Авторский блог Олег Щукин 11:53 30 ноября 2018

Авангардный Китай

КНР наглядно демонстрирует возможности социалистической организации общества

Китайские средства массовой информации сообщают о реализации целого ряда высокотехнологичных проектов на территории страны. В их числе — беспилотный "истребитель шестого поколения" Dark Sword, строительство гигантского завода фирмы Tesla возле Шанхая и как венец научно-технического прогресса Поднебесной — запланированная на конец текущего года посадка автоматической станции "Чанъэ-4" на обратной стороне Луны.

Сегодня КНР является единственным государством мира, последовательно осуществляющим космическую лунную программу. Ни США, ни РФ не могут позволить себе такой научной "роскоши", а переговоры между Роскосмосом и NASA по этом поводу уже которое десятилетие идут ни шатко ни валко, постоянно прерываясь широковещательными заявлениями то одной, то другой стороны о создании собственного "лунапарка" со всеми причитающимися компонентами.

Беспилотный ударный летательный аппарат, уже существующий "в металле" и названный американцами Dark Sword ("Тёмный Меч"), по мнению военных экспертов, может развивать скорость до 2500 км/ч (около 2 мах) в бесфорсажном режиме с предельной дальностью полёта до 5000 км, то есть находиться в небе около четырёх часов. Пока о российских или американских аналогах такого военного самолёта ничего не сообщалось.

Две первые строчки в списке Топ-10 самых мощных суперкомпьютеров современности ещё с 2013 года занимают китайские разработки: Sunway TaihuLight (93 петафлопс, то есть около 90 триллионов операций в секунду) и Tianhe-2 (33,9 петафлопс). Для сравнения: самый мощный из действующих американских суперкомпьютеров, Titan (бывший Jaguar), установленный национальной лаборатории Министерства энергетики США в Оук-Ридже, занимает в списке только 4-е место и имеет мощность 17,6 петафлопс. Правда, в июне 2018 года было заявлено о вводе в строй супермегакомпьютера Summit (Titan-2) установленной мощностью до 200 петафлопс (по другим данным — до 122 петафлопс), но его наладка будет завершена только через год и наверняка китайские товарищи готовят ответ на этот американский прорыв…

Примеров подобного рода можно приводить ещё великое множество. Ясно лишь одно: КНР уже второй раз в истории (после Советского Союза) наглядно демонстрирует возможности социалистической организации общества, за кратчайший исторический срок превратив недавнюю страну наркоманов, крестьян и кули в одного из лидеров прогресса для всего человечества.

Когда 35-й президент США Джон Кеннеди заявлял, что СССР выиграл космическую гонку за школьной партой, что советская система образования является лучшей в мире и что Америка должна многое из неё заимствовать, — он говорил абсолютную правду. Точно так же, как был прав Бисмарк, который, объясняя победу во франко-германской войне 1870 года, заявил, что "войны выигрывают не генералы — войны выигрывают школьные учителя и приходские священники". И если бы не советская система образования, которая "выросла" из гимназической системы Российской империи, распространив её практически на всё население страны, исход Великой Отечественной войны, наверное, тоже мог оказаться иным, поскольку для десятков тысяч танков и самолётов, для сотен тысяч орудий и миномётов требовались не просто патриоты, а люди, хорошо знающие физику и математику и умеющие применять эти знания на практике.

Современная Россия после уничтожения СССР (да и Советский Союз на последнем этапе своего существования) фактически отказались от этого наследия, а вот Китайская Народная Республика, взяв данную систему за образец и внеся в неё необходимые изменения — например, программа начальной школы в КНР из-за традиционной иероглифической письменности рассчитана не на три-четыре года, а на пять (в школах полного учебного дня) или даже шесть лет обучения, при учёбе с шестилетнего возраста, — добилась поразительных успехов. Причём численность студентов за 2008—2017 гг. увеличилась с 4,5 до минимум 25,7 млн. человек, при этом в Китае обучается около 500 тысяч иностранных студентов, а за рубежом получают высшее образование больше миллиона граждан. Как невесело шутили в конце 90-х годов прошлого века, "американские университеты — это место, где российские преподаватели обучают китайских студентов". Результаты этой практики сегодня уже видны и продолжают усиливаться.

Помимо всего прочего, "красный дракон" с 2010 года занимает первое место в мире по числу поданных заявок на патенты, а с 2013 года — по числу полученных патентов и, хотя американские источники типа агентства Bloomberg заявляют, что 90% этих патентов являются "бесполезными", сути дела это не меняет, поскольку актуальное и массовое применение в промышленности находят в лучшем случае от 2 до 5% патентованных изобретений. К тому же, вот уже больше 10 лет наблюдается массовый переезд для работы в Китай представителей научно-исследовательского и профессорско-преподавательского сообщества, что, несомненно, дополнительно повышает уровень и высшего образования, и научно-исследовательских работ в КНР.

Что же касается строительства завода Tesla с плановой мощностью в полмиллиона электромобилей в год, то этот проект реализуется ударными темпами и, видимо, связан с китайской практикой, как выражается президент США Дональд Трамп, «неправомерного использования интеллектуальной собственности», поскольку спасает эту фирму Илона Маска от почти неизбежного банкротства. Разрешение на строительство было дано китайскими властями только в ноябре 2017 года, соглашение о строительстве — подписано в нынешнем июле, а первые электромобили планируется выпустить уже в конце следующего, 2019 года. Вряд ли это можно считать благотворительностью или жестом доброй воли со стороны официального Пекина — весьма вероятно, что предметом этой сделки стали и высокие технологии, причем это может касаться не только и даже не столько Tesla, сколько других проектов Маска.

Поэтому не стоит относиться к нашему дальневосточному соседу с традиционной для России послесталинского периода долей пренебрежения — особенно в том, что касается уровня китайского образования, науки и техники. Наоборот, сегодня нужно учитывать наработанный в КНР опыт создания и функционирования структур "постиндустриального" общества при формировании и программ российско-китайского сотрудничества, и перспективных планов развития нашей страны.

1.0x