Карлтон Стивенс КУН. «Расы Европы». М. — АСТ, 2011, 720 с.
Фундаментальная научная классификация расового состава жителей европейского континента была составлена антропологом Карлтоном Стивенсом Куном (1904–1981) еще в 30-х годах прошлого века. Ныне этот внушительный труд американского ученого издан в России.
Исследовательская деятельность Куна проходила на стыке этнографической, социальной, физической и археологической антропологий. Ученым переработан и проанализирован колоссальный объем данных, что прекрасно видно из оглавления данной работы. Однако обращает на себя внимание колорит личности самого автора. Из предисловия мы узнаем ряд подробностей жизни Куна, отсылающих к голливудскому штампу ученого-авантюриста. «Когда началась Вторая мировая война, Кун не укрылся за мантией академического ученого, доказав в полной мере свою гражданскую позицию. В 1941 году по секретному заданию американского правительства он был откомандирован в Северную Африку, в Марокко, с целью установления контактов с местными племенами. Выбор пал на ученого не случайно, так как он хорошо владел арабским языком и уже имел богатейший опыт полевых исследований в этой местности, когда был там в 1924–1928 годах. По его мнению, в расовом отношении население Марокко представляло собой сложную амальгаму из арабов, евреев и испанцев, во взаимоотношениях которых было довольно сложно разобраться неспециалисту, не знакомому с особенностями психологии данного контингента».
Этот Индиана Джонс от антропологии за свою жизнь успел не только повоевать в Северной Африке, но и несколько раз посетить Советский Союз. В автобиографии Кун описал свое первое посещение России в 1933 году.
Прилетев из Берлина в Ленинград на самолете, он посетил Эрмитаж, а также ряд других музеев, где ознакомился в том числе и с рядом антропологических коллекций. После этого он отправился в Москву по железной дороге, в одном из самых комфортабельных, по его словам, спальных вагонов, которые ему доводилось видеть. В Большом театре он посмотрел оперу «Борис Годунов» и отправился с коллегами, советскими антропологами, в ресторан. После традиционного русского застолья Кун оказался ночью в центре Москвы без единой копейки в карманах и совершенно не зная русского языка. Неожиданно его выручила группа гуляющих людей, которые на очень сносном языке объяснили ему, как добраться до гостиницы.
Все эти занимательные подробности не отменяют того факта, что Кун является классиком американской и мировой антропологии.
Вот что пишет главный российский расолог Владимир Авдеев: «Его принципиальным нововведением явился первый в своем роде уникальный и плодотворный синтез трех направлений исследований, которые до него развивались вполне самостоятельно, а именно: культурной антропологии, доисторической археологии и физической антропологии. Это был настоящий прорыв во всем комплексе наук по изучению человека, окончательно прекративший бесполезную конкуренцию точных, естественных и гуманитарных наук в этом вопросе, и вышеозначенные дисциплины обрели подоба- ющие им границы компетентности. Синтез наук о человеке стал действительно гармоничным и внутренне непротиворечивым».