Владимир БУШИН. Цирк Владимира Путина. — М.: Алгоритм, 2013, 240 с., 3000 экз.
В России принято обозначать исторические эпохи именами правителей страны. Была эпоха "петровская", была "елизаветинская", была "екатерининская". Могла быть и эпоха "павловская", да не сложилось…
Пушкин писал про "дней Александровых прекрасное начало". Потом была эпоха "николаевская", снова "александровская" — даже две, вторая и третья, снова "николаевская" (вторая). Кто-то видел в этом проявление "исконно русского принципа монархической власти", кто-то — уже через этот принцип — "рабской природы русского народа", для которого свобода доступна только через "бунт, бессмысленный и беспощадный".
После революции была эпоха "ленинская", была "сталинская", была "хрущёвская", была "брежневская", была "горбачёвская", была "ельцинская". Теперь пришёл черёд эпохе "путинской". И одним из её летописцев: пристрастным и ярким, — несомненно, является Владимир Бушин. Сказать, что своего кремлёвского тёзку Бушин не любит и не "празднует" — ничего не сказать. За тринадцать с лишним "путинских" лет им про "национального лидера" было написано столько, что книг наподобие рецензируемой, наверное, могло выйти в свет не две и не пять, а целое многотомное "собрание сочинений". Так что перед нами своего рода "избранное", повествующее о том, почему Владимир Сергеевич ссорится с Владимиром Владимировичем.
Образ российской власти, который рисует автор, не знает полутонов — этот образ омерзителен и в целом, и в каждой своей детали. И если смотреть этот образ глазами человека советской эпохи (а Бушин — человек не просто "советский", но "советский в квадрате", или даже "в кубе"), то, наверное, так он и должен, и будет выглядеть: отвратительным "вывертом истории", которого можно и нужно было избежать. В бушинском изображении "вертикаль власти" отождествляется с "вертикалью зла", а нынешний кремлёвский "тандем" выглядит чем-то наподобие клоунов на арене цирка. Только — очень
недалеких и циничных клоунов.
Цитировать Бушина можно целыми страницами. Вот он описывает медведевское федеральное послание 2009 года: "Гремят фанфары, пышно ряженые солдаты потешного кремлевского полка раздвигают пятиметровые золотые двери, и… его превосходительство под гром превентивных — точнее, упреждающих — аплодисментов (за что?) валкой путинской походочкой шествует по красной ковровой дорожке к трибуне, украшенной метровым, опять же, золотым, роскошным орлом, а справа и слева — восторженно-умильные сытые будки… 1250 будок!..
И это — в стране, которая, по словам самого Медведева, двадцать лет в тупике. Уже один столь помпезный балаган, такая воинствующая сусальная пошлость, возведенная до государственного уровня, должны у всякого уважающего себя человека отбить охоту защищать хоть кого-то из организаторов балагана и его петрушек".
Один только перечень невыполненных обещаний "тандема", включая предоставление жилья всем ветеранам Великой Отечественной войны к 2010 году, чего стоит? "Вам очень красиво удалось в 2009 году объявить, что фронтовики, которым уже всем под сто лет, нуждающиеся в улучшении жилья, получат к юбилею Победы долгожданные квартиры, но даже к июлю 2011-го 50 тысяч фронтовиков, как писала ваша правительственная "Российская газета", всё еще ждут…" Ждут ведь и сегодня, спустя три года после обещанного.
Или — куда проще, с машинами? Татьяна Голикова, по определению Бушина, "златокудрый Гайдар в юбке", заявила, "что в ближайшие два года все участники Великой Отечественной войны получат машину или 100 тысяч рублей… Сам Путин поправил благодетельницу: не в два года, а в этом, 2008 году, все фронтовики получат обещанное. Старцы ликовали, хороводы водили, Некрасова декламировали: "Вот приедет барин, барин нас рассудит…" Но вскоре вдруг кем-то было объявлено: получат только те, кто подал заявление до 1 марта 2005 года. Какое заявление? Где, когда было объявлено, что его надо подавать? И кому, куда подавать: в военкомат? в собес? на имя златокудрой?.. Увы, никто из фронтовиков, которых я знаю, ничего не получил".
Всё так. Всё правда. И позорище власти немеряное. Но что такое нарисованная Бушиным картина: шедевр реализма или же яркая и талантливая карикатура? Только ли клоуны выступают в "путинском цирке"? Бушин с сочувствием цитирует вполне "демократический" стишок Михаила Юдовского, запущенный было под маркой Агнии Барто:
Мы сегодня в цирк поедем!
На арене нынче снова
С дрессированным медведем
Укротитель дядя Вова.
От восторга цирк немеет.
Хохочу, держась за папу.
А медведь рычать не смеет,
Лишь сосет послушно лапу.
Сам себя берет за шкирки,
Важно кланяется детям…
До чего забавно в цирке
С дядей Вовой и медведем!
Здесь явно высмеян "медведь", который никак не может выйти из-под власти своего укротителя. Вся Болотная площадь была этим "коллективным Медведевым", раз уж лично Дмитрий Анатольевич не оправдал возложенных на него российским "креативным классом" и самим Бараком Обамой ожиданий. А это уже совсем другая модель, которая напрямую связана с известной фразой Пелевина: "Кто не хочет работать клоуном у пидарасов, будет работать пидарасом у клоунов". Такой вот цирк…