Авторский блог Константин Кант 00:08 20 августа 2023

Армия 2023. Как сбываются мечты

на выставке командир одного из подразделений получил от военных инженеров неожиданный подарок для отправки на передовую

Шёл второй день форума, солнце грело во всю мощь. На входной группе в павильоны уже к десяти утра народ валил валом: военнослужащие в парадной форме, участники и организаторы выставки, семьи с детьми, корреспонденты с аппаратурой, иностранные военные с переводчиками, одетые в летние платья дамы, учащиеся специализированных учебных заведений.

- Это звучит не очень прилично, - сказал нам командир сводного отряда, которого мы встретили на входе и которому решили составить компанию, - но тем не менее: каждый раз, как мы вгрызаемся в новые позиции, первое, что мы делаем, - обустраиваем, простите, клозет. Потом на этом месте (ещё раз прошу меня простить), становится очень неопрятно.

Поскольку динамичному настроению форума «Армия России 2023» наш разговор не особо соответствовал, мы с командиром переключились на любимую тему «дроны и дроноподавление». - Ну, что, придумали учёные какой-нибудь компактный купол против дронов? – с надеждой интересовался командир.

- А пёс его знает! – отвечал я. – Всё что имеется, уже волонтёры поставили на передовую. Ждём отзывов.

Когда в июне, мы с Бурятом ездили к этому самому сводному отряду в ЛНР, нам пришлось проводить занятия в поле, и жить «в поле», поскольку в расположение отрядов было несколько прилётов. На полигоне мы устроили импровизированный клозет, растянув на дугах масксеть. Один боец делал свои дела, второй боец наблюдал за «небом».

Тогда же, один из ополченцев, с позывным Симон, сказал своему командиру и нам: «Не очень охота помирать в таком месте! Как-то не по – геройски, что ли...»

- Вот поэтому по двое и ходите! – ответил тогда командир. Один периметр охраняет, второй, туда-суда.

Я отогнал воспоминания, и мы с жаром принялись обсуждать работу противодронных систем подавления.

Размер экспозиции выставки поражал моё воображение, - казалось, что до самого горизонта тянутся выставочные кластеры, на многие километры. Снаружи выставлялись новейшие образцы бронетехники, специальной техники, вооружения. У бронеавтомобиля на базе работяги «Тигра», командир задержался надолго.

- Не, ну ты видел?! – командир достал смартфон и сделал снимок таблички с ТТХ машины.

На бронеавтомобиль инженеры поставили РЛС, а в турели разместили счетверённую установку пулемётов.

- Я бы калибр побольше воткнул! – не унимался командир. – 12.7мм, например. Чтобы наверняка!

Дело в том, что два месяца назад, один из FPV-дронов противника приземлился на полигоне, после того, как его частоту погасили противодронным ружьём. Однако, приземлившись, пилотажный дрон встал на боевой взвод, и когда один из бойцов решил «затрофеить» приземлившийся аппарат, произошёл подрыв, и воин лишился руки и глаза.

- Интересно, а модули с РЛС отдельно могут поставляться, чтобы подразделение ставило их на крышу любого транспортного средства? – поинтересовался я. Вышла машина из строя, модуль переставил, и вперёд!

Яркое солнце слепило глаза, бликуя на выставленной технике. Мы продолжили наш вояж по рядам бронемашин, танков, спецтехники, беспилотных дронов и вертолётов.

двойной клик - редактировать изображение

- Ух, ты! – как ребёнок восхитился командир, заметив беспилотный грузовик 4*4. Вот такой бы образец, но с адекватным бронированием. Пригодился бы для проводки колонн. Всё же не рисковать жизнями парней, хотя штука дорогая, конечно!

Я почитал описание. Аппарат был оснащён системой машинного зрения, но в любом случае, машине требовался оператор, который мог находиться на расстоянии, и определять курс грузовика.

- Вообще, приятно видеть совсем новые образцы. – сказал командир. – А то много «старых знакомых», когда дорабатывают уже имеющююся технику. Тут же совсем другие «лица» техники.

- Ну, что-то в стадии проекта, что-то уже испытывается, что-то уже готовится быть принятым на вооружение, – сказал специалист КБ, которое разработало беспилотный грузовик. - Мы, кстати, собираемся делать дистанционно управляемый минный трал.

- А ему машинное зрение-то для чего, если им оператор управляет? – спросил я.

- Так он может и по маршруту сам двигаться! – ответил специалист. – Задал обратный курс, дал команду, и машина сама пошла работать.

Мы осмотрели новые разработки бронетранспортёров, беспилотные гусеничные комплексы, камуфляжные маскировочные сети с защитой от термо–оптики. Модульные системы для установки на транспортные средства имели оригинальное решение, например блок с бронированной кабиной и турелью, который устанавливался на стандартный агрегат, превращая грузовик в бронированную, адекватно вооружённую машину, способную уверенно огрызнуться.

- Будем надеяться, что эти технические решения попадут на фронт чем скорее, тем лучше! – сказал командир.

двойной клик - редактировать изображение

Мы решили переждать полуденное солнце, удалившись под сень павильонов. Под крышей было прохладно, и глаза разбегались от представленных экспонатов. Очень много было стендов с тактической медициной. Видно было, что талантливые люди нащупали контакты с передовой, наладили обратную связь, и стали делать турникеты, рюкзаки, тренажеры, манекены, тампонаду, бандажи, аптечки очень хорошего качества. Было на форуме огромное количество дронов, винтокрылых, самолётного типа, гусеничных, водных.

У павильона, где выставлялись отечественные турникеты, мы остановились. Мне и Денису, за то время, что мы готовили различные подразделения по тактической медицине, приходилось испытывать разные турникеты, которые инженеры бесконечно улучшали и модифицировали. Дэн напялил перчатки, сложил турникет в конфигурацию «петля» и накинул себе на руку, после чего нащупал хвостик и затянул петлю на руке, выкрутил «брашпиль».

- Гляди, до чего ребята додумались! – сказал Денис, снял турникет, разомкнул, разгладил и передал мне. Я провёл пальцами по ткани и не поверил своим ощущениям: обычно в критических ситуациях работать с турникетом приходится в боевых перчатках, потому что времени стягивать их нет, требуется наложить на конечность турникет, как можно проксимальнее, чтобы остановить вытекающую кровь. С кровью может вытечь и жизнь, а нас учили бороться за каждую каплю крови. Итак, работая в перчатках иногда сложно бывает нащупать кончик турникета, поэтому люди, которые часто тренируются его накладывать, опаляли раньше зажигалкой фрагмент «велкро» на хвостике. На «турникете боевом специальном» эта проблема была решена - тактильно хвостик можно было нащупать даже в толстых перчатках. Также «велкро» было убрано и с обратной стороны «рогов», и теперь, накладывая турникет на руку, он не цеплялся за липучку, на которой висит на рукаве патч.

Многие люди могут сказать, что это мелочи: однако некоторые мелочи, могут превратиться в крупные проблемы. Мы двигались из сектора «Е» в сектор «С». В недрах павильона царила приятная суета. Люди разбивались на группы, смотрели, кооперировались, снимали фото и видео, оживлённо болтали.

Командир вдруг встал как вкопанный, и я чуть не сбил его с ног, как кеглю.

- Ну надо же! – только и смог воскликнуть он. – Ну надо же! – помнишь наш разговор о сортире на передовой?

- Ну!? – сказал я.

- Гляди! – и командир показал на один из многочисленных павильонов, со скромным баннером, на котором была скромная надпись «Друг».

В недрах павильона я разглядел компактную палатку на дугах, защитного цвета. Дно у палатки отсутствовало, на полу стоял компактный раскладной стульчак, хитро оборудованный огромным полиэтиленовым мешком чёрного цвета.

Не веря своему счастью, командир вломился в павильон и представился. Пока автор разработки объяснял принцип устройства своего оборудования, один из сотрудников за полторы минуты собрал клозет. «Домик» хитро сложился вместе с дугами и превратился в маленький блин, диаметром полметра. Теперь это оборудование занимало места ровно столько, сколько занимает сложенный рыболовный стульчик.

- Попробуйте установить сами! – предложил один из сотрудников «кемпинга».

Командир глянул на часы, засекая время, взялся за «блин», развернул его, и, - о, чудо! – на полу стоял «домик» защитного цвета в человеческий рост. Отсек на молнии, который служил «дверью», открыли, установили туда стульчик, пакет и сиденье. Процедура заняла меньше минуты.

Для траншейного применения имелось подобное устройство, но с маскировочным куполом.

- Мне таких надо десять! – сказал командир.

- А вы уже шестнадцатый человек, который говорит, что этих изделий ему надо много.

Дмитрий Суслов, известный инструктор по тактической медицине, интересуясь вещами, представленными на стенде, заметил философски:

- Кто был на передовой, тот прекрасно понимает, что 80% всей войны, - это бытовуха.

Поговорили про обстановку на фронте. Я прошёлся взглядом по продукции фирмы и не поверил своим глазам.

- Это что же у вас… - всё ещё не веря увиденному, поинтересовался я, - Волокуша транспортировочная?

- О! Сразу видно знатока! – оживился сотрудник стенда. – Попробуете?

На полу лежала волокуша, которая была создана для эвакуации пострадавших из труднодоступных мест. Эвакуация на таком пластмассовом корыте осуществляется с помощью мускульной силы одного спасателя. Внутри корыта была оборудована система для крепления раненого, нижняя часть, где у волокуши находился «транец» имела скрученный в рулон кусок прочного пластика, который при необходимости разворачивался и позволял зафиксировать ноги пострадавшего. Спереди волокуша имела длинную и прочную стропу, длинною два метра. Стропа позволяла тащить пострадавшего, хоть лёжа, хоть стоя. В таком корыте одно удовольствие было бы перемещать БК по траншеям, если использовать данное изделие не только как эвакуационное, но и как транспортное.

- Прокатимся?! - предложил я командиру.

Тот кивнул и бухнулся навзничь, как на занятиях по такмеду, которые мы много раз проводили на передовой. Я подполз к телу лежащего, сымитировал беглый осмотр, и повернул его на бок. Потом завёл под него волокушу, и вернул в горизонтальное положение, после чего зафиксировал на волокуше ремнями с фастексом. Я отполз на длину стропы и попробовал тащить раненого лёжа. По полу павильона волокуша скользила как по маслу. Можно был ползти и тащить одной рукой.

- Поехали на променад! – сказал командир.

- Давайте! – согласился инженер.

Мы выехали из павильона. Ползти мне было стыдно, поэтому я накинул «постромки» себе на грудь и двигался, прорубая себе дорогу среди посетителей. Народ заинтересовался необычным зрелищем. Многие фотографировали.

На асфальте тащить корыто с раненым было так же легко, как и по полу павильона.

- Давай бордюр найдём и на него заедем! – командовал лежащий в волокуше. – Теперь подъём ищи! Туда поедем!

- Класс! – прокомментировал нашу упряжку кто-то из организаторов.

- Ребят, прокатите нас пожалуйста! – попросили идущие навстречу дамы.

- Ехали на трооойке с бубенцаааами! – затянул командир, пришвартованный к корыту.

Наш вояж завершился тем, что мы с инженером погрузили волокушу с раненым в кузов «Тигра». На корыте имелись удобные стропы по обоим бортам.

- И это ещё не всё, что может волокуша! – сказал инженер.

Мы вернулись в павильон, закатили волокушу на стенд, инженеры напоили нас чаем, а через двадцать минут главный инженер и наш спутник договорились о том, что на передовую командир безвозмездно повезёт три волокуши, туалеты, и несколько полевых душевых устройств. Количество они уточняли в тот момент, когда я писал на ноутбуке эту статью.

двойной клик - редактировать изображение

1.0x