Игорь ИСАЕВ. Теневая сторона закона. Иррациональное в праве: Монография. М.: Проспект, 2012. — 368 с.
"Go back. Метафизика власти и закона" — так сам автор, профессор-правовед Игорь Исаев определяет свои исследования (а данной работе предшествовали целых шесть незаурядных работ с фасцинирующими названиями, вроде "Politica Hermetica: скрытые аспекты власти", "Господство. Очерки политической философии", "Идея порядка в консервативной ретроспективе"). "Метафизика в данном случае понимается как сфера предельных целей и средств, присущих закону (в самом широком смысле), — уточняет автор во "Введении". — Современный правовой позитивизм и нормативизм исключили это понятие из научного оборота. Но вместе с этим право утратило многие свои особенно тонкие и глубокие черты, а "буква убила дух". Правовая реальность намного глубже и многообразнее, чем набор кодифицированных норм. В задачу автора входила попытка взломать догматические границы позитивистской юриспруденции…" Попытка "воскресить" дух власти и закона… Попытка, на наш взгляд, замечательно удавшаяся. Очередная монография профессора Исаева представляется нам подлинным лучом света в тёмном царстве "стучкиных детей" советско-российской юриспруденции. Это, без преувеличения, уникальное исследование посвящено тому запретному пласту правовой мысли, который лишь изредка приоткрывается (из-за боязни обжечься "реакционным" огнём) модернистскими правоведами.
Автор сознательно рвёт с нормативистскими и позитивистскими узами и делает обстоятельный (величиной с 360-страничную монографию) экскурс в магические измерения, где и отыскивает истоки права. "Устойчивое мнение о сущности права настаивает на его рациональном характере. Причинно-следственные связи и формальная логика как бы подтверждают такую оценку"… Как бы "подтверждают", но именно "как бы", ибо "иррациональное в праве" и глубже, и изначальнее… В данной работе произведена попытка выявить "иные основания права", взятого в исторической ретроспективе. "Закон и порядок" от досократиков до Юнгера становится объектом досконального анализа, граничащего с алхимическим действом. Эрудиция и обилие источников позволяют автору представить панорамную картину эволюции правового мировоззрения на протяжении тысячелетий. "Миф, мистика и магия — ключевые понятия данного анализа, крайне редко используемые рационалистически настроенными правоведами". "Миф, мистика и магия — основные символи- ческие формы, в которых право зарождается и от которых, несмотря на последующую его рационализацию, оно так и не в силах отказаться".
Автор в данном исследовании попытался подойти к самым глубинным истокам закона: "В недрах мифа и безсознательного лежат те пласты правовой реальности, которые могут так никогда и не выйти на поверхность, но которые оказывают на него решающее влияние. Колоссальным ресурсом, порождающим закон, является область священного и религиозного. Разорвать связь этих факторов с правовыми явлениями невозможно, так же, как и абстрагировать право от всех сфер культуры, не опасаясь превратить его в мёртвую схему". Античный гностицизм, средневековая схоластика, ренессансная магия рассматриваются профессором Исаевым в качестве ключевых факторов, так или иначе повлиявших на всю европейскую и мировую историю права и правовых идей. Остаётся только радоваться, что такая "нудная" и "кабинетная" с виду наука, как философия права, способна делать столь захватывающие и столь смелые рывки в потустороннее. Книга проф. Исаева в этом плане стоит на высоте, что даёт основания назвать автора "русским Карлом Шмиттом".
Словами автора, возвышающимися до прямо профетического пафоса, заключим нашу рецензию: "Мы не вправе связывать наши представления о праве с какой-либо одной теорией или представлением. Часто архаика оказывается более современной, чем недавнее вчерашнее, и обращение к традициям даёт значительно больше, чем всеотрицающий модернизм. Правовая реальность — это пространственно-временной континуум, в который мы погружены, и где ушедшее непостижимым образом соседствует с грядущим… И то, и другое обстоятельство необходимо непременно учитывать в исследованиях о праве и законе. И всегда следует помнить слова Апостола: "Буква убивает, а дух животворит".