пнвтсрчтптсбвс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
Сегодня 10 июня 2025
Об авторе

Лев Николаевич Гумилёв ((18 сентября (1 октября) 1912 г. — 15 июня 1992 г.) — отечественный историк, этнолог, поэт и переводчик, автор пассионарной теории этногенеза.

Биография

Родился в Санкт-Петербурге (в Царском селе) в семье выдающихся русских поэтов Льва Николаевича Гумилёва (3 (15) апреля 1886 г.— 26 августа 1921 г.) и Анны Андреевны Горенко (Анны Ахматовой, 11 (23) июня 1889 г. — 5 марта 1966 г.). С 1919 года жил в городе Бежецке у бабушки по отцу Анны Ивановны Гумилёвой, урождённой Львовой (4 июня 1854 г.— 24 декабря 1942 г.). В 1929 году переехал к матери в Ленинград, где закончил среднюю школу. Попытка поступить в педагогический институт оказалась безуспешной, поскольку у «сына контрреволюционера и классово чуждого элемента» даже не приняли документы и не допустили к вступительным экзаменам. В 1931-1933 гг. Лев Гумилёв работал в различных экспедициях, в том числе географических и археологических, а также занялся стихотворными переводами с языков народов СССР. В июне 1934 года поступил на исторический факультет Ленинградского госуниверситета. 23 октября 1935 года был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности. Благодаря ходатайству Анны Ахматовой освобождён по личному распоряжению Сталина 4 ноября, но исключен из университета. Восстановился в конце октября 1936 года. В ночь с 10 на 11 марта 1938 года последовал новый арест, по решению суда Лев Гумилёв был приговорен к 10 годам исправительно-трудовых лагерей с поражением в правах на 4 года, начал отбывать срок на лесоповале в Карелии. Вследствие поданной кассационной жалобы был возвращён на доследование в ленинградскую тюрьму «Кресты», что, по собственному признанию Льва Гумилёва, не только спасло ему жизнь, но там же возникла идея пассионарности. Дело было пересмотрено, и по новому решению суда от 26 июля 1939 года срок заключения Льву Гумилёву был сокращён вдвое, а местом его пребывания стала система НорильЛага. В октябре 1944 года, уже отбыв срок и возвратившись из геологической экспедиции Норильского металлургического комбината, был призван в ряды Красной Армии. Служил в 1386-м зенитном артиллерийском полку, входившем в состав 1-го Белорусского фронта, получил медали «За взятие Берлина» и «За победу над Германией». Был демобилизован в ноябре 1945 года. в 1946 году экстерном сдал экзамены, необходимые для окончания исторического факультета ЛГУ. 28 декабря 1948 года там же защитил диссертацию «Политическая история первого тюркского каганата (546-659 гг.)», получив учёную степень кандидата исторических наук. В 1949 году работал старшим научным сотрудником Государственного музея этнографии (ГМЭ), участвовал в работах Саркельской археологической экспедиции. 6 ноября 1949 года вновь был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности, Особым Совещанием при МГБ СССР осуждён на 10 лет ссылки, срок наказания отбывал в лагерях Карагандинской области Казахской ССР и Омской области РСФСР, перенёс две операции. 11 мая 1956 года был признан невиновным по всем статьям и освобождён. Устроился вначале лаборантом в Центральную научную библиотеку Эрмитажа, в 1957-1962 гг. возглавлял работы Астраханской археологической экспедиции Эрмитажа, в 1962 году был принят научным сотрудником в Научно-исследовательский географо-экономический институт ЛГУ (НИГЭИ).

С 1959 года в различных изданиях публиковались его переводы из восточной поэзии. В 1960 году вышла в свет монография Л.Н. Гумилёва о хунну, которая вызвала острые дискуссии в академической среде. По итогам этих дискуссий учёный защитил в ЛГУ диссертацию на учёное звание доктора исторических наук. Был редактором вышедшей в 1962 году монографии доктора исторических наук и директора Эрмитажа М.И. Артамонова «История хазар»; результаты археологических экспедиций 1930-х—1960-х годов, в том числе со своим участием, подвёл в книге «Открытие Хазарии» (1966), после которой получил репутацию антисемита. С 1967 года сосредоточился на изучении вопросов этногенеза. Разработанная им «пассионарная» теория этого процесса объясняла его природно-географическими, а не только социально-историческими причинами и вызвала резкую критику со стороны советской академической этнографии, в противовес которой Л.Н. Гумилёв позиционировал себя как этнолога. В 1974 году защитил в ЛГУ диссертацию на соискание учёной степени доктора географических наук по теме «Этногенез и биосфера Земли», однако Высшая аттестационная комиссия (ВАК) не утвердила решение Учёного совета. Одной из причин стала публикация в декабре журналом «Вопросы истории» статьи доктора исторических наук В.И. Козлова «О биолого-географической концепции этнической истории» с жёсткой критикой идей Л.Н. Гумилёва — а скандал вокруг его книги «Старобурятская живопись: Исторические сюжеты в иконографии Агинского дацана», в которой автор допустил ряд бесспорных фактических неточностей, надолго сделал его «изгоем» в академической среде. В период 1976-1986 гг. публикации работ Л.Н.Гумилёва по специальности полностью блокировались, и даже расширенные материалы докторской диссертации с трудом удалось только депонировать в ВИНИТИ. При этом учёный продолжал свои исследования, активно выступал с лекциями и публиковался в «непрофильной» периодической печати.

Только в период «перестройки» после письма Л.Н. Гумилёва в ЦК КПСС, запрет на его исторические и этногеографические труды был снят, они получили «взрывную» популярность и признание. Помимо «пассионарной» теории этногенеза, разрабатывал теорию межэтнических взаимодействий и их терминологический аппарат. Выступал сторонником евразийства как основы русской цивилизации, критиковал концепцию монголо-татарского ига на Древней Руси.

Скончался от осложнений после операции по удалению желчного пузыря, отпевание прошло в церкви Воскресения Христова у Варшавского вокзала, похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

23 мая 1996 года указом президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева Акмолинский университет был преобразован в Евразийский университет имени Л.Н. Гумилёва.

Библиография

  • Политическая история первого тюркского каганата (546-659 гг.): Тезисы дисс. на соиск. учен. степени канд. ист. наук / Ленингр. гос. ун-т им. А. А. Жданова. — Ленинград : [б. и.], 1948. — 2 с.
  • Хунну: Срединная Азия в древние времена. — М.: АН СССР. Ин-вост. Лит-ры, 1960. — 291 с.
  • Древние тюрки. История Срединной Азии на грани Древности и Средневековья (VI—VIII вв.): Автореф. дисс. на соиск. уч. степени доктора ист. наук / Ленинградский гос. ун-т. — Л., 1961. — 28 с.
  • Открытие Хазарии: (Историко-географический этюд) / АН СССР. Ин-т истории народов Азии. — М.: Наука. 1966. — 191 с.
  • Древние тюрки / АН СССР. Ин-т народов Азии. — М.: Наука, 1967. — 504 с.
  • Этнос как явление //Доклады отделений и комиссий /Геогр. об-во СССР. — Л.. 1967. — Вып. 3: Этнография. — с. 90-107.
  • Этногенез и этносфера // Природа. — 1970. — № 1. — с. 46-55 — № 2. — с.13-50.
  • Этногенез и биосфера Земли: Автореф. дисс. на соиск. уч. степени доктора геогр. Наук. — Л.: ЛГУ, 1973. — 33 с.
  • Хунны в Китае: Три века войны Китая со степными народами. — М.: Наука. 1974. — 236 с.
  • Старобурятская живопись: Исторические сюжеты в иконографии Агинского дацана. — М.: Искусство. 1975. — 57 с.
  • Этногенез и биосфера Земли. — М.-Л., 1979. — Депонировано ВИНИТИ. — № 1001—79. — Вып. 1. Звено между природой и обществом.
  • Этногенез и биосфера Земли. — М.-Л., 1980. — Депонировано ВИНИТИ. — № 3734—79. — Вып. 2. Пассионарность.
  • Этногенез и биосфера Земли. — М.-Л., 1980. — Депонировано ВИНИТИ. — № 3735—79. — Вып. 3: Возрасты этноса.
  • Эхо Куликовской битвы // Огонёк. — 1980. — № 35.— с. 16-17.
  • Этногенез и биосфера Земли // Природа и человек, 1988. — № 12. — с. 56-80; — 1989. — № 1. — с. 59-62; — № 2. — с. 56-61; — № 3. — с. 58-62; — № 4. — с. 54-69.
  • Этногенез и биосфера Земли /Под ред. доктора геогр. наук. профессора В.С. Жекулина. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. — 496 с.
  • Древняя Русь и Великая степь. — М.: Мысль. 1989. — 766 с.
  • География этноса в исторический период. — Л.: Наука, 1990. — 253 с.
  • От Руси до России. — СПб.: Юна, 1992. — 268 с.
  • Из истории Евразии. — М.: Искусство, 1993. — 80 с.
  • Зигзаг истории / Этносфера: История людей и История природы. — М.: Экопрос, 1993. — 544 с.
  • Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации. — М.: Прогресс: Фирма «Пангея»: Центр экол. просвещения и развития «Экопрос», 1993. — 576 с.
  • Конец и вновь начало. — М.: Танаис, ДИ-ДИК, 1994. — 541 с.
  • Древний Тибет. — М.: ДИ-ДИК, 1996. — 557 с.
  • Древняя Русь и Великая степь.— М.: АСТ, 2002. — 839 с.
  • История народа хунну. Кн. 1. — М.: АСТ, 2002. — 412 с. Кн.2. — М.: АСТ, 2002. — 443 с.
  • От Руси к России. — М.: АСТ, 2003. — 397 с.
  • Чтобы свеча не погасла: сб. эссе, интервью, стихотворений, переводов. — М.: Айрис-пресс, 2003. — 557 с.
  • Чёрная легенда: друзья и недруги Великой степи. — М.: Айрис-пресс, 2004. — 564 с.
  • От Руси до России. Поиски вымышленного царства. — М.: Вече, 2009. — 382 с.
  • Автобиография. Автонекролог. — М.: Айрис-пресс, 2013 .— 637 c.

Публикации в "Завтра"

Публикации о Льве Гумилёве

Последние прокомментированные статьи
1.0x