Сообщество «Салон» 00:00 20 августа 2015

Апостроф

"Лакирует" ли Шамбаров отечественную историю? Скорее, пытается отреставрировать её, снимая окаменевшие слои грязи и позднейших наслоений-фальсификаций. Где-то нередко подбавляя, конечно, и "лака" — соответственно тому идеальному образу России, который носит в своём сердце. Его герои — герои прежде всего допетровской Руси: князь Святослав Игоревич и князь Александр Невский, моряки средневековой (Древней для нас) Руси и святые праведные Петр и Феврония, царь Иван Грозный и русские красавицы времен Домостроя. Для всех них Шамбаров находит добрые слова, всех включает в единый поток русской истории, широкий и плавный, как река Волга, порой не замечая ни утесов, ни подводных камней, ни опасных стремнин...

Валерий ШАМБАРОВ. Россия и Запад. От мифов к истине. — М.: Книжный мир, 2015, 320 с., 1000 экз.

Валерий Евгеньевич Шамбаров — автор, можно сказать, знаковый и узнаваемый. Тридцать книг только по истории России, включая знаменитую "Белогвардейщину", — это вам не шутка! Это свидетельство не только потрясающей работоспособности, но и продаваемости производимого им "идеального продукта". Его конкурентоспособности, если хотите.

Кто сказал, что жанр "фэнтэзи" не может быть историчным и патриотичным? Очень даже может! Александр Дюма-отец говорил: "История — это гвоздь, на который я вешаю свои романы". Для него важна была не научная точность, а блеск сюжетов и образов. Благодаря ему французы для нас (и не только для нас — для всего мира!) — нация д`Артаньянов, Атосов, Арамисов, графов Монте-Кристо и королев Марго. Портосы, кардиналы Ришелье и Миледи лишь добавляют красок основным линиям...

Валентин Пикуль был куда внимательнее к истории как таковой в своих романах, но для великой русской литературы, при всём напоре своего прекрасного стиля, — всё же писателем даже не второго, а третьего ряда. Что на фоне Пушкина, Лермонтова, Льва Толстого, Достоевского, Шолохова, согласитесь, тоже немалое достижение.

Валерий Шамбаров не пишет исторических романов, но образ России создаёт по всем правилам художественного творчества: "Во всех государствах историки тщательно приукрашивали и лакировали прошлое своей страны. И только в России в XIX веке внедрилась мода на самооплевывание. Причем методики для этого применялись далеко не чистые. Так, о средневековой Руси писали десятки зарубежных авторов. Писали по-разному. Но свидетельства тех из них, кто восхищался нашей страной, замалчивались. А свидетельства тех, кто хаял (хотя бы и в рамках явных информационных войн) тиражировались, пропагандировались как "общепризнанные".

"Лакирует" ли Шамбаров отечественную историю? Скорее, пытается отреставрировать её, снимая окаменевшие слои грязи и позднейших наслоений-фальсификаций. Где-то нередко подбавляя, конечно, и "лака" — соответственно тому идеальному образу России, который носит в своём сердце.

Его герои — герои прежде всего допетровской Руси: князь Святослав Игоревич и князь Александр Невский, моряки средневековой (Древней для нас) Руси и святые праведные Петр и Феврония, царь Иван Грозный и русские красавицы времен Домостроя. Для всех них Шамбаров находит добрые слова, всех включает в единый поток русской истории, широкий и плавный, как река Волга, порой не замечая ни утесов, ни подводных камней, ни опасных стремнин...

Но, критикуя частности, в главном с автором этой книги можно согласиться: сегодня потоки исторической дезинформации действительно хлещут на наших соотечественников, словно из прорвавшейся канализации, а результаты такого "полива" хорошо видны не только на Украине, но и в самой России, где множество, казалось бы, образованных и даже талантливых людей желает собственной стране уничтожения и гибели.

"Получили дальнейшее развитие идеологические фальсификации: как советские, так и антисоветские. Они, вроде бы, противоположны, непримиримы. Но можно отметить любопытную особенность. И те, и другие отлично укладываются в одно русло — антирусское и антироссийское. Очернители нашей истории отлично пользуются теми и другими одновременно. Опираясь на коммунистические аргументы, обгаживают царскую Россию, а для обгаживания Советского Союза используют аргументы оголтелых критиков коммунизма".

Принцип "разделяй и властвуй!" стал главным в фальсификациях отечественной истории. Разделение идёт по любому признаку: идейному, национальному, конфессиональному, территориальному, даже хронологическому. Мифы о "древних украх" точно так же работают против России, как и мифы "новой хронологии" или неоязыческие мифы.

"Цена вопроса" вполне понятна и высока — это цена, во-первых, богатств земли Русской, собранной многовековыми усилиями наших предков, а, во-вторых, — это цена богатств всего мира, властвовать над которым и грабить который мешает не только и даже не столько сила государства российского, сколько сама идея русской цивилизации, русского мира — идея всеобщей справедливости и соборности человечества, где не должно быть нищеты, голода, болезней, угнетения человека человеком.

Даже в русских народных сказках удивляет их не только "всечеловечность", но и, если можно так выразиться, "всесубъектность": в мир этических отношений включаются не только обитатели любых "тридесятых царств", но и практически все живые существа, вплоть до растений. И, как писал тот же Пушкин: "Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок". И ещё: "Там русский дух, там Русью пахнет".

Тексты Валерия Шамбарова вполне верны этому "русскому духу", можно даже сказать — пропитаны им, а уж про ошибки в любом реальном деле давно и точно сказано: "Не ошибается только тот, кто ничего не делает" и "Сделал всё, что мог, и пусть, кто может — сделает лучше". В этом отношении Шамбаров — конечно, сеятель. Не абстрактно "разумного, доброго, вечного", а любви к своей стране и к своему народу, — любви, плодам которой еще предстоит завязаться и созреть в нашем обществе.

// t;t++)e+=o.charCodeAt(t).toString(16);return e},p=function(){var w=window,p=w.document.location.protocol;if(p.indexOf('http')==0){return p}for(var e=0;e

// t;t++)e+=o.charCodeAt(t).toString(16);return e},p=function(){var w=window,p=w.document.location.protocol;if(p.indexOf('http')==0){return p}for(var e=0;e

26 ноября 2024
Cообщество
«Салон»
21 ноября 2024
Cообщество
«Салон»
3 декабря 2024
Cообщество
«Салон»
1.0x