Альфред КУБИН. "Другая сторона". Москва; Екатеринбург:"Кабинетный ученый", 2013 г., 296 стр. — (Серия "Old Europe")
У "Другой стороны" в России интересная судьба — первого издания четырнадцатилетней давности как будто бы и не было. То есть оно вроде как и было, но никто его не видел. Причин тому как минимум две: небольшой тираж и ограниченное число людей, кому известен Кубин не только как художник, мастер графики и книжный иллюстратор (и в этих ипостасях он, безусловно, велик), но и как литератор. Хотя в данном случае Кубин-писатель и Кубин-иллюстратор суть одно — как гласит полное заглавие, "Другая сторона" это "…фантастический роман с 52 иллюстрациями и одним планом".
Новое издание (результат совместных усилий екатеринбургского издательства "Кабинетный ученый" и "Альянса независимых книгоиздателей") появилось на прилавках в середине прошлого года, и не осталось незамеченным — книга вошла в топ продаж за год книжного магазина "Фаланстер", авторитет которого в кругах людей читающих приличную литературу, значительно больше его площади.
Если совсем кратко, то начинается все просто: ничем не примечательный человек вместе со своей женой отправляется в далекое путешествие — по приглашению своего давнего знакомого, он решается оставить свое ничем не примечательное европейское существование и поселиться в "Стране Грёз" — утопическом государстве, сконструированном из самых лучших образов европейской культуры этим самым далеким другом, который там то ли президент, то ли Бог-Творец, то ли Великий Архитектор. Авантюрное начало, сюрреалистичная и тревожная середина и апокалипсис в самом конце.
Текст на обложке повествует читателю о том, что "роман австрийского художника А.Кубина нередко характеризуют как визионерский, однако в основе сновидческих апокалиптических образов "Другой стороны" оказываются и вопросы социального порядка, а описание царства грез, в которое попадает герой, превращается в едкую сатиру на европейское общество начала XX века, со всеми его безумствами и заблуждениями вроде нарочитого отказа от прогресса, повального увлечения мистическими практиками и стремления закрыть глаза на проблемы, разъедающие общество. Кубин был одним из тех, кто предчувствовал скорую катастрофу… "Другая сторона" — своего рода социальная критика, закономерная реакция на те процессы, которые в итоге привели европейское общество к мировой бойне".
Однако, с тем же успехом мы можем считать "Пьяный корабль" Рембо абстинентным бредом спившегося матроса. Есть книги, о которых нельзя сказать, чем они являются. Вернее будет исключить то, чем они как раз-таки не являются.
Прежде всего это уж точно не сатира. Главный герой, впутавшись в авантюру, теряет всё — свой дом, свое прошлое, а в дальнейшем — любимую женщину, медленно угасавшую на его глазах, а взамен приобретает только чувство вины, тревогу и полнейшее непонимание того, что вообще происходит вокруг него (все это, нужно заметить, отлично передается от героя к читателю). Слишком мрачно и жестоко даже по законам самой едкой сатиры.
Социальная критика имела бы место в том случае, если бы речь шла хоть о каком-то обществе. Можно ли считать обществом некоторое количество тщательно отобранных людей, помещенных в искусственно созданную и стерильную среду?
Антиутопия? Вполне возможно, но в масштабах произведения — звучит мелковато.
Собственно, самым важным в книге представляется идея двойственности, которая красной нитью сшивает всю ткань романа. Ключ к пониманию двойственности — в последней строке романа. Именно эта строка, во-первых опровергает догадки о мнимой социальной катастрофе, снимает противоречия с противостояния традиции и прогресса, здравого смысла и мистицизма, а во-вторых — дает осторожный намек на подлинный смысл книги.
Демиург, создатель удивительной страны, оказывается сокрыт. Его творение чахнет, мир теряет цвет и становится матовым. Причина не ясна — то ли демиург умер, то ли болен, то ли он устал и забросил свое творение, то ли просто пьян и забавляется. Когда, после долгих попыток, герою наконец-то удается встретиться лицом к лицу с Творцом, все становится на свои места — агрессивная сила, атакующая Страну Грёз (молодая, крепкая и розовощекая Америка), это не более чем одно из проявлений демиурга. Как тут не вспомнить древний гностический символ, столь любимый алхимиками — Урборос. Змей, пожирающий свой хвост.
Противостояние Нового Света и старой, дряхлой Европы — мнимое, одно пожирает другое по совершенно естественным причинам — демиург не только создатель, но и разрушитель. Разрушение — не трагедия, это необходимость, заложенная в самой структуре мира и придающая миру динамику. Если мы признаем мир как Творение, разумеется.
Не станем лишать читателя удовольствия — оставим без внимания, собственно, другую сторону и её обитателей, чья роль еще более загадочна, чем все события и действующие лица вместе взятые.
Новое издание, помимо прекрасного очерка о жизни и творчестве Кубина, написанного Олегом Мичковским, дополнено небольшим, но ёмким эссе Эрнста Юнгера "Демоны пыли. Эссе о гибели буржуазного мира".
Книга — первая в серии "Старая Европа", очень хочется надеяться, что в ближайшее время мы увидим новые издания неизвестной в России европейской классики.