Владимир ЛАРИОНОВ. Северный лик Руси (Неведомая Русь). — М.: Вече, 2015, 256 с.
Комплекс представлений о Гиперборее, Северной прародине исключительно важен для всех индоевропейских народов. Как писал "гениальный дилетант" Герман Вирт: "Для всех народов нордической расы Север был священным направлением, по которому они ориентировались. Там была обитель Бога, поворотный пункт мiроустройства. Север — это путь Солнца… Деваяна, где чрез солнечные врата можно проникнуть в мiр богов" (Der Aufgangder Menschheit, 1928).Одним из материальных проявлений означенного "поворотного пункта", "солнечных врат" были (и есть) дошедшие до наших дней многочисленные Лабиринты, преимущественному изучению коих и посвящена замечательная работа историка и ариософа Владимира Ларионова "Северный лик Руси"…"Нами установлены, — утверждает он, — два определённых факта. Во-первых, культура лабиринтов принадлежала древнейшему населению Русского Севера, Германии и Скандинавии, поклонявшемуся солнцу и душам предков, священным алтарём и символом чего служил комплекс каменных сооружений, который мы, следуя античной традиции, называем Лабиринтом. Во-вторых, сокровенный путь лабиринтов от беломорского побережья, через юг Финляндии и север Германии уводит нас на западе до священного "изумрудного" острова кельтов — Ирландии, а на юге — до острова Крит, то есть по пути волнового, растянувшегося на сотни лет расселения древних индоевропейцев со своей северной прародины".
Можно сказать, слегка перефразируя заглавие ариософского труда Эрнста Краузе, на коий часто ссылается наш автор, что Владимир Ларионов ищет Русские ключи к нордическому мифу… Ищет — и находит их. Находит в Лабиринте. В Доме Креста. Таково одно из возможных истолкований этимологии слова "Лабиринт", разбираемых автором, отмечающим в сей связи: "в основании многих древних лабиринтов Севера лежит изображение равностороннего креста… Крест — в древности один из важнейших символов" индоевропейцев. Как Крест, так и Лабиринт символизируют собою инициацию.
"Высший обряд инициации заключается в том, чтобы войти в лабиринт и выйти из него, но и любая человеческая жизнь, даже очень бедная на события, напоминает путешествие по лабиринту… Образом лабиринта, например, являются сложные изгибы интерьера храма, трудные паломничества по святым местам и даже самоистязание аскета, ищущего путь к самому себе…" (М.Элиаде).
Нам представляется исключительным по важности и ещё один аспект семантики и символики Лабиринтов, также должным образом затронутый В. Ларионовым: некий сакральный "континуитет" между Традицией Христианской и до-христианскими арийскими традициями. С подлинно французским изяществом о сем высказался блистательный писатель и правый публицист эпохи Серебряного века (затронувшего, конечно, не только лишь Россию, но и Германию, и Францию начала ХХ столетия) Морис Баррес. В романе "Вдохновенный холм" (1913) и публицистической книге "Великая скорбь церквей Франции" (1914) Баррес писал, что "с волнением узнаёт богов наших предков и слышит их приглушённые голоса", и призвал к "союзу религиозного католического чувства с духом земли ради сохранения духовности расы". Нам представляется, что именно такое "волнение" испытывает и те же "приглушённые голоса" слышит тот, кто приближается к тайнам лабиринтов. И тут нет никакого "впадения в язычество", скорее — узрение в до-христианских верованиях наших предков иной грани всё того же Северного Лика… Припомним, случай Гластонбери — места, в коем, по преданиям, был впервые на Европейской земле явлен Св. Грааль: до времён Реформации, с её иконоборческими "перегибами", иноки Аббатства Гластонбери бережно хранили древние "артефакты", очевидно, храня купно с сим и некое "знание о традиции, унаследованной от их далёких предшественников, друидов, и, несомненно, ещё и о других, тех, кто был даже до последних" (Р. Генон, "Земля Солнца"). Поразительная параллель с иноками Соловецкого монастыря ("Соло"="Коло", т.е. "Соловки", се "солнечные острова", тоже "земля Солнца"!), столь же бережно хранившими древние Лабиринты, видимо, хотя бы отчасти сохраняя знание, унаследованное от их далёких предшественников, "друидов Севера", об их сакральном значении… Стоит также отметить, что "резиденции Тамплиеров часто основывались по соседству с местами, где находятся мегалитические памятники или другие доисторические останки: возможно, в этом следует видеть нечто большее, чем простое совпадение".
Разумеется, нет тут никакого "совпадения", а есть то, что: "Правь сокровенная Крови/ Ярых ведёт, как звезда./ Вспомнит разбуженный кромлех / Русскую веру в Христа"(А. Широпаев). В сих словах Русского поэта "Божией милостью" поистине заключён главный вывод, коий можно (и должно) сделать из высокоценного изследования В. Ларионова, изучающего связи арийских традиций между собой и их общее происхождение от изначальной Гиперборейской традиции.