Владимир Козаровецкий. Тайна Пушкина. «Диплом рогоносца и другие мистификации». - М.: Алгоритм. 2012, 368 с., 2000 экз.
Еще раз повторю избитую истину: отношение любого человека к Пушкину полностью отражает и выражает его отношение к России.
Автор рецензируемой здесь книги не является исключением из этого правила. Но его отношение к Пушкину (и, соответственно, к России) настолько оригинально и своеобразно, что вполне заслуживает отдельного рассмотрения. Пушкин для него — "несомненный гений", однако "в этой гениальности стержневым оказался его характер с неодолимой и постоянной страстью к мистификации: как в жизни, так и в творчестве". Гениальный "проказник в жизни и мистификатор в творчестве" — вот главный тезис, из которого исходит и который пытается доказать в своём сборнике статей Владимир Козаровецкий, утверждая: "Меньше всего я был озабочен фантазиями на тему и старался держаться как можно ближе к документам. Я только излагал общеизвестное под определённым углом зрения..."
Вот то-то и оно: "под определённым (кем или чем определённым? — В.В.) углом зрения" за деревьями можно просто не увидеть леса. Или увидеть совершенно иной: тайный, зашифрованный, полный иносказаний и мистификаций, — лес. Где главным и определяющим в биографии поэта становится "масонский след".
"Поступив по окончании лицея на службу в Иностранную Коллегию, под начало графа Каподистриа, который с помощью шифров переписывался с греческими патриотами, Пушкин осваивает тайнопись, а на Юге, вступив в масонскую ложу, изучает нумерологию и тайный масонский символический язык... Он до самой смерти использует приёмы шифровки и мистификации: придумывает произведения, якобы принадлежащие известным писателям или являющиеся переводами с других языков;.. публикует свои произведения анонимно или под чужими именами, оставляя потомкам лишь "косвенные улики"; вписывает опасные для его времени записи среди записей других лет, для чего оставляет в дневниках и рабочих тетрадях пустые места и даже страницы;.. шифрует строфы из "уничтоженной" 10-й главы "Евгения Онегина", шифровальный ключ вписывает в хозяйственную тетрадь, а в опубликованной статье как бы мимоходом замечает, что у поэта важно всё — даже хозяйственные записи", — короче, ведёт, согласно Козаровецкому, двойную и даже тройную жизнь, которая и составляет существо его гениальности. Более того, "выстраивая и свою жизнь и судьбу, как литературу, Пушкин был автором и главных мифов о себе самом — от происхождения до смерти, мистифицируя и современников, и потомков".
То есть, говоря словами поэта из "Евгения Онегина", "уж не пародия ли он?" И оттуда же: "Всегда я рад заметить разность между Онегиным и мной".
Из книги мы можем узнать, что именно Пушкин, а не Ершов, является автором "Конька-Горбунка", что в "Сказке о царе Салтане" и в "Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях" "с помощью того же масонского символического языка Пушкин зашифровал... историю деятельности масонского ордена в России в XVIII и в XIX веках соответственно (хронологию в датах)" и так далее, и тому подобное.
Что ж, увести "солнце русской поэзии" в тёмные залы масонских лож — задача не то чтобы трудновыполнимая, но в принципе нерешаемая. Однако в определенном интеллектуально-игровом интересе ей не откажешь. И для людей с "определённым углом зрения" она вполне может стать "делом всей жизни". Что мы, судя по всему, и наблюдаем в случае автора данной книги. Тем более, что в нынешнем "постмодернистском" мире инобытийные пространства игры и войны более не отделяются ни от пространства обычной жизни, ни друг от друга. Границы стёрты, и понять, когда одно переходит в другое, почти невозможно.
И, например, та война со "светом", которую Пушкин с особой страстью вёл последние годы своей жизни и которая была вполне очевидна его современникам ("Погиб поэт! — невольник чести — / Пал, оклеветанный молвой, / С свинцом в груди и жаждой мести, / Поникнув гордой головой!.." М.Ю.Лермонтов), в интерпретации Владимира Казаровецкого и его, скажем так, единомышленника Александра Лациса предстаёт не более чем самоубийством — якобы в связи с прогрессирующей у поэта болезнью Паркинсона: "Еще не было анонимных писем. Но уже было ведомо: настали последние дни. Пришла пора исчезнуть. Надлежало тщательно замаскировать предстоящее самоубийство. На лексиконе нашего времени можно сказать, что в исполнители напросился Дантес. А заказчиком был сам поэт". Конечно же, Казаровецкий—Лацис правы, а вот Лермонтов во всём ошибался: ведь известно же, что Дантес попал Пушкину вовсе не в грудь, а в живот... К тому же, "письмо с пресловутым "дипломом рогоносца" было под двойным конвертом, и конверт с самим "дипломом" был запечатан сургучной печатью, на которой без труда можно прочесть А и П — инициалы имени и фамилии Пушкина (причем и по-русски, и по-французски)... Такое прочтение в сургучной печати "пасквильного письма" инициалов Пушкина можно было бы счесть натяжкой, когда бы печать не содержала еще и изображение ветки акации и циркуля. А вот это — решающий аргумент, ибо это масонские символы", — пишет Владимир Казаровецкий. Думаю, дальнейшие комментарии излишни...