Он жил в густо жанровом мире, в космосе которого своеобразно вращались детективы, поэзия, драмы, биографическая проза…
Вот том о Мопассане, исполненный Арманом Лану, некогда опубликованный в популярной серии ЖЗЛ; том о трагическом гении французской прозы, доведшим мастерство психологического письма, казалось бы, до предельных высот, видящим каждый изгиб психики; о гении, прожившим кратко, подтачиваемым недугами, съеденным ими; оставившим сияющее наследие.
Биография, заселённая густо: и многообразие людей даётся Лану с поразительной конкретикой и живописностью; и Мопассан выписан… как живой, и книги его становятся ближе, словно попав в фокус нового освещения.
Дебютировал Лану детективом: линии повествования в «Безумной канадке» причудливо перекрещивалась, оставляя читателя в напряжение до конца.
В наиболее известной в СССР книге Лану – «Пчелином пастыре» - поэтичность повествования совмещалась с шероховатой правдой: той, что тёрла в ладонях людей в подвижных недрах французского Сопротивления; и когда учитель и художник, главный персонаж, возвращается из лагеря в Париж, удивлённо видит, что мало что изменилось – только жизнь, пожалуй, стала беднее…
Пчелиный пастырь – человек, живущей своей философией: столь же сложной, сколь и углублённо связанной со сложнейшим социумом пчёл…
В общем, философия самого Лану была достаточно тяжёлой: образ безумия мира, постоянно скатывающегося в недра войн, давался достаточно жёстко, и тема психических заболеваний, как следствие совершенно неправильной жизни, звучала часто.
Возможно, своеобразной сумрачностью колорита и был интересен Лану: чьё наследие велико, и многое в нём не меркнет.