Сообщество «Салон» 00:00 16 мая 2013

Апостроф

Вы бы хотели, чтобы вас съели? Или, напротив, желали бы приятно закусить ближним своим? Если нет, то вы наверняка — русский человек, далёкий от "прогрессивных" идей. А вот двое персонажей нового романа Юрия Мамлеева "Вселенские истории" не только захотели, но даже воплотили свои фантазии — в смерть. В процессе трапезы, правда, возникли непредвиденные трудности, "форс-фуд-мажор". Потребитель и продукт даже подрались, но в итоге всё обошлось

Вы бы хотели, чтобы вас съели? Или, напротив, желали бы приятно закусить ближним своим? Если нет, то вы наверняка — русский человек, далёкий от "прогрессивных" идей. А вот двое персонажей нового романа Юрия Мамлеева "Вселенские истории" не только захотели, но даже воплотили свои фантазии — в смерть. В процессе трапезы, правда, возникли непредвиденные трудности, "форс-фуд-мажор". Потребитель и продукт даже подрались, но в итоге всё обошлось. А у посаженного в тюрьму гуманиста-каннибала вскоре появились поклонники из числа радикальной молодёжи. Разумеется, дело было в Объединённой Европе. Однажды на краю вселенной…
Роман не случайно открывается этой чудовищной сценой "цивилизованного" людоедства, сатанинского антипричастия. Мамлеев, как метафизический националист, упорно и без тени сомнения противопоставляет друг другу Запад — "страну деловых трупов", край "голого чистогана" — и Вечную Россию, империю духа. "России предстоит великое будущее, прежде всего в духовной сфере… Запад — убежище мёртвых, величайшая страна духа, Индия, да и весь Восток сделали уже своё великое дело. Теперь слово за Россией", — уверен один из героев "Вселенских историй", американец. Поскольку нет пророков в своём отечестве, автор хитро снабжает своего прорицателя-русофила именно американским паспортом. Такого уж точно не обвинят в "русском фашизме".


И тут Мамлеев как бы подаёт пример российским властям, государству вообще: вот как надо делать! Хотите, чтобы вас услышали и восприняли соотечественники, вложите ваши идеи о российском величии в уста иностранцев, лучше — из Нового света. Чужой похвале в России скорее поверят — такие уж мы суровые и самокритичные люди…
География книги обширна. Из буржуазной срединной Европы мы переносимся в потаённые уголки говорливой Москвы и подмосковные дачные дебри, где обитают экстравагантные русские мистики XXI века. Затем оказываемся посреди дождливого Парижа, откуда летим в шумный Нью-Йорк, а после — снова в Москву. За нами по пятам движется "полноватый человек низенького роста и со взглядом интеллектуальным, но довольно мутным и полублуждающим" — энергичный и коммуникабельный Антихрист, "друг рода человеческого". Он предлагает людям физическое бессмертие, счастье бесконечного потребления, простое и окончательное, наконец-то, решение проклятых вопросов бытия и небытия. Антихрист подарит измученному за тысячелетия кровавых внутривидовых разборок человечеству тонизирующие ощущения безмятежного удовольствия и абсолютной безопасности, долгожданную безгрешность как основу новой психологии. Антихрист вручит каждому прямо в руки симпатичную индульгенцию с абонементом в сад земных наслаждений. За вход в новый прекрасный мир он возьмёт с каждого лишь "символическую" плату — разум, душу, личность.
Похожий образ Великого Вампира создан Виктором Пелевиным в его новом романе "Бэтман Аполло". И, безусловно, Пелевин с Мамлеевым во многом сходятся, описывая — каждый по-своему — закат современной цивилизации, конец цикла, брутальные будни Кали-Юги.
"Главный принцип этой цивилизации: любой шаг в вашей жизни, тем более важный шаг, должен приносить деньги. Даже самое плёвое дело, — вещает Юрий Мамлеев. — Культура для них не форма жизни, а просто средство зарабатывания денег". Пелевин же называет этот процесс "производством баблоса" — как особой субстанции, которой питаются вампиры.
Так продолжается метафизическая линия русской литературы: от классических "достоевщины", "толстовщины", "мережковщины" и "булгаковщины" — к постмодернистским "мамлеевщине" и "пелевинщине". Формы меняются, традиция остаётся. Значит, Русский Путь не оборвётся у пропасти горизонта. "Раз Кремль стоит, значит, время невластно".
А пока что Антихрист совершает мировое турне и вербует адептов. Ведь если "человечество бесхозно", значит, всё позволено. "Сейчас в мире большинству людей безразличны и заблуждения, и истины. Приди сейчас Христос, они и внимания не обратят", — мимоходом роняет Мамлеев. Впрочем, Антихрист тоже не пользуется бешеной популярностью. Всё идет на уровне маргинальной эзотерики. Но именно в России его ожидает самый страшный, оглушительный и позорный провал — с воем и треском, как и положено по русскому обычаю. Здесь ему дают такой философский отлуп, что "друг рода человеческого" вынужден спешно ретироваться, давясь горючими слёзами. Московские студенты и вовсе отрицают его: "Вас нет, вы призрак — бессмысленный и неактуальный". А главное — "неюморной". Гламурные прожекты преобразования мира в санаторий для деловых трупов не находят сторонников на российских просторах.
У нас, русских, крутой нрав. Бывает, занесёт из рая — прямо в ад, от богоносности — к богоборчеству. Что ж, Достоевский и Ленин — двойное зеркало русской души. Лихие русские люди могут воевать за Веру и Отечество, а могут вообще не верить ни в Бога, ни в чёрта. Но при этом в каждом сердце, в каждой груди дышит, таится и живёт Святая Русь, наша Вечная Родина. Антихристу этого не понять, да и нам осознать порой бывает непросто. Русь проявляется на бессознательном уровне как архетип, инстинкт и карта памяти. Кровь пульсирует в унисон с духом. А мамлеевский хохот оглушает всех демонов ада.

27 октября 2024
Cообщество
«Салон»
1 ноября 2024
Cообщество
«Салон»
1.0x