Об авторе

Константин Павлович Пчельников (9 (11?) апреля 1925 г. — 18 июня 2001 г.) — архитектор, философ, футуролог.

Биография

Родился в Ташкенте, в семье Павла Иннокентьевича Пчельникова и Вассы Архиповны, урождённой Богдановой. В мае 1943 года был призван в ряды Красной Армии. В боевых действиях Великой Отечественной войны участия не принимал, местом службы при награждении медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» указано 3-е Харьковское танковое училище, тогда дислоцированное в Средней Азии (гг. Ош, Чарджоу, Самарканд), воинское звание — младший лейтенант. Демобилизован 27 июля 1946 года в звании старшего лейтенанта. В 1947-1952 гг. обучался на архитектурном факультете Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина Академии художеств СССР в Ленинграде, у профессора Игоря Ивановича Фомина.

Ещё студентом участвовал в работе над проектом, а затем и в строительстве Дворца культуры и техники в Варшаве (1952-1955), единственной "сталинской высотки" за пределами СССР, а также Кремлёвского Дворца съездов (ныне — Государственный Кремлёвский дворец), был главным архитектором национального стадиона Гелора Бунг Карно в индонезийской Джакарте и комплекса президентской резиденции в Гвинее. В 1965 году получил второе высшее образование, окончив МИИТ. Проект К.П. Пчельникова представлял Советский Союз на Экспо-1970 в Осаке (Япония). В 1975 году защитил в своей alma mater кандидатскую диссертацию на тему «Архитектура подвесных потолков современных общественных зданий».

В конце 1960-х—начале 1970-х годов получил известность как «архитектор цивилизаций», автор ряда оригинальных концепций, синтезирующих архитектуру и цивилизационную антропологию, в рамках которых идея Ле Корбюзье «Дом — машина для жилья» распространялась на масштабы стран и континентов как мегамашин («города-цветы») для жилья, работы и передвижения целых обществ и народов в широкой исторической перспективе («ловушки будущего»). Известен рядом технологически проработанных, но не реализованных на практике проектов — таких, как «Застава Ильича» (1964-1965), «Кинетическая система расселения» (1973) и др. Активно исследовал проблемы взаимодействия вмещающего ландшафта, в том числе искусственного, и человеческих сообществ в их этническом и расовом разнообразии («этнический спин» и др.), созвучные идеям Л.Н. Гумилёва. Был сторонником развития «некубичной», «непрямоугольной» архитектуры во всех сферах человеческого бытия.

Погиб в автокатастрофе в Москве. Похоронен на Кунцевском кладбище.

Судьба огромного творческого наследия Константина Пчельникова остается неизвестной, в настоящее время оно считается практически полностью утраченным, за исключением немногих сохранившихся публикаций и артефактов. Всегда находившийся в поисках и спорах с самим собой К.П. Пчельников стал прообразом сразу двух главных героев романа А.А. Проханова «Вечный город» (1979), архитекторов Садовникова и Завьялова, его мировоззрение стало одной из основ идеологии газет «День» и «Завтра».

Библиография

  • Архитектура подвесных потолков современных общественных зданий: Автореферат дисс. на соискание ученой степени кандидата архитектуры. Акад. художеств СССР. Ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. — Ленинград : [б. и.], 1975. — 25 с.

Публикации Константина Пчельникова в «Завтра»

Публикации о Константине Пчельникове

Последние прокомментированные статьи
1.0x