Сообщество «Салон» 10:31 11 октября 2022

Архитектура как русская мечта

Музей архитектуры имени Алексея Щусева представляет долгожданную экспозицию «Мельников / Melnikov»
34

«Исстари архитектура благоволила к нам, к русским».

Константин Мельников «Архитектура моей жизни»

Им восхищались, его превозносили, его ненавидели и осмеивали. Он был не столько заносчив, сколько закрыт и не допускал в свой мир толпы друзей, приятелей и поклонников. Ценил тишину, хотя оказался певцом и вдохновителем «ревущих двадцатых». Чем-то напоминая звезду подмостков, он ярко взлетел и – больно упал, проживая долгие лета в практическом забвении. Уже в конце 1940-х о нём спрашивали: «Как? А разве он не умер?» Его не подвергли репрессиям и не выселили из Москвы, да и с голоду не умирал, преподавая на кафедрах инженерно-строительных вузов начертательную геометрию и графику, но все его полусказочные проекты (за редчайшим исключением) вызывали насмешливое удивление. Экий старый фанфарон! В 1960-х его «открыли» заново, искренне удивляясь, что человек-легенда спокойно коротает век близ Арбата, в странном, волшебном доме собственной постройки. Кто же это? Гений архитектуры Константин Мельников.

Музей архитектуры имени Алексея Щусева представляет долгожданную экспозицию «Мельников / Melnikov» и уже в самом названии заключена всемирность и всеохватность этого имени. В позорные дни, когда на Западе устраивают нам cancel culture, необходимо напомнить – прежде всего самим себе, что русский авангард - вестник эстетической концепции XX столетия. Профаны относят Мельникова к лагерю конструктивистов, хотя он не входил в ОСА – Объединение Современных Архитекторов, инициированное Александром Весниным и даже был с ним в творческом конфликте.

Искусствоведы знают, что Мельников числился в АСНОВА - Ассоциации новых архитекторов, возглавляемой рационалистом Николаем Ладовским, но и тут наш герой позиционировал себя, как независимая личность, и относить его к рационалистам было бы неверно. Мельников стоял наособицу, получая и похвалы, и плевки со всех сторон. Будучи футуристичен, он слыл… традиционалистом в стане авангарда, ибо склонялся к использованию «древнейших» материалов – кирпича и дерева, не доверяя стеклобетонной, алюминиево-пластиковой моде 1920-х. Он грамотно совмещал дедовские привычки с новизной, а его смелость граничила с вызовом.

Итак, удивительная и – печальная судьба. Выставка открывается не ученическими набросками, а невоплощёнными проектами, под каждым из которым значатся колкие высказывания товарищей. Мол, всё, что делает Мельников – трюкачество, и все его сооружения подобны босховским уродцам. Убийственные заголовки и фразы: «Лестница, ведущая в никуда, «Архитектура вверх тормашками», «Бесплодное бумажное формотворчество», «Механизирующий максимализм». Критиковали и за то, что, имея авторитет у студентов, Мельников забивает им головы своими россказнями. Во всём была доля, …долька истины – это, безусловно, трюкачество и любование формой, но за каждой «шпилькой» таилась зависть, а ещё – неприязнь к волку-одиночке.

В отличие от своих коллег – дворян Щусева и Жолтовского, купеческих сыновей Весниных, поповичей Голосовых, разночинца Иофана и прочих «отпрысков хороших семейств», решивших посвятить себя архитектуре, наш герой был родом из народа, и потому его дар – чистый, незамутнённый и никоим образом не сформированный окружением. О своём босоногом – в прямом смысле этого слова – детстве Мельников напишет в своих мемуарах, вспоминая также и сторожке, «созданной из глины и соломы», где проживало семейство будущего творца чертогов.

Путь в искусство – череда случайностей: окончил церковно-приходскую школу, где отличался лишь чистописанием; рисовал на всех доступных поверхностях, жадно хватался за картинки из иллюстрированных журналов. Талант заметил хозяин технической конторы, где Костя работал «мальчиком», то есть курьером и слугой одновременно. Его стали продвигать и ввели в общество, а нанятые учителя подготовили парня к экзаменам в Московское училище ваяния и зодчества.

Вот – зал, посвящённый первым опытам: эскизы капителей и фронтонов, наброски и зарисовки человеческих фигур. Тут же – студенческие проекты, где пока нет ничего от будущего мечтателя: типичный доходный дом с полукруглыми окнами а-ля палаццо, церковка в неорусском стиле, штудии, пробы пера, точнее – карандаша и циркуля. Под стеклом – готовальня, записная книжечка, диплом. Потрясающий нюанс: если бы Мельникова не увлекло зодчество, он стал бы живописцем – на выставке можно видеть галерею его картин, созданных на стыке реализма с импрессионизмом.

Всегда задаёшься вопросом: а что, если бы не Революция? Мельников – тот случай, когда смена формаций не помешала и не помогла. «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа», - речено в Евангелие, а Мельников был рождён для творчества в любых условиях. Сам же архитектор мыслил тогда категориями русский мечты: «Ни одно место земли не имело столь ясного знамения будущего, как та, широко распластанная на мощном континенте, трепетная Россия, воспринявшая на себя одну всю современную новизну испытания, проб и экспериментов».

Так и или иначе, постреволюционное десятилетие было знаковым для архитектора - тогда сама эпоха затребовала движения вперёд, и у Константина вырабатывался дерзкий почерк. Началось всё с павильона для Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки 1923 года – аналога Нижегородских ярмарок и парижских Expositions.

Павильон «Махорка» - одно из первых «громких» заявлений Мельникова. Нагромождение геометрических форм буквально заряжено внутренней динамикой – откосы, переходы, стройность косоугольных крыш и весь этот псевдо-хаос (!) невероятно устойчив. «Махорка» рождена под влиянием экспрессионизма с его психологической выразительностью. Небольшое зданьице так изумило, что затеялись творческие дискуссии вокруг него. Иные ругали, но поддержал великий Щусев. (К слову, он же в 1924 году привлечёт Мельникова к сооружению саркофага для Мавзолея).

Народ счёл павильон диковиной, и все ходили поглазеть на чудный домик. Он запомнился. «Недалеко от павильона, где работает Асмолов, павильон с гигантским плакатом «Махорка». Плакат кричит крестьянину: «Сей махорку — это выгодно»», - констатировал Михаил Булгаков в своём рассказе о Москве. На выставке мы видим зарисовки, фото, современный макет, эскиз плаката «Махорка» с его стремительной диагональю.

В 1920-х все художники, поэты и зодчие не брезговали никакой работёнкой – подвизались в журнальной иллюстрации, стряпали тексты для рекламы, возводили не только сияющие кварталы «нового быта», но и крематории, бани, склады. Мельников трудился над Ново-Сухаревским рынком, от коего ныне осталась контора, где после закрытия торговых площадей, помещались разные службы. И сейчас торчит сия печальная руина, давно потерявшая свой изначальный облик, но всё ещё не убитая московскими «реноваторами».

Вехой в творчестве Мельникова были гаражи. Транспорт – общественный и личный - стал чем-то, вроде нового божества. Ревели клаксоны, свет фар взрывал темноту ночи, неслись автопробеги, человек открывался навстречу скорости. На экспозиции представлены все четыре шедевра - Бахметьевский (ныне в нём почему-то располагается Еврейский центр и музей толерантности), Госплановский, Интуристовский, Новорязанский.

Мельников – герой дня. Его USSR-павильон для французской EXPO-1925, самого значительного события в художественной жизни 1920-х годов вызвал аплодисменты на родине Ле Корбюзье. Франция со времён Людовика-Солнце – ведущая архитектурная держава, а тут – русское нашествие. «Возлюбленная подхватила меня так высоко, что весь Париж встретил нас рукоплесканием», - повествовал Мельников, именуя «возлюбленной» - архитектурную музу, гармонию.

Он относился к зодчеству, как к любовной страсти, но то не было сублимацией. Мельников хорош собой и женат на полнотелой красавице Анне Гавриловне, да и никогда не испытывал недостатка в дамском внимании. Его тяга к проектированию казалась помешательством. «Начиная с 1927, мой авторитет вырос в монопольный захват …вот так поступит любовь и с Вами, если она Вас полюбит», - «она» - это снова Belle Femme – архитектура. Мельников столь востребован, что работает над парижскими гаражами – их макеты явлены в одном из залов, а на миланской Триеннале 1933 года ему посвящен целый раздел – приблизительную реконструкцию мероприятия также можно увидеть на экспозиции.

Ярый интроверт и одиночка Мельников – автор наиболее эффектных рабочих клубов, где предполагалось общение больших масс людей. Эра тотальной открытости: сознательный пролетарий должен после смены не замыкаться в себе, а бежать на лекцию или в кружок, на спортивное действо, политзанятие, диспут, митинг. Всё это – в рамках клуба, также отвлекавшего работяг и служащих от пивных, танцулек и синематографа, где не все картины соответствовали требованиям агитпропа. Дано задание: в кратчайшие сроки выдать проекты будущих клубов, и тут Мельников шикарно обскакал всех – даже Илью Голосова и братьев Весниных. На выставке – все творения мастера: от пышного клуба имени Русакова на Стромынке до скромного на первый взгляд сооружения для трудящихся фарфоровой фабрики в Дулёво. Мельников предлагал систему трансформирующихся пространств – как по мановению руки мага раздвигаются стены, убираются полотки, возникает сцена и так далее. Не маги, но техника движет всё и вся! В рабочих клубах шли митинги, переходящие в спектакли «Синей блузы», а для этого требовались мега-залы, не нужные в простые дни.

Мельников был настолько важен и обласкан, что ему дозволено построить «особнячок» по своему же проекту в центре Москвы. Так родился дом-шкатулочка о двух перетекающих друг в друга цилиндрах, с ромбовидными окнами и плоской крышей. В этом проявилось всё – и гениальность, и снобизм, и природная закрытость. «Не в перекор и не в угоду укладу, составившему общую одинаковую жизнь для всех, я создал в 1927 году в центре Москвы лично для себя дом с надписью “Константин Мельников. Архитектор”, настойчиво оповещающей о высоком значении каждого из нас. Наш дом, что соло личности, гордо звучит в гуле и грохоте нестройных громад столицы, и, будто суверенная единица, настраивает с волевой напряженностью ощущать пульс современности». Соло личности в противовес тому, что составляло бытие граждан Страны Советов! На всех фото Мельников смотрит вглубь себя, а не на вас – он наедине со всеми.

Вкусы неумолимы, а время – коварно. Резкий авангардизм выходил из моды, и Мельников ощутил это на себе. Критики стало больше, а потом она обратилась в шквальный поток. В 1930-х Мельников участвовал в конкурсе на строительство Наркомтяжпрома. Его предполагалось возвести на месте Верхних Торговых Рядов (ныне – ГУМа), что было ещё и символическим жестом – хотелось порушить купеческую лепоту, сработанную в пряничном неорусском стиле. Вовсю цитировался Владимир Маяковский, которому уже простили его декадентский уход: «Я пол-отечества мог бы снести, а пол - отстроить, умыв». Здание Наркомтяжпрома должно было стать главной московской доминантой и подчинить себе каждый переулок и проулок. Сам Кремль терялся бы возле горделивого соседа.

Сказать, что мельниковский дворец поразил – не сказать ничего. Архитектурный сюрреализм – громадина соединяла в себе восторг и панику, словно автор придумал её во сне, когда все детали объединяются в сложном и неповторимом танце. Арочные пролёты, нескончаемая лестница, огромные шестерёнки, обнажённые атланты и кариатиды, расположенные в вышине – это вызвало недоумение, граничащее с профессиональной завистью. Казалось, что здание лишь притворяется каменным – в полночь оно оживёт и двинется, размалывая всё на своём пути. Комиссия отказала «зарвавшемуся» Мельникову, а журнал «Современная архитектура» пригвоздил проект, обозвав его утопическим и формалистским.

Так началась полоса гонений (впрочем, не жестоких) – в те годы многие рационалисты и конструктивисты срочно перековывались в неоклассиков – поклонников дорических колонн, версальских партеров и наполеоновской лепнины, а те, кто не отказывались от своей футуро-мечты, равнодушно выкидывались на обочину цивилизации. По сути, зодчего оставили в покое, о чём, быть может, он в тайне мечтал – его темой сделался ближний круг, и неслучайно финальный зал посвящён идее дома. Здесь – картины самого Мельникова, мебель, фотоальбом и – окно.

Он ещё долго будет предлагать свои дома-грёзы и памятники-фантасмагории, становящиеся год от года всё ошеломительнее. В его проектах 1960-х видится какое-то слияние с Духом и «общение» с Ноосферой. «Мироздание в архитектуре» - уже не банальная геометрия, а сверх-линии, проведённые по воле сил высших. Это -космизм, как высшая точка Русской Мечты. Умер Константин Мельников в 1974 году – в более, чем солидном возрасте, когда все победы и утраты воспринимаются философски. Строивший Град Земной, перекочевал в Град Небесный.

двойной клик - редактировать галерею

23 ноября 2022
Cообщество
«Салон»
1
Cообщество
«Салон»
3
Cообщество
«Салон»
1
Комментарии Написать свой комментарий
11 октября 2022 в 05:24

Статья очень хорошая - не убавить не прибавить. Правильно передана "фактура", расставлены акценты.
Но эта тема благотворна и уместна только для мирного советского времени. Сегодня - идёт война с претендентами на наше жизненное пространство. Внутри России - война с историческим и архитектурным наследием России и СССР, извне - со спешащими на помощь врагам внутренним. Внутри России враг практически не встречает сопротивления и пишет законы, запрещающие сопротивляться ковровым лоперовским преобразованиям городских пространств.

11 октября 2022 в 12:24

Роли распределены. Галина Иванкина у нас спец по выставкам и музеям.
И это у нее получается. Но соглашусь здесь с мнением Геннадия Сергеева, что, пожалуй, "эта тема благотворна и уместна только для мирного советского времени".
Геннадий Сергеев считает, что именно для мирного советского времени. Однако советское время кануло в Лету. Хотя уже приходит понимание, что зря все рушили в лихие 90-е. Порушили, и стало не лучше, а хуже.
Сегодня, в эпоху однополярного мира, наступившего после развала СССР, господствующее положение принадлежит США, стране, которая пытается под благовидным предлогом борьбы за демократию и гуманизм утвердить новый мировой порядок, выгодный лишь ей. Соединенные Штаты Америки проводят политику своего присутствия во всех регионах мира, где сосредоточены энергетические и другие ресурсы, жизненно необходимые лишь для их собственного процветания.
Мировое сообщество столкнулось также с таким явлением, как глобализация, главной составляющей которой декларируется необходимость формирования единого экономического пространства. Как мы видим, и это подчеркивают многие аналитики, глобализация оказывает влияние на все стороны жизни человечества, прежде всего экономическую, политическую, в том числе и военно-политическую. ( См.: "В.И.Ленин об империалистических войнах".)

11 октября 2022 в 13:40

По моему мнению (непрофессиональному) отсутствует современный русский архитектурный стиль. Т.е. такие формы зданий и украшения их фасадов, которые позволяют наблюдательному человеку сразу определить, что их архитектор - русский человек. Для примера: "небоскребы" США трудно спутать с чем-либо, при этом они впечатляют только своими размерами при минимальной выразительности фасадов, являясь демонстрацией огромных достижений американской строительной техники. Если в архитектуре России 19-го века и раньше еще можно обнаружить сходства в элементах фасадов зданий, то позже они исчезли. А жаль. Не хочется, чтобы мрачная уродина "Москва-Сити" в некоторых телевизионных кадрах была фоном для зданий Московского Кремля.

11 октября 2022 в 15:23

Москва вообще уцелела в 20-е годы только потому, что у молодой республики не было свободных материальных и людских ресурсов, хотя во множестве было желающих Москву перекроить. Всякий такой проект был чудовищнее предыдущего. Ленина уже не было, а Сталин ещё не пришёл к власти.

Если война закончится победой над фашизмом на всей территории СССР, "Сити", понастроенные в России, нужно будет непременно сносить. Но победа маловероятна. Измена дышит в затылок союзной армии, РФ остаётся сырьевой колонией со сверхприбылями в сырьевом секторе.

"Русский стиль" требует небольших масштабов зданий, и тоже был бы вероятен при победе над фашизмом. В моём городе, в ЦПКиО стояло деревянное здание вузовской лыжной базы - простое, но приятное для глаз. В конце СССР здание сгорело, но вскоре, уже в середине 90-х, было выстроено новое, и больших размеров. Удивительно, - как древнерусский княжеский терем ("результат спадания архитектурных оков"). Но долго дом не простоял. После появления закона о продаже земли русский терем подожгли, но восстановить уже не смогли. Да и на что можно было надеяться, если "революция" была криминальной?
Недалеко находилась университетская лыжная база, тоже деревянное здание, бывший детский дом испанских интернационалистов, - тоже было подожжено и сгорело дотла.

11 октября 2022 в 19:52

Геннадий
Сергеев:

"Всякий такой проект был чудовищнее предыдущего. Ленина уже не было, а Сталин ещё не пришёл к власти".
------------------------------------

Уважаемый Геннадий, не совсем понятно ваше данное утверждение: "Ленина уже не было, а Сталин ещё не пришёл к власти". Поясните.

В Списке руководителей Советской России и СССР первым значится В.И.Ленин, вторым И.В.Сталин.

Ленин правил с 25 октября (7 ноября) 1917 г. по 21 января 1924 г.
Сталин правил с 21 января 1924 г. по 5 марта 1953 г. Фактически Иосиф Виссарионович был руководителем Советского государства со дня смерти Владимира Ильича и оставался им до конца свой жизни и дня своей смерти.

12 октября 2022 в 08:14

Людмила, Ленин, который в отношении искусства был традиционалист и достаточно много высказывался по теме модернизма-футуризма (была также его "положительная" встреча с И.В. Жолтовским), фактически отошёл от контроля над внутренними процессами в стране в конце 1922 года.
Полный контроль Сталина над страной и в сфере культуры и искусства начал устанавливаться к началу 30-х годов с его программной статьи-письма в журнале "Пролетарская революция", и далее - с постановления ЦК "О перестройке литературно-художественных организаций".
Политическая власть Сталина установилась с 1936-37 гг.
В таких и прочих вопросах энциклопедиями и справочниками не пользуюсь, пишу "с колёс". В темах, мне неизвестных, не участвую, но могу с интересом наблюдать.

12 октября 2022 в 11:57

Геннадий, понятно, какие сведения и какую литературу вы читаете.

Но всё же при всем при том, нельзя согласиться с тем, что в стране после смерти Ленина было некое безвластие.
Источники сообщают. что "Восхождение Сталина к власти началось 3 апреля 1922 года, когда ему дали пост генерального секретаря ЦК РКП(б).

11 октября 2022 в 17:37

C огромным удовольствие просмотрела иллюстрации .
Музей Щусева всегда был кладезем мысли и вдохновения. И теперь , когда фейковая информация "достала" весь мир, напомнить о последнем гении архитектуры, oставившем в центре cтольного постройку нелинейной формы -очень остроумно.
Людмила Федорова не вспомнила, что в Душанбе под закат советской власти на проспекте профсоюзов были методом скользящей опалубки возведены два цилиндрических многоэтажных ( более 12 этажей) дома .
А теперь после реконструкции протокольной улицы чуть ли не на каждом углу -высотки с одним блоком, криволинейным в плане.Не знаю ,черпали ли авторы проектов идеи в эскизах Мельникова...
А последний гений архитектуры, конечно, во времена, когда партия поставила задачу обеспечить отдельной квартирой каждую семью ,для чего экономия достигла небывалого уровня, и мечтать не мог о воплощении каких то не типовых решений.
Вива музеям ,новое- это хорошо забытое старое))))

11 октября 2022 в 20:07

Ольга, а с чего это я должна вспомнить два цилиндрических многоэтажных дома в Душанбе, возведенных "методом скользящей опалубки". Мне, филологу по специальности, ваши заумные архитектурные выкладки и термины неизвестны и ни о чем не говорят.
Так что высказывайтесь попроще и понятнее для других, а не только для самой себя.

11 октября 2022 в 23:31

К статье приложена картина дома Мельников цилиндрической формы..мне она и напомнила два дома на проспекте Профсоюзов..а Вы наверное совсем забыли Душанбе

11 октября 2022 в 23:38

Если честно , почему то раньше,, когда два раза в неделю минимум мимо дома Мельников в Кривоарбатском переулке проходила, н
е вспоминала эти скандально известные в Душанбе дома на профсоюза.. только вот фотография к этой статье на какую-то связь натолкнула

12 октября 2022 в 00:06

По - моему на тему прямых углов в архитектуре столько было шума и не от специалистов в первую очередь..что мне просто не понятно, чего тут непонятного)()

12 октября 2022 в 00:18

А основной смысл комментария в том , что ..язык архитектора - графика и архитектура

12 октября 2022 в 07:25

Людмила
Федорова
11 октября 2022 в 20:07
"ваши заумные архитектурные выкладки и термины неизвестны и ни о чем не говорят."
Мне инженеру промышленного и гражданского строительства по специальности
без опыта работы
не понятно что Вы
уважаемая Людмила имеете в виду под
моими заумными архитектурными выкладками
я даже планировкой малюсеньких домиков в данный момент не могу себе позволить
зарабатывать на хлеб насущный
как для такой работы требуется спокойная обстановка
а не состояние хождения по судным кругам на потеху издевающимся таджикам
которые привыкли жить по своим обычаям а не по законам
написанным в соответствующих сборниках законов
А вот любые архитектурные здания и сооружения
которые реально построены
говорят на языке архитектуры
Правда как утверждают авторы книг на тему язвка архитектуры
у нас народ малокультурный и нелюбознательный
и не любит самообразования
а в школах не учат понимать язык архитектуры
Теперь даже черчение не входит в обязательную школьную программу
это отдельная тема к личности архитектора Мельникова большого отношения не имющая так как он жил во времена
когда персональные компьютеры и гаджеты не были игрушкой обеспеченных детей
Если вам два слова скользящая опалубка показались неуместными на сайте,
который ведет инженер по образованию с талантом литератора
то мне думалось, что об этом методе в Душанбе говорили все,
когда его осваивали в последние годы советской эпохи
и в газетах про этот метод много писали,
и изустно тоже
мне казалось
было на устах
Дугин здесь пишет про битву Моря и Суши- вот это мне нигде больше не встречалось
не смотрю канал царьград и политикой не интересуюсь
и мне например не очень понятны его мысли
я и не вступаю с ним в полемику
вот и все дела
Статью про выставку архитектора прочтут то не только филологи
а скорее люди
которым интересна тема архитектуры
То что я упоминула Вас говорит только о том
что я заметила что цилиндрические объемы не вызывают в вашей памяти более
грандиозные цилиндрические объемы
постороенные не в начале 20 а ближе к концу 20 века
я же не написала
что вы должны были их вспомнить

12 октября 2022 в 12:15

Ольга, ну и Вы накатали простыню. Ну, не может обыкновенный человек знать все профессиональные термины. Ведь в мире полно профессий, специальных слов и профтерминов, известных и понятных лишь специалистам в той или иной конкретной области. Эх, sancta simplicitas!

12 октября 2022 в 16:47

Людмила
Федорова
Сегодня в 12:15
н-да
парадоксик вышел
посмотрела на потрясный эскиз реконструкции арбатской площали
и
графомания обуяла
пардонс

12 октября 2022 в 11:58

Хотел было помирить девушек насчёт их эмоциональных отношений к цилиндрическим формам, но понял, что неправильно поймут. Поэтому лучше ничего писать тут не буду.

12 октября 2022 в 12:12

Порой бывает же, что ты пишешь одно, а тебя понимают по-другому. Да ничего такого и не имея в виду. Но они всё-равно смотрят на тебя хитро, как бы что-то понимающе. А ты вовсе не о том. И неизвестно ещё - кто хитрее и кто честнее насчёт цилиндров. Ведь если прогнать статью Галины через специальный текстовой редактор, который фильтрует, отсеивает все слова и образы , не вызывающие сразу эротических ассоциаций, то и статьи не будет. Ну и что тут такого? Сок плода древа познания добра и зла работает. Мы же люди, а не ангелы какие бесполые.))

12 октября 2022 в 12:51

Кирилл, я уже тридцать лет живу на своей малой родине, Смоленщине. В Душанбе попала в молодые годы, когда была одна общая Родина - Советский Союз. Люди ехали на окраины, кто по романтическим соображениям, а кто по направлению, поднимать эти окраины. Я с моей подругой детства попала в Душанбе из-за старшей сестры подруги, которую как строителя направили в Таджикистан строить плавиковошпатовый комбинат недалеко от столицы республики, куда она со временем и перебралась.
Лично меня, как и многих обычных людей, беспокоили эти высотные здания больше своей сейсмоустойчивостью, так как в Душанбе бывают землетрясения. Для нас, не строителей, вовсе не важно, что при их возведении применяется "метод скользящей опалубки".
O sancta simplicitas - «О святая простота!»

12 октября 2022 в 16:28

Людмила
Федорова
Сегодня в 12:51
Людмила а домик архитектора Мельникова в арбатских переулках Москвы Вы замечали
когда бывали в центре Москвы???
Вы обращаете внимание на архитектурное окружение- или Вам безразлично идете ли Вы по улице ,где дома с кариатидами или по микрорайону с типовыми зданиями из сборного железобетона ???
Мультик в начале комедии "Ирония судьбы" Вам как???

12 октября 2022 в 16:45

Кирилл
Пахомов
Сегодня в 12:12
У цилиндрических домов такие пропорции- что они эротических ассоциаций не вызывают)))) Дело в том что в журнале Здоровье например в советсткое время писали что архитектура в которой сплошь прямые углы вызывает скрытую агрессию у человека
а в домике Мельникова прямых углов нет
Основоположник инженерной совеременной графики Монж ,который был кроме всего прочего морским министром Франции, придумал проекционный аппарат ,
который состоит из трех взаимно перпендикулярных плоскостей
и после этого весь мир пользуется придуманным им проекционным аппаратом
Что касается текста статьи - спасибо автору
потому что хоть и домик архитектора Мельникова в арбатских переулках запал в память, так как там нет больше ни одного подобного строения - о самом архитекторе вчера после статьи прочитала- потому что приложенные к статье эскизы мне очень понравились - так впечатлили что про сам текст даже как то позабылось- спасибо что напомнили Иванкина продолжает расщирять кругозор
То что сразу нашлось про проекты Мельникова в Москве- например ,клуб на Русаковской тоже впечатляет больше статьи- это нормально
горчичное зерно падает на плодородную почву

12 октября 2022 в 18:23

Ольга, дорогая, я с Москвой знакома не так хорошо, как вы, прожившая, по вашим сообщениям, там 10 лет. Я же в Москве была несколько раз проездом и один раз на повышении квалификации редакторов книжных издательств, еще в советское время, всего 10 дней. За эти дни в свободное от занятий время мы смогли побывать в нескольких театрах, в Третьяковской галерее, Бородинской панораме, на Красной Площади, в Мавзолее Ленина, Ледовом дворце спорта на представлении фигуристов Вот и всё. Я даже еще не бывала на Арбате, не довелось, видела только на картинках.
Но вы со мной разговариваете как с постоянным жителем Москвы.

12 октября 2022 в 18:37

А по представленной картинке в начале статьи Г.Иванкиной, ничего определенно восхитительного сказать не могу, кроме как отметить необычность формы. Но она мне, если быть откровенной, не понравилась. Это верхнее сооружение похоже, на мой взгляд, на каракатицу с ножками и рожками кверху. Что под "каракатицей", не видно и непонятно. Поискала в интернете, такого сооружения Мельникова не нашла.

12 октября 2022 в 19:45

Я тоже впервые вижу этот "рисунок от Мельникова". Видимо, ранее его тщательно скрывали от публики, чтобы не дискредитировать культовое имя.
А павильон "Махорка" я что-то не вижу здесь на фотоколлаже.

12 октября 2022 в 20:27

Фото и картинки павильона "Махорка" в интернете есть. Но вот этого странного здания, что на заставке статьи, так и не нашла.

13 октября 2022 в 03:59

Людмила
Федорова
12 октября 2022 в 18:23
Действительны Вы мне не писали о ваших пребываниях в Москве раньше
Этот домик Мельникова серого цвета мне примелькался когда ходила получать и сдавать задания в Социологический центр ВГТРГ Останкино- он находился в арбатских переулках
Самое удивительное что за год до работы в Останкино послденнее советское лето просидела в библиотеке немало за томами тридцатитомника истории архитектуры До Мельникова не дошла поэтому не знала чей это домик
Если набрать в поисковике
Мельников дворец народов 1932
То высвечивается не только картинка опубликованная здесь
- а множество других видов этого проекта и даже разрез - было бы время все это просмотреть....
Вот мое образование в области истории архитектуры продолжилось благодаря этой статье Галины Иванкиной
Тоже полезла в интет Сразу на смартфоне наткнулась на какую то книгу про язык архитектуры где о Мельникове было интересное написано- чего нет в статье К сожалению не сделала закладки и пролистывала книгу среди ночи - а днем уже не нашла ее вновь чтобы внимательнее просмотреть
Океан информации тем более все время уносит - сами понимаете куда- о чем сейчас высвечиваются тревожные сообщения
Не согласна с высказанным выше мнением что история архитектуры интересна только в мирное время Ученые прошлых веков изобретали что то и для военных успехов А графическое решение порой оказывается очень простым- так что и в век компьютерных технологиий наверное не просто так вспомнили о последнем гении архитектуры- не будем лезть в неведанные нам военные дебри

13 октября 2022 в 10:38

Ольга, по Вашей ссылке нашла. Это, как оказалось, Дворец народов СССР, 1932.
Посмотрела и даже почитала о нем.
.

16 октября 2022 в 17:20

==== Галина Иванкина=== Это -космизм, как высшая точка Русской Мечты=======

Творчество Мельника - это яркое и наглядное воплощение философии безродного космополитизма. Все "шедевры" архитектора Мельникова носят явный антинациональный характер. Это перепевы западноевропейского формализма и конструктивизма. Цель мельниковых - поразить своей оригинальностью и непохожестью на других. И чем больше будет непохожестей, тем лучше(для таких архитекторов).

И где тут можно умудриться увидеть хотя бы намек на Русскую Мечту?

16 октября 2022 в 23:53

Да, уважаемый Валентин Рутц, придется с Вами согласиться. Нам, россиянам, русским людям по духу и происхождению ближе деревянное зодчество. Например, меня лично всегда умиляют наши деревянные деревенские избы, с украшенными резными наличниками окнами. Они на моей родной Смоленшине встречаются и теперь нередко.
Как сказывают, на протяжении более тысячи лет, до XVIII века, буквально все строения на Руси возводили из дерева, в том числе дома, амбары, мельницы, княжеские дворцы и храмы. Особенно интересными являются традиционные деревянные церкви севера России. Поражает своей неповторимостью и красотой Кижский погост на острове Кижи, настоящей жемчужиной которого является 22-купольная Преображенская церковь, срубленная без единого гвоздя, с помощью лишь топора и долота.
О главном зодчем и строителе чуда-церкви ходила средь русского народа легенда, будто он, закончив работу, забросил свой топор далеко в озеро и сказал: "Поставил я эту церковь во славу родной земли, не было, нет и не будет такой".
Недаром Кижский архитектурный ансамбль входит в Список и является
объектом всемирного наследия ЮНЕСКО в России.

16 октября 2022 в 23:56

Опечатка. Читать - СмоленЩине

17 октября 2022 в 14:06

Все, конечно, знают имя известного русского зодчего-плотника Нестора, сотворившего одним топором Преображенскую чудо-церковь на Кижах.О мастере Несторе написаны стихи и сложены песни. Это баллада В. Златоустова «О царь-топоре и плотнике Несторе», «Сказ о Несторе» Н. Федорова, «Плотник Нестор» В. Жукова и т. д.
............................
Наконец, леса убрали.
Глянул Нестор
и присел. -
Сам не чаял, сколь пристойна
Будет церковь наяву.
Двадцать две главы постройки
Уплывали в синеву.
И казалось, - что за диво?
Храм, чуть выдохнешь, взлетит…
И изрек, сраженный чудом,
Что в родной простор вписал:
- Больше плотничать не будем, -
И топор поцеловал.
- Никогда досель не знала
Русь
подобной красоты
И не взвидит впредь, пожалуй.
А всему виновник – ты.
Сослужил свое народу.
Топорам теперь ты – князь.
Ну, а княжескому роду...
На Кижи перекрестясь,
Нестор встал,
вздохнул привольно,
По Онегу кинул взор
И с размаху бросил в волны
Свой талантливый топор.

С той поры почти три века
Царь-топор на дне лежит,
Но плывут по-над Онегом
Чудо-лебеди Кижи.
(Из В. Златоустова «О царь-топоре и плотнике Несторе».)

17 октября 2022 в 09:49

==== Галина Иванкина=== В его проектах 1960-х видится какое-то слияние с Духом и «общение» с Ноосферой======

Похоже на то, что "слияния" были. Судя по проектам, Мельников явно находился под воздействием духов. Но эти духи были без всякого сомнения падшими.

Цель которую ставил перед собой Мельников - изобрести такую архитектуру, какой не было прежде. В его архитектурных проектах нет никаких корней в истории архитектуры, нет прошлого, нет стилизации, которая на языке эпохи называется "освоением наследия".

Вот как описал работу Мельникова, один из почитателей, В.Е. Быков: "Когда Мельников работал, я никогда не видел на его столе ни одной архитектурной книги, ни одного увража с изображениями памятников прошлого. Они не только не были ему нужны, они, очевидно, даже мешали бы ему".
Для его творчества не было аналогов ни в прошлом, ни в настоящем, и он даже не старался их искать. "Он творил новую, еще никем и никогда не виданную архитектуру в формах, доступных только его художественной индивидуальности".

Что касается "Ноосферы" то Мельников не "общался", по той причине, что он был индивидуалистом в квадрате. Мельников неоднократно публично заявлял, что "не считает себя принадлежащим к какому-либо течению или творческой школе, и вообще был против какого-либо сопоставления его творчества с кем бы то ни было".

18 октября 2022 в 09:06

==== Галина Иванкина=== Так началась полоса гонений (впрочем, не жестоких)=====

Не было никаких гонений. ВСЕ лидеры ВСЕХ течений и оттенков формализма и безродного космополитизма умерли СВОЕЙ смертью, многие — обремененные титулами, наградами и званиями.
Например Мельников получил звание заслуженного архитектора РСФСР и без всякой защиты диссертации сделался доктором архитектуры.

Потому что все эти "конструктивисты", "сюрреалисты" и прочие "леваки" и космополиты, стремились быть как можно поближе к "кормушке". "Лояльными и политически сознательными были ВСЕ.
"В группе самых известных, приближенных ко двору и получавших правительственные заказы были представители ВСЕХ СТИЛЕЙ И НАПРАВЛЕНИЙ — от Щусева и Жолтовского до Мельникова, Гинзбурга и Ладовского".

Иванкина, вы это о чем? Какие еще гонения? Они полностью отсутствовали. Если не согласны, то приведите пример хоть один случай из какой-нибудь "полосы гонений".

18 октября 2022 в 10:03

==== Галина Иванкина=== В его проектах…..видится какое-то слияние с Духом и «общение» с Ноосферой. «Мироздание в архитектуре» - уже не банальная геометрия, а сверх-линии, проведённые по воле сил высших. Это -космизм, как высшая точка Русской Мечты=======

Иванкина, в действительности все обстоит совсем иначе. Все эти "конструктивисты", "авангардисты", "формалисты" и пр., служили целям глобалистам-трансгуманистам.
Цель этих глобалистов-трансгуманистов и прочих "моссонов" - превратить людей в "новых кочевников" - манкуртов "иванов" родства не помнящих.

Масоны-глобалисты считали, что для того чтобы добиться мирового господства, "необходимо очистить разум человека от его индивидуальности, преданности семейным традициям, национального патриотизма и религиозных догматов".

Мельников своими архитектурными проектами весьма содействовал осуществлению этих целей. Именно за это его деятельность высоко оценена масонами и сатанистами на Западе.

Приведу "пояснение" к проекту Мельникова "ДВОРЕЦ НАРОДОВ, или Монумент времени" французского архитектора Люрса Андре. "Зерно лотоса" (росток) символизирует активность творческой мысли современного архитектора, ИЗНУТРИ "ВЗРЫВАЮЩЕГО" ВЕКОВОЙ КАНОН".
Очень четко, ясно и понятно. Здесь кратко дана характеристика творчества Мельникова, которая полностью соответствовала замыслу глобалистов – уничтожение национальной традиции и собственной историей.

Например, один из "леваков" архитекторов, Ле Корбюзье говорил, что можно было снести практически всю Москвы за немногими исключениями. Он критически оценивал архитектуру Москвы. Храм Василия Блаженного называл "бредом кондитера" и т.д. Другие "леваки" имели аналогичное мнение об архитектуре прошлого.

Что касается архитектора Мельникова, то повторю, что "для его творчества не было аналогов ни в прошлом, ни в настоящем, и он не старался их искать. Он творил новую, еще никем и никогда не виданную архитектуру в формах, доступных только его художественной индивидуальности".
"Он смотрел на свои постройки, сам оценивал их и практически не интересовался мнением других. Свой личный критерий, как и на протяжении всего творческого пути, он считал для себя определяющим".

Иванкина, ну и чем вы восхищаетесь? Архитектурой "новой нормальности", где полностью исчезает отличие "симфонии" от "какафонии" и где более никого не интересует "мнение людишек"?

1.0x