Сергей ГУБАНОВ. Державный прорыв. — М.: Книжный мир, 2012, 224 с., 1500 экз.
Конечно, по сравнению с концепцией глобальных технологических укладов (ГТУ) Глазьева—Хираоко, теоретические построения автора этой книги, профессора МГУ и главного редактора журнала "Экономист", которые в первом приближении могут быть выражены формулой "неоиндустриализация + вертикальная интеграция", выглядят менее объёмными и прогностическими, но это, скорее всего, проблема избранного "масштаба" карты, а не её достоверности.
"Развал Советского Союза стал втройне горестной жертвой: во-первых, вырванной с помощью массированной пропаганды лжи и обмана; во-вторых, подстроенной благодаря массовому саботажу оптовой и розничной торговли в соответствии с чилийским образцом 1973 г.; в-третьих, совершенно напрасной... Жизнь убеждает в том, что социальные достижения и ценности Советского Союза олицетворяют не прошлое, а будущее всей человеческой цивилизации, что именно к этим достижениям, идя от кризиса к кризису, продвигается каждая из индустриально развитых держав".
Уже в этих нескольких фразах содержится весьма жесткая и адекватная социально-экономическая модель "перестройки" и "рыночных реформ" в нашей стране, подчеркивающая их рукотворный и искусственный характер. Главный парадокс новейшей отечественной истории: "Если Советский Союз был так хорош, почему же он погиб, а если "новая" Россия так плоха, почему же она существует?" — решается Сергеем Губановым через признание того факта, что он стал жертвой совместных действий внешних врагов-конкурентов и внутренней "пятой колонны".
Но куда интереснее вытекающая из авторской формулы "неоиндустриализация + вертикальная интеграция" программа политических действий. Называя целью современного российского общества "переход от низшего, дезинтегрированного и недоразвитого капитализма к высшему, системно интегрированному, развитому как по своим производительным силам, так и производственным отношениям", Сергей Губанов тем самым предлагает Кремлю формирование крупных холдингов с решающим участием государства и, соответственно, включение в их состав активов других, "дезинтегрированных" форм собственности. Что, собственно, мы и наблюдали на протяжении всех лет "путинизма".
Проблема только в том, что все эти сверхвертикально суперинтегрированные "Роснефти" и "Газпромы" сами всё активнее становятся частью системы "глобальной собственности", возникающей на основе гиперэмиссии доллара ФРС США. Конечно, немного на иных основаниях, чем в разного рода "банановых" республиках и "нефтяных" монархиях, но народам России от этого ничуть не легче.