Авторский блог Георгий Судовцев 11:14 26 января 2017

Апостроф. Арктический вектор

новая книга из коллекции Изборского клуба

Государство Российское: новый этап. Арктический вектор. Серия "Коллекция Изборского клуба". М.: Книжный мир, 2016. — 320 с.

Настойчивость, с которой неполных четыре десятка "изборян" вот уже пятый год пытаются закрыть все "окна", а вернее — "амбразуры" идейно-понятийной уязвимости для российского государства и "Большой России", не может не вызывать уважения — даже с учётом того, что далеко не всегда этот "подвиг Матросова" им удаётся повторить в полной мере. И, несмотря на растущую поддержку со стороны участников вот уже тридцати региональных и зарубежных отделений Изборского клуба, новые яркие имена-открытия в его рядах пока можно было пересчитать, что называется, на пальцах: по-прежнему "в бой идут одни старики", то есть уже давно и хорошо известные отечественным читателям и российскому обществу в целом герои боёв в коммуникативном пространстве.

Но — капля камень точит, и в "арктическом" направлении работы, похоже, произошёл определённый качественный прорыв. Имена знаменитого полярного исследователя Артура Чилингарова, многолетнего руководителя Республики Саха—Якутия, а ныне — заместителя председателя Совета Федерации Вячеслава Штырова, заместителя президента РАН Владимира Иванова, руководителя общественной организации "Северный десант" Александра Петермана соседствуют в рецензируемой книге не только с уже привычными "звёздами" Изборского клуба, но и с такими авторами, как Иван Миронов, рассказывающий о перипетиях "продажи Аляски", Александр Полюхов, описывающий "полярное наследие викингов" в скандинавском мире, Станислав Варыханов, подчёркивающий проблематичность и одновременно — гигантский потенциал российско-канадского сотрудничества в Арктике.

Особые краски придают изданию беседа Марины Алексинской с "архитектором Заполярья" Александром Шипковым и рассказ Алексея Иванова о полярной авиации. Конечно, авторский состав "Арктического вектора" выглядит не совсем завершенным из-за отсутствия в нём Фёдора Конюхова, в то время совершавшего новый подвиг: кругосветный перелёт на воздушном шаре, но созданная усилиями Изборского клуба картина истории, современного состояния и перспектив освоения Арктики, в том числе — силами Российского государства, получилась достаточно цельной и объёмной.

"Арктика может стать местом для сотрудничества разных государств и народов, а может стать полем боя. Мы должны быть готовы к любому развитию событий.

Но мы всё равно будем осваивать Арктику, осваивать Русский Север. Потому что без него полноценное развитие России невозможно. В советские времена была песня со словами "И на Марсе будут яблони цвести…" Но для того, чтобы яблони зацвели на Марсе или на Луне, сначала они должны зацвести в русской Арктике. Арктика — это наш земной космос, почти непригодная для человеческой жизни, для развития цивилизации территория, где могут и должны быть отработаны все "космические" технологии. Путь в космос лежит через Арктику. Кто сможет освоить Арктику, сможет освоить и космос.

Арктика становится мечтой новой России. Метаисторической, метафизической задачей нынешней власти, работой, рассчитанной не на один год и не на одно десятилетие", — пишет Александр Проханов .

Несомненно, интересна и трактовка самой русской цивилизации как возникшей в условиях "малого ледникового периода" XIII-XIV веков, когда Сергий Радонежский создал "новую модель гармоничного духовного, политического и экономического устройства в виде монастырской общины". "Примерно к началу XV века, то есть к тому же историческому периоду, исследователи относят и изобретение русской печи — уникальной многофункциональной конструкции, позволившей резко повысить социальный "коэффициент полезного действия" для весьма ограниченного "энергопотока", основанного на сжигании дров.

Случайно ли это совпадение, или же создателем первого прототипа русской печи действительно стал один из насельников "монастырей нового типа", созданных Сергием Радонежским, нам узнать уже не удастся, но бесспорно то, что для русской цивилизации эти монастыри сыграли ту же роль, что для "западно"-европейской цивилизации — каравеллы Колумба и Васко да Гамы. И эта же "монастырская" модель социального устройства стала основой и образцом для артелей и ватаг русских землепроходцев, которые уже через 100 лет после сокрушения в середине XVI века поволжских ханств войсками Ивана Грозного дошли до Тихого океана, а затем начали осваивать Аляску и Калифорнию".

По объёму смысловой и ценностной информации "на единицу носителя" эту книгу можно считать одной из самых удачных не только в рамках "Коллекции Изборского клуба", но и в отечественном медиа-пространстве в целом.

1.0x