Авторский блог Владимир Винников 10:33 24 ноября 2016

Апостроф. "Чёрный лебедь"

политическая биография Трампа от Кирилла Бенедиктова

Кирилл БЕНЕДИКТОВ. Чёрный лебедь. Политическая биография Дональда Трампа. — М.: Книжный мир, 2016. — 352 с.

Феномен Дональда Трампа после выборов 8 ноября 2016 года приобрёл совершенно иной характер. Можно сказать, характер всемирно-исторический. Трамп ещё ничего не сделал в качестве 45-го президента США, по крупнейшим городам идут массовые акции против его избрания, даже неизвестно, состоится ли его официальная инаугурация 20 января 2017 года, но всем уже ясно: Америка изменилась, весь мир изменился, и они уже никогда не будут такими, как прежде.

Потому что, отдав предпочтение 70-летнему нью-йоркскому миллиардеру, Америка, по сути, отказалась от статуса "глобального лидера" для всего "постчеловечества", от роли "плавильного котла", в котором это самое "постчеловечество" должно быть создано. "Новый Свет" моментально постарел на 200 с лишним лет, "исключительная нация" перестала претендовать на исключительность, наконец-то увидев себя в зеркале. Трамп — вот истинное лицо Соединённых Штатов сегодня. Да, очень богатый, очень здоровый, очень умный, очень жёсткий, очень энергичный старый белый мужчина. Которому, честно говоря, попросту стало невыгодно и дальше прикидываться политкорректным и толерантным "цветным" инвалидом-трансгендером…

Сегодня книги Дональда Трампа — а их вышло уже больше полутора десятков — раскупаются и читаются куда активнее, чем книги о Дональде Трампе. Даже не знаю, был ли в истории США более "литературный", склонный к вербализованной рефлексии президент? Похоже, что не было. Но называть, как это сделал автор рецензируемой книги, его восхождение к вершине публичной политической власти в США "чёрным лебедем" — по названию бестселлера Нассима Талеба, давшего такое название классу "редких, вроде бы беспричинных, а потому почти непредсказуемых событий", — весьма рискованный шаг. И цитата из Ювенала, вынесенная Кириллом Бенедиктовым в качестве эпиграфа к своему описанию феномена Трампа, наверное, тоже не слишком уместна — во всяком случае, не более, чем мифология "Лебединого озера" с партией Одиллии-"чёрного лебедя", когда классический балет Чайковского почему-то красовался на советских телеэкранах с 1982 по 1991 год вместо эпитафий уходящим политическим вождям. И обложка книги, на которой избранный 45-й президент США представлен в виде полупризрачного вурдалака, — тоже, как минимум, спорная.

Но всё это лишний раз подчёркивает один важнейший, удивительный и парадоксальный момент: "феномен Трампа" уже налицо, но "концепция Трампа" пока отсутствует. Похоже, она спрятана так же надёжно, как "лист в осеннем лесу" (Г.К. Честертон), и тому есть свои причины. В книге Кирилла Бенедиктова — кстати, одной из лучших в нынешней оте­чественной "трампиане" по собранной фактологии — упоминается номер нью-йоркской газеты "Дейли Ньюс" от 17 июня 2015 года, на первой полосе которой красовался только что отпраздновавший своё 69-летие и объявивший о вступлении в президентскую гонку Дональд Трамп — с красным клоунским носом и слоганом "Clown runs to Prez" ("Клоун выдвигается в президенты"). Клоун? О да, конечно! Но не только клоун.

19 октября 2016 года, сразу по окончании третьих, последних публичных дебатов с Хиллари Клинтон, оба кандидата в президенты присутствовали на благотворительном ужине в пользу детей-сирот, организованном фондом Альфреда Смита. Трамп произнёс там феерическую 15-минутную речь, в начале которой все присутствующие хохотали от его шуток, потом свистели и топали ногами, а затем сидели с каменными лицами — Хиллари была своим соперником буквально вывернута наизнанку. Это был нокаут — нокаут, которого ждали на публичных дебатах, но который там не состоялся. Потому что в этом случае поверженную Хиллари могли подхватить те миллионы противников Трампа, которые, уверовав в неизбежность его поражения, так и не пришли на избирательные участки 8 ноября. Но перед людьми, которые по-настоящему решали исход выборов, Трамп был предельно откровенен и аристократичен: "корпоративные лидеры" в лице "Киллари" получили бы за свои — и немалые! — деньги лишь иллюзию стабильности и новые проблемы, она бы попросту ограбила их, словно какие-то безымянные "гаитянские деревни", и хорошо, если так... Ведь посол в Ливии Кристофер Стивенс, в связке с которым "Киллари" лишала власти Муаммара Каддафи, явно "слишком много знал", — не потому ли он стал одним из множества скелетов в клинтоновском шкафу?.. "Хиллари предложила мне, чтобы я, когда она станет президентом, без разговоров отправился послом в Ирак или в Афганистан — я должен буду выбрать…" — вбивал гвозди в крышку политического гроба "клана Клинтонов" Дональд Трамп. Это была ещё одна блестящая речь — уже знаменитая "геттисбергская" была произнесена только через три дня. Думаю, именно после Лас-Вегаса американские элиты почти полностью отвернулись от своей недавней фаворитки.

И Кирилл Бенедиктов в своей книге, открывающей многие иногда важные, иногда случайные моменты в "феномене Трампа", — повторюсь, что концепции-то нет, — абсолютно прав в одном: после 8 ноября 2016 года всё самое интересное в США и вокруг избранного 45-го президента этой страны только начинается.

31 марта 2024
24 марта 2024
7 апреля 2024
1.0x