Распространение COVID-инфекции, как и всякое масштабное, меняющее привычный жизненный уклад событие, вызвало целый спектр общественных реакций, вплоть до откровенно иррациональных. Массовое уклонение от вакцинации, когда свидетельств тому, что коронавирус – не мистификация, что он действительно разрушает здоровье и способен убить предостаточно – из их числа.
В России, согласно данным официальной статистики (https://xn--80aesfpebagmfblc0a.xn--p1ai/), началась третья волна. Цифры заболеваемости угрожающе растут, в считанные дни разрушая надежды на скорую победу над COVID-19. Москва экстренно возвращается к практике принудительных каникул. Вполне вероятно, она будет распространена и на другие крупные города и регионы РФ.
“Пятая колонна” предсказуемо возлагает ответственность за третью волну на режим, который-де “провалился”, “не обеспечил”, создал “неэффективную вакцину” и т.д. Однако при всех действительно серьёзных претензиях, имеющихся у вменяемой части общества к власти, действия государства конкретно в деле борьбы с COVID-19 вряд ли разумно подвергать огульной критике. Российская власть, пусть и совершая тактические ошибки, не допустила двух главных вещей: срыва в катастрофу наподобие тех, что мы наблюдали в Италии и США, а теперь наблюдаем в Индии, и перехода к “новой нормальности” с принудительной цифровизацией всех сторон жизни. Более того, Россия, создав одну из самых эффективных антиковидных в мире вакцин, получила возможность быстро пресечь распространение инфекции у себя, не дожидаясь, пока “коллективный иммунитет” выработается у населения естественным путём, взяв попутно в качестве платы миллион-другой человеческих жизней.
Парадоксально, но факт: третья волна COVID-19 стала подниматься в нашей стране, когда производство антиковидной вакцины было поставлено на поток и прививочные пункты развернули повсеместно, едва ли не при каждой районной поликлинике. А что же граждане?
К сожалению, беда не в том, что медицинские учреждения не успевают привить всех желающих в условиях острого дефицита вакцины. Беда в том, что желающих привиться при массовой доступности вакцины по-прежнему находится немного - https://www.interfax.ru/russia/769349.
Нельзя сказать, что саботаж кампании по вакцинации оказался громом среди ясного неба. Массовое отторжение антиковидных прививок социологи зафиксировали ещё полгода назад - https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/vakcinacija-kljuch-na-start. Исследование ВЦИОМ, проведённое в декабре 2020 года, дало печальные итоги: 52% опрошенных принципиально не желали подвергаться прививке (при 38% согласных пройти вакцинацию). Причём среди молодёжи (возраст 25-34 года) доля “отказников” достигла аж 70%, составив в данной возрастной категории абсолютное большинство. Тогда такие результаты склонны были объяснять естественной настороженностью, возникающей при появлении новой вакцины от новой болезни. Но прошло полгода, никаких свидетельств безрезультатности или же вредоносности “Спутника-V” представлено не было, однако народ по-прежнему не торопиться защитить себя от опасного вируса.
В чём же причина массовой предубеждённости против вакцины?
Отчасти, наверное, её можно списать на общий скепсис в отношении современного российского государства. Его институты, за редким исключением, действительно пользуются низкой степенью общественного доверия и в ряде случаев заслуженно. Но глубинная причина заключается не в антиэтатистских настроениях граждан РФ. Она кроется глубже. К отказу от вакцинации “Спутником” видимо подталкивает общая иррационализация мышления современного человека (и русского, увы, в том числе!), разрушение научно-рациональной картины мира, которые давно следует признать в качестве общенациональных проблем. В нашем случае недоверие прививкам конкретно против COVID (которое и выявили социологи полгода назад) наложилось на недоверие к прививкам как к эффективному средству против инфекционных болезней как таковых. И - как результат – мы получили срыв процедуры вакцинации в масштабах государства.
Итог хоть и горький, но во многом закономерный.
Возможно, кто-то подзабыл, но общественная кампания против прививок началась в нашей стране ещё в конце 80-х, наряду с другими аналогичными по степени деструктивности кампаниями: против системы образования, против службы в армии, против научного атеизма. Агитаторы-антипрививочники, эксплуатируя самые дикие человеческие предрассудки, сумели-таки пробить в мировоззрении наших людей внушительную брешь. Согласно данным выполненного ещё в далёком доковидном 2016 году международного исследования State of Vaccine Confidence Россия по уровню общего недоверия к прививкам заняла третье место в мире. Целых 28% среди опрошенных жителей РФ выразили по отношению к ним скепсис - https://cyberleninka.ru/article/n/preodolenie-antiprivivochnogo-skepsisa-poiski-resheniya-vyhoda-iz-slozhivsheysya-situatsii/viewer. Чудовищный, если вдуматься, результат в стране, создавшей когда-то на государственном уровне систему поголовной вакцинации, благодаря которой удалось на многие десятилетия забыть о множестве страшных и смертоносных болезней.
Колоссальный просчёт государства – в недооценке опасности от развития подобных процессов. Чиновники от медицины, согласившиеся в своё время с требованиями “прогрессивной общественности” о замене принципа обязательности в вопросе прививок на принцип добровольности, оставили население один на один с разного рода манипуляторами и шарлатанами, зачастую поощряемыми прямыми врагами страны. Лица, ведущие антипрививочную агитацию в Интернете и социальных сетях (даже неважно, агитируют ли они конкретно против вакцинации от COVID-19 или против всякой вакцинации вообще), должны быть немедленно привлечены к ответственности как тяжкие преступники, а сама возможность ведения такого рода пропаганды пресечена.
Жизнь доказала, что уповать на эффективность одного лишь телепиара в ситуации, когда речь идёт о сбережении здоровья и жизней соотечественников – легкомысленно, если не сказать грубее. Государство – если оно действительно государство - должно обладать средствами принуждения и при необходимости не бояться пускать их в ход. Фактический провал кампании вакцинации от COVID-19 показывает, что в распоряжении властей РФ таких средств не нашлось (либо они не захотели ими воспользоваться, что хуже!). От того, сможет ли государство их создать и, отбросив ложные представления о правах индивида, их применить, зависит масштаб человеческих потерь, который Россия понесёт в результате накатывающейся на неё новой ковидной волны.