Александр ЛЕБЕДЕВ "Охота на банкира (о коррупционных скандалах, крупных аферах и заказных убийствах)". — М.: Изд-во "Э", 2017. — 400 с.
Эту удивительную книгу открывает не менее удивительный… наверное, всё-таки подзаголовок: "Путевые заметки по истории современного капитализма, или Манифест трудящихся бизнесменов против мировой оффшорной олигархии". А вы, наверное, думали, что "трудящихся" бизнесменов, особенно миллиардеров, не бывает.
Автор "Охоты на банкира", выпускник МГИМО и Краснознамённого института КГБ СССР, долгое время был одним из "офицеров связи" между советскими и западными "суперэлитами" и сыграл немаловажную роль в становлении "постсоветской России", по итогам чего возглавил Национальный резервный банк. На "пике" в 2006 году личное состояние Александра Евгеньевича оценивалось журналом "Форбс" в 3,7 млрд. долл. — это больше, чем, например, у действующего президента США Дональда Трампа. Помимо руководства банковскими структурами и различными бизнес-проектами, Лебедев также был депутатом Госдумы от трёх различных партий ("Родина", "Единая Россия" и "Справедливая Россия"), продолжает оставаться номинальным совладельцем (вместе с М.С. Горбачёвым) одного из флагманов отечественного либерализма, "Новой газеты", и не только… Лебедев владеет достаточно влиятельными британскими газетами "Индепендент" и "Ивнинг Стандарт".
Так что читатели получат редкую возможность увидеть "мир больших денег" и, соответственно, "большой политики" не снаружи, а изнутри — пусть даже в весьма поляризованном освещении.
Вот, например, описание того, что происходило на президентских выборах 1996 года: "Банкиры действительно "скинулись" на избирательную кампанию Ельцина. Но это произошло не от страха перед коммунистами и не от особой любви к правящему режиму, а потому что, как говорили в советские времена, партия сказала "Надо!". И дала им для этого инструмент, который позволял, наряду с финансированием кампании, ещё и самим заработать".
"Механизм "фандрайзинга" был придуман незатейливый. Избранные банки вкладывали деньги Минфина, которые лежали у них на депозитах, в… созданную Минфином же финансовую пирамиду. В ГКО тогда играли все участники рынка, ведь доходность была сумасшедшая — более 100% годовых. Вавилов дал разнарядку банкам, которые в этой игре использовали средства Минфина: половину дохода от операций с ГКО сдавать в фонд избирательной кампании Ельцина, причём наличными… Машины с деньгами заезжали (в Дом правительства РФ. — Г.С.) прямо с набережной. Внутри здания в соседних комнатах сидели две группы. Одна, от начальника президентской службы безопасности Александра Коржакова, принимала, пересчитывала и скирдовала (слово-то какое, исконно русское, крестьянское! — Г.С.) наличность. Другая, от штаба Чубайса (сам штаб располагался в "Президент-отеле" на Якиманке), брала её на текущие расходы и выносила из здания (вам всё понятно про "коробку из-под ксерокса"? — Г.С.)…
Всю кампанию механизм работал как часы. Хитрые Березовский с Гусинским от "оброка" откосили — они договорились со штабом, что свою долю будут сами же и осваивать с помощью медийного ресурса: ОРТ (сейчас — "Первый канал") и НТВ. У обычных банкиров "от сохи" (песня без слов! — Г.С.) были некоторые сомнения насчёт того, что они честно тратили живые деньги на пропаганду, а не просто давали команды подневольным менеджерам телеканалов, но предъявить конкретные претензии они так и не смогли за отсутствием доказательств".
И это — далеко не "последний из рассказов о Маугли". Книга почти наполовину состоит из таких жемчужных россыпей.
Поскольку с момента выхода в свет предыдущего лебедевского бестселлера, "Записок Сизифа", прошло десять лет, вопрос о причинах прерванного экс-миллиардером молчания (которое, как известно, золото) возникает почти сам собой.
Надо сказать, что выход в свет рецензируемой книги практически совпал с публикацией тем же издательством "Э" (бывшее "Эксмо") новых откровений уже упомянутого выше Александра Коржакова "Бесы 2.0. А цари-то ненастоящие!", — автор приводит разоблачительные подробности жизни человека, которого опекал на протяжении более чем восьми лет и даже считался одним из ближайших его друзей.
Подобный период массового "срывания покровов" обычно свидетельствует о конце той или иной исторической эпохи. Значит ли появление "Охоты на банкира", что "святые" девяностые в нашей стране всё-таки завершаются?