомобилей в США стагнируют вполне конкретно и никак не в рамках статистической погрешности. За 2023 год продали 15,6 млн новых авто, а за 2018 год – 17,3 млн, с падением на 10% (для сравнения : за далекий 2003 год – 16,7 млн авто).

Население США за двадцать лет выросло на 15,5%, а суммарный статистический рост вроде реального ВВП составил, казалось бы, впечатляющие 41%. Американский автопром же оказался в 2023 году в минусе на 7% относительно показателей двадцатилетней давности.

Может, прав был Буш-младший на излёте его президентства, заявлявший в ответ на нападки на него за неумелое руководство страной, что следующие поколения ещё будут вспоминать его как последнего успешного президента?

К слову, немного из другой «оперы»: госдолг в конце президентства Буша-младшего составлял 10 трлн долл. или 68% ВВП, а сейчас 35 трлн долл. или 124% ВВП. Номинальный ВВП в 2008 году составил 14,8 трлн долл., а за 2023 год – 27,5 трлн долл., вроде бы почти удвоившись, но во многом за счёт официальной и ещё больше – скрытой инфляции. Рост госдолга вместе с инфляционным ростом номинального ВВП – это ключевые подпорки якобы роста экономики США, без которой она была бы в минусе, как американский автопром.

Не вдаваясь в подробности статистики, очевидно, что в выигрыше китайский автопром: в 2003 году производство там составило 2 млн легковушек и 2,4 млн грузовиков, а в 2023 году – 26 млн легковушек и 4 млн грузовиков. Если кто из читателей не поверит в эти данные, то может самостоятельно посмотреть их на сайте OICA.net (OICA – International Organization of Motor Vehicle Manufacturers – Международная организация производителей автотранспортных средств).

Буквально, Китай произвел в 2023 году автомобилей больше, чем США и Евросоюз вместе взятые, хотя имеет статистический ВВП как у Евросоюза и на треть меньше американского.

Напомним изречение из начала 1950-х: "Что хорошо для "Дженерал Моторс" – хорошо для Америки", сказанное руководителем на тот момент крупнейшего американского и мирового автопроизводителя в период доминирования американской промышленности. Так что же тогда с реальным американским ВВП, который, казалось бы, остаётся самым крупным в мире и растёт почти все последние годы, если автопром США чувствует себя неважно?

Ещё полезно процитировать недавние суждения о немецком автопроме и его флагмане, вынесенные в заголовки ведущих американских и немецких СМИ: "Падение немецкого "Фольксвагена" — лишь верхушка огромного айсберга" от Блумберга, "Проблемы "Фольксвагена" и упадок Германии" в "Вашингтон пост", "Что проблемы "Фольксвагена" говорят об экономическом будущем Германии" на "Дойче Велле".

Автосборочные производства являются вершиной айсберга производства промышленного оборудования, электронных компонентов и прочего с тысячью крупных и мелких поставщиков и миллионами рабочих мест. Поэтому изречение из начала 1950-х вполне актуально и для США, и для Германии, и для Китая.

По данным Евростата, промышленное производство в Германии в июле 2024 года (последние доступные цифры) упало на 5,5% по сравнению с тем же месяцем предыдущего года (немного круче было падение промпроизводства в Эстонии и Венгрии). В целом за 2023 год немецкая промышленность показала добавленную стоимость 752 млрд долл., а в 2018 году – 724 млрд долл., казалось бы, рост на 4%. Только промышленная инфляция по данным Евростата составила 32% за пять лет, уронив реальное промышленное производство Германии на 28%, что почти совпадает с падением продаж "Фольксвагена" за эту же пятилетку.

Фото: Хендрик Шмидт (dpa/picture-alliance). Акция против закрытия заводов "Фольксваген" массовых увольнений в немецком Цвиккау

Автор - доктор экономических наук, профессор кафедры общественных финансов Финансового университета

1.0x