Авторский блог Георгий Судовцев 00:00 14 марта 2013

Апостроф

Вла­ди­мир БО­Я­РИН­ЦЕВ. 1812. Пол­ко­вод­цы Оте­че­ст­вен­ной вой­ны (се­рия "Рус­ской сла­вы име­на"). — М.: Книж­ный мир, 2013, 288 с., 3000 экз.

Вла­ди­мир БО­Я­РИН­ЦЕВ. 1812. Пол­ко­вод­цы Оте­че­ст­вен­ной вой­ны (се­рия "Рус­ской сла­вы име­на"). — М.: Книж­ный мир, 2013, 288 с., 3000 экз.

Великая Оте­че­ст­вен­ная вой­на со­вет­ско­го на­ро­да, как из­ве­ст­но, дли­лась не­пол­ных че­ты­ре го­да: от втор­же­ния войск Тре­ть­е­го рей­ха и его со­юз­ни­ков на тер­ри­то­рию СССР 22 ию­ня 1941 го­да до ка­пи­ту­ля­ции 9 мая 1945 го­да.

Оте­че­ст­вен­ная вой­на дли­лась чуть бо­лее по­лу­го­да: от пе­ре­пра­вы 500-ты­сяч­ной Ве­ли­кой ар­мии На­по­ле­о­на че­рез Не­ман 12 (24) ию­ня до воз­вра­ще­ния "им­пе­ра­то­ра всех фран­цу­зов" с 1600 сво­их сол­дат 14 (26) де­ка­б­ря 1812 го­да. Про­дол­же­ние бо­е­вых дей­ст­вий про­тив На­по­ле­о­на в 1813-14 го­дах име­ну­ет­ся уже не про­дол­же­ни­ем Оте­че­ст­вен­ной вой­ны, а "За­гра­нич­ны­м по­хо­дом рус­ской ар­мии". В ко­то­ром она, по во­ле им­пе­ра­то­ра Алек­сан­д­ра I, иг­ра­ла уже да­ле­ко не гла­вен­ст­ву­ю­щую и да­же да­ле­ко не са­мо­сто­я­тель­ную роль. Хо­тя про­дол­жа­ла ос­та­вать­ся ос­нов­ной удар­ной си­лой Ше­с­той ан­ти­на­по­ле­о­нов­ской ко­а­ли­ции.

Ин­те­ре­сен кон­тра­пункт им­пе­ра­тор­ских ма­ни­фе­с­тов на­ча­ла Оте­че­ст­вен­ной вой­ны, при­ве­ден­ный ав­то­ром дан­ной кни­ги. На­по­ле­он: "На­до за­гнать рус­ских в их льды, что­бы и че­рез 25 лет они не сме­ли вме­ши­вать­ся в де­ла ци­ви­ли­зо­ван­ной Ев­ро­пы..." Алек­сандр I: "Не­при­ятель во­шёл с ве­ли­ки­ми си­ла­ми в пре­де­лы Рос­сии. Он идёт ра­зо­рять лю­без­ное на­ше Оте­че­ст­во... Да об­ра­тит­ся по­ги­бель, в ко­то­рую он мнит низ­ри­нуть Нас, на гла­ву его, и ос­во­бож­дён­ная от раб­ст­ва Ев­ро­па да воз­ве­ли­чит имя Рос­сии!.."

Вот так. Для На­по­ле­о­на под­вла­ст­ная ему Ев­ро­па бы­ла ци­ви­ли­зо­ван­ной, для Алек­сан­д­ра I — пре­бы­ва­ю­щей в раб­ст­ве и жаж­ду­щей ос­во­божде­ния. По­хо­же, что лу­ка­ви­ли оба.

Че­рез век с не­боль­шим си­ту­а­ция по­вто­ри­лась уже при дру­гих "дей­ст­ву­ю­щих ли­цах и ис­пол­ни­те­лях", од­на­ко "ос­во­бож­ден­ная от на­цист­ско­го раб­ст­ва" и, тем не ме­нее, весь­ма "ци­ви­ли­зо­ван­ная" Ев­ро­па во­все не же­ла­ла воз­ве­ли­чи­вать имя сво­ей "вар­вар­ской" ос­во­бо­ди­тель­ни­цы.

И са­ма эта "ос­во­бо­ди­тель­ни­ца" че­рез 40 с не­боль­шим лет по­сле сво­их ве­ли­чай­ших три­ум­фов по­лу­ча­ла "от бла­го­дар­ной Ев­ро­пы" то по­зор по­ра­же­ния в Крым­ской вой­не, то по­зор по­ра­же­ния в "хо­лод­ной вой­не": "пе­ре­ст­рой­ку" и "ры­ноч­ные ре­фор­мы", да еще с та­ки­ми тер­ри­то­ри­аль­ны­ми и эко­но­ми­че­с­ки­ми по­те­ря­ми, ко­то­рые да­же в са­мом страш­ном сне не мог­ли се­бе пред­ста­вить рос­сий­ские им­пе­ра­то­ры XIX ве­ка.

Впро­чем, ос­та­вим "гри­ма­сы ис­то­рии", ко­то­рые ино­гда по­вто­ря­ют­ся. По­го­во­рим об этой не­боль­шой кни­ге, по­свя­щен­ной "пол­ко­вод­цам 1812 го­да". Ко­неч­но, ар­мии XIX ве­ка — не че­та ар­ми­ям ве­ка XX. Но имен­но по­это­му все сра­же­ния то­го вре­ме­ни: и ге­не­раль­ные, и ме­нее зна­чи­мые, и сов­сем мел­кие "де­ла", — вид­ны, как на ла­до­ни. И у каж­до­го из них — свои ко­ман­ди­ры и свои ге­рои.

Из­бран­ная Вла­ди­ми­ром Бо­я­рин­це­вым ме­то­ди­ка из­ло­же­ния: бит­ва—ко­ман­ду­ю­щие си­ла­ми рус­ских войск, — прак­ти­че­с­ки сто­про­цент­но от­ве­ча­ет по­пу­ля­ри­за­тор­ским це­лям из­да­ния. Воз­ни­ка­ет воз­мож­ность мно­го­мер­ной по­да­чи "зве­зд­но­го ча­са" то­го или ино­го пол­ко­вод­ца: рас­сказ о сра­же­нии, в ко­то­ром он от­ли­чил­ся, крат­кая ха­рак­те­ри­с­ти­ка его лич­ных ка­честв и опи­са­ние жиз­нен­но­го пу­ти ге­роя — как пра­ви­ло, с ис­поль­зо­ва­ни­ем тех или иных кон­крет­ных эпи­зо­дов, с ним свя­зан­ных.

Вот, на­при­мер, рас­сказ о Яко­ве Куль­нё­ве: "Од­наж­ды, за­ду­мав же­нить­ся, Яков Пе­т­ро­вич по­рвал со сво­ей не­ве­сой, ког­да та по­ста­ви­ла ему ус­ло­ви­ем для бра­ка не­мед­лен­ный вы­ход в от­став­ку. "Ни­что на све­те, — пи­сал он ей, — даж са­мая лю­бовь, ко­то­рую я к вас пи­таю, не воз­мо­жет от­вра­тить ме­ня от сер­деч­но­го ощу­ще­ния бес­пре­дель­ной люб­ви к оте­че­ст­ву и к долж­но­с­ти мо­ей. Про­щай­те, лю­без­ная и же­с­то­кая оча­ро­ва­тель­ни­ца!" Сло­ва ге­не­ра­ла Куль­нё­ва не рас­хо­ди­лись с де­ла­ми: он по­гиб в бою под Кля­с­ти­ца­ми про­тив кор­пу­са ге­не­ра­ла Уди­но, од­на­ко дви­же­ние не­при­яте­ля на Санкт-Пе­тер­бург бы­ло ос­та­нов­ле­но.

Пе­ред чи­та­те­лем вну­т­ри весь­ма ог­ра­ни­чен­но­го про­ст­ран­ст­ва кни­ги про­хо­дят не толь­ко яр­кие об­ра­зы двух де­сят­ков рус­ских пол­ко­вод­цев, но и впол­не це­ло­ст­ная кар­ти­на всей Оте­че­ст­вен­ной вой­ны 1812 го­да.

Кни­гу, не­смо­т­ря на не­ко­то­рые — ви­ди­мо, не­из­беж­ные в си­лу по­зи­ции ав­то­ра — не­точ­но­с­ти, мож­но счи­тать его не­со­мнен­ной удач­ей. Особенно благодаря возникающему после её прочтения редкому ощущению "связи времен". История продолжается.

1.0x