Владислав ШВЕД. Катынь: современная история вопроса. — М.: Алгоритм, 2012, 640 с., 1500 экз.
Эта книга была написана, сдана в печать и даже издана еще до того, как Европейский суд по правам человека в Страсбурге, рассматривая дело "Яновец и другие против России" не нашёл достаточных доказательств того, что ответственность за расстрел польских военнопленных в Козьем ущелье около деревни Катынь Смоленской области несут власти Советского Союза и, соответственно, Российской Федерации как его правопродолжателя.
Однако в фундаментальной работе Владислава Шведа (а это уже второе издание — первое, "Тайна Катыни", написанное в соавторстве с Сергеем Стрыгиным, увидело свет еще в 2007 году) даётся практически полная картина "катынского дела" по состоянию на декабрь 2010 года, что придаёт ей дополнительный интерес, поскольку автор чётко обозначил свою позицию: "Политические оценки катынского преступления, которые давали российское руководство и Государственная Дума, не вполне правомерны... Окончательную точку в Катынском деле ставить рано. Никакой административный ресурс не в силах закрыть эту тему, пока в ней будут существовать неясные и спорные вопросы". Тут поневоле вспоминается лермонтовское: "Но есть, есть Божий суд, наперсники разврата!.."
По пяти важнейшим моментам "катынской эпопеи": геббельсовской пропагандистской кампании 1943 года, немецкой эксгумации захоронений в том же 1943 г., экспертизе польскими историками в 1988 г., сообщения Специальной комиссии Н.Бурденко 1944 г., документам из "Особого пакета № 1", рассекреченным в 1991-1992 гг. и 14-летнему расследованию Главной военной прокуратурой РФ уголовного дела № 159 "О расстреле польских военнопленныхз из Козельского, Осташковского и Старобельского лагерей НКВД в апреле-мае 1940 г.", — автором собран и проанализирован гигантский массив материалов, на основании которых им сделан следующий вывод: "Большинство из 8 тысяч военнопленных поляков, оказавшихся в трех лагерях "особого назначения" НКВД под Смоленском, в июле 1941 г. было захвачено нацистами и расстреляна ими осенью 1941 г. в Катынском лесу и в других местах Смоленской области. Часть польских военнопленных, фигурирующая в списке катынских жертв, была весной 1940 г. передана Германии, часть по различным причинам погибла в лагерях и тюрьмах НКВД в период войны, часть умерла от голода и болезней уже после своего освобождения по объявленной 12 августа 1941 г. амнистии, часть выжила, но в Польше о них предпочитают говорить как о катынских жертвах".
Стоит заметить, что вопрос о судьбе польских военнопленных, якобы расстрелянных в 1940 году на территории СССР, не поднимался ни премьер-министром "лондонского" польского правительства в изгнании Владиславом Сикорским во время его беседы с И.В.Сталиным в декабре 1941 г. и последующих договоренностей, ни в ходе переписки Черчилля со Сталиным по поводу судьбы "армии Андерса" в 1941-42 гг. И, видимо, вовсе не потому, что "законы военного времени" диктовали польскому и британскому политику именно такую линию поведения, а потому, что отсутствовала сама тема для обсуждения: те граждане Польши, которые были приговорены к смертной казни за военные и уголовные преступления, действительно были казнены органами НКВД СССР в течение второй половины 1940–первой половины 1941 гг., но число расстрелянных составляло 3196 человек (из них собственно военнопленных — 1803 человека).
Впрочем, никакие объективные аргументы против "геббельсовской" версии "катынского дела" сейчас в расчёт польской стороной не принимаются и приниматься в принципе не могут, поскольку именно "Катынь" является основой для "постсоциалистической" польской самоидентификации, основой, куда "подвёрсты- вается" даже трагическая гибель президента Польши Леха Качиньского и нескольких десятков высокопоставленных польских чиновников, гражданских и военных, в авиакатастрофе 10 апреля 2010 года под Смоленском. Польская сторона постоянно высказывает свои подозрения в том, что и здесь постаралась "рука Москвы", — вплоть до легенд об "автоматчиках, которые добивали всех выживших на месте падения самолёта". Как говорится, кого Господь желает наказать — того лишает разума.
Впрочем, в перипетиях "катынского дела" отсутствие разума, который безуспешно пытаются заменить различными политическими и экономическими расчётами, на протяжении многих десятилетий демонстрировала не только польская, но и отечественная сторона.
Впрочем, буквально на днях, 15 июля 2012 г. патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил храм Воскресения Христова рядом с мемориальным комплексом "Катынь" и выразил надежду на то, что "с этого места начнётся и новая эпоха в развитии отношений между Россией и Польшей — через осознание общей трагедии".
Реальных предпосылок для подобного развития событий, надо признать, практически не существует. Хотя в Евангелии сказано: невозможное человекам возможно Богу. Который, так или иначе, разрешит "древний спор славян между собою", спор, в котором "катынское дело" не будет вечно фигурировать в качестве "главного эпизода".