Авторский блог Георгий Судовцев 00:00 15 июня 2018

Апостроф. Суд присяжных

Иван Миронов о феномене суда присяжных заседателей, а также "технологии" его успешного прохождения, включая использование нейролингвистического программирования

Иван МИРОНОВ. Суд присяжных. Наука убеждать (Серия "Академия права"). — М.: Книжный мир, 2018. — 608 с.

Иван МИРОНОВ. Суд присяжных. Формулы внушения (Серия "Академия права"). — М.: Книжный мир, 2018. — 320 с.

"На всякое дело нужна своя наука" — утверждает расхожая мудрость. Даже на судебное ("пока суд да дело"). И эта наука вовсе не сводится к знанию действующего законодательства. В новых книгах Ивана Борисовича Миронова, который успел побывать с двух сторон судебных "баррикад": и в качестве подсудимого, и в качестве адвоката (обвинителем и судьёй пока не был, но зарекаться ни от чего нельзя), — с разных сторон описывается феномен суда присяжных заседателей, а также "технологии" его успешного прохождения, включая использование нейролингвистического программирования.

Уникальный жизненный "бэкграунд" автора позволил ему быть "своим" и для правонарушителей — истинных или мнимых, и для правоохранителей. "Экспертами… согласились выступить… легендарный киллер Алексей Шерстобитов (Лёша Солдат), опальный банкир Алексей Френкель, … на условиях анонимности дверь "на кухню" суда присяжных приоткрыли бывшие присяжные заседатели, а также один из лучших российских прокуроров, специализирующийся на работе с "двенадцатью"…"

Как полагает сам Иван Миронов, его исследования "не подарят свободу, но научат за неё бороться" — по преимуществу перед коллегией присяжных, но не только перед ней. Он презентует свои работы как "выстраданный опыт узников, оказавшихся под сапогом российской Фемиды. "Фемида в сапогах" — конечно, сильный образ. Как и утверждение о том, что "подсудимый, оказавшийся один на один с профессиональным судьёй, обречён", подкрепляемое следующим тезисом: "В России профессиональные суды оправдывают одного из пятисот подсудимых, в отличие от судов присяжных, которые признают невиновным каждого пятого".

Подобные цифры дают возможность ныне оппозиционным "либеральным" масс‑медиа выступать "за справедливость, за нашу и вашу свободу": "Ладно, российские суды склонны оправдывать социально близких — если их дело вообще доходит до суда. Вот нам обычно говорят: а ведь низкий процент оправдательных приговоров свидетельствует о качестве работы следствия и прокуратуры. Дела, которые рассыпаются в судах, до них просто не доходят. И вот это — самое главное враньё. Качество работы для системы не важно. Всё, что она делает, — воспроизводит саму себя, оправдывая свою необходимость и свое финансирование", — пишет, например, "Новая газета".

Кстати, в октябре этого года исполнится 25 лет расстрелу Верховного Совета — тогда те же самые либералы, упоённые своей "перемогой", требовали "раздавить гадину!" — собственных сограждан — путём прямого насилия и внесудебных расправ… Как говорится, крокодилы тоже плачут…

Согласно отчёту Судебного департамента при Верховном Суде РФ в 2017 г. количество лиц, осуждённых в 2017 г. составило 725547 человек; а число оправданных — 2751 человек. То есть доля оправдательных приговоров составила 0,38%. Не "каждый пятисотый", но достаточно близко к тому — 1/265; "рекорд" был поставлен в первой половине 2014 г. — 0,12%). При этом судами с участием присяжных заседателей было осуждено 448 человек, оправдан 51 человек против 60. То есть суд присяжных оправдывал каждого десятого, но только общее число таких процессов на всю страну за год (224) было вчетверо меньше тиража каждой из рецензируемых книг Ивана Миронова.

Иными словами, суд присяжных в нашей стране сегодня — это эксклюзивная привилегия для избранных, а потому — не столько цель, сколько "благовидный" и внутренне близкий автору, прошедшему несколько таких процессов, повод для исследования и оценки всей российской судебной системы.

1.0x