Авторский блог Николай Коньков 00:05 6 августа 2024

Американский цугцванг, или Как мала Камала?

президентский тендер 2024 года в США уже провален

Отказ всё ещё действующего 46-го президента США продолжать выборную гонку и почти мгновенная его замена Белым домом на вице-президента Камалу Харрис, которая до того вообще не выдвигала свою кандидатуру на праймериз Демократической партии, претендуя только на то, чтобы остаться вице-президентом при престарелом Байдене с понятными для себя перспективами на будущее, интересен по целому ряду параметров. Прежде всего — по реакции на эту замену. Если продемократические источники после неё говорят о примерном равенстве уровней электоральной поддержки Трампа и Харрис «согласно данным текущих соцопросов», даже давая незначительное преимущество последней (чего не было и не могло быть после провала «сонного Джо» на дебатах 28 июня), то прореспубликанские настаивают на почти шестикратном уже преимуществе своего кандидата. Понятно, что оба эти утверждения не могут быть истинными: кто-то здесь, мягко говоря, ошибается или попросту врёт — не исключено даже, что врут и те, и другие.

При этом вопрос о том, как политически мала по сравнению с Дональдом Трампа фигура Камалы Харрис (если её выдвижение от «синих» будет утверждено партийным съездом Демпартии, запланированным на 19-22 августа в Чикаго, но «кнуты» из «партии осла» утверждают, что это уже не более чем формальность) вообще не стоѝт — ведь за Белый дом в Америке уже лет сорок как соперничают вовсе не кандидаты в президенты как таковые, а партийно-бюрократические машины. Именно они участвуют в своего рода политическом тендере на выполнение уже утверждённой непубличным «центром принятия решений», пресловутым Deep State, «глубинным государством», якобы несуществующим. Речь идёт только о том, насколько дёшево (во всех смыслах этого слова, включая пресловутые «откаты»), быстро и качественно берётся исполнитель провести необходимые для заказчика работы. Поэтому для понимания дальнейших перспектив президентских выборов в США, которые должны пройти 5 ноября 2024 года, нужно прежде всего реконструировать технико-политическое задание текущего тендера, а затем попытаться дать оценку предложениям конкурирующих исполнителей по указанным выше параметрам их дешевизны, скорости и качества.

Как представляется, американский президентский тендер-2024, сводится прежде всего к трём взаимосвязанным условиям:

— сохранение «глобального лидерства» США;

— сохранение доллара как «глобальной валюты номер один»;

— сохранение самих США.

Причём в текущей ситуации невыполнение любого из этих условий будет означать и невыполнение всех остальных. В данной связи стоит отметить, что четыре года назад, в 2020-м, речь шла только о первом из этих пунктов, да и то — разве что в контексте опережающего роста экономики КНР, иными словами — налицо было ослабление только одной, экономической опоры американского «глобального лидерства», в то время как две остальные: военно-политическая (если не брать отношения с союзниками по коллективному Западу) и информационно-финансовая, — выглядели ещё вполне надёжными. Сегодня, после трёх с лишним лет президентства Байдена, включая два с лишним года СВО и «гибридной войны» против России, благодаря которым Вашингтону вроде бы удалось укрепить отношения с союзниками и объединить их в «альянс демократий» под американо-британской эгидой Новой Атлантической Хартии, это уже далеко не так.

США и их союзники продемонстрировали неспособность даже совместными усилиями обеспечить киевскому режиму «победу на поле боя» над Россией, а достигнутый его участниками в 2022-2023 годах уровень политического единства в сколько-нибудь обозримой перспективе вряд ли будет вновь осуществим. То же самое касается и монополии контролируемых тем же американо-британским союзом глобальных масс-медиа — она девальвируется буквально на глазах: и по транслируемому нарративу, и по доверию к нему. Причём эта информационная девальвация (она же — информационная дисфункция) затрагивает не только «развивающиеся» страны, но и весь «альянс демократий», включая собственно Соединённые Штаты, где «холодная гражданская война» длится уже с момента избрания Дональда Трампа, то есть с конца 2016 года, и уже приобретает характер конфликта между «красными» (республиканскими) и «синими» (демократическими) штатами. В том же, что касается собственно финансово-экономической составляющей, дестабилизация позиций США только усилилась, и то, что федеральный долг с начала президентства Байдена увеличился на 25% или более чем на 7 трлн долл., преодолев отметку в 35 трлн долл., даже не самая большая проблема — сыплется уже всё и сразу: фондовые рынки, реальный сектор экономики, бюджеты всех уровней и т.д.

Иными словами, Америка сползает (пока сползает, но данный процесс всё ускоряется) в катастрофу, и эта логика обстоятельств сильнее логики намерений её «глубинного государства». И, что самое печальное, традиционные исполнители политического тендера в Соединённых Штатах предлагают делать то же самое, что они делали и раньше — с более чем прогнозируемым результатом. «Соперничество» уже побывавших президентами США республиканца Дональда Трампа (1946 г.р.) и демократа Джозефа Байдена (1943 г.р.) являлось неоспоримой и даже избыточной иллюстрацией этого обстоятельства. В данной ситуации экстренная замена последнего на калифорнийскую экс-прокуроршу (причём «команда Байдена» мгновенно и в полном составе стала «командой Харрис», что многое о них: и команде, и Камале Харрис, — говорит) — это попытка что-то поменять в «синем углу», ничего по сути не меняя, продать старую модель под новой маркой, такой же шаг отчаяния, как «покушение» на Трампа в Пенсильвании. В принципе, это провальный ход политического маркетинга, бессмысленный стратегически и более чем сомнительный тактически. Но цугцванг есть цугцванг и, видимо, других ходов, напрямую не ведущих к поражению в президентском тендере-2024, у Демпартии не оставалось.

Иное дело, что в этом нет никакой заслуги со стороны их формальных оппонентов-республиканцев. Трамп, который уступил Белый дом Байдену по итогам президентских выборов 2020 года, проходивших на фоне пандемии СOVID-19 и разгула BLM-протестов, остался безальтернативным кандидатом «слонов» только из-за отсутствия в «великой старой партии» (GOP) какой-то иной стратегии и выражающих её новых лидеров. Сенатор от штата Огайо Джеймс Дэвид (Джей Ди) Вэнс, 1984 г. р., «внучок», бывший ярым антитрампистом и неожиданно выбранный Трампом в качестве своего потенциального вице-президента, — это, конечно, другое поколение и достаточно свежее лицо в американской политике, но лидерских качеств у него явно не больше, чем у Харрис, которой в Демпартии постараются подобрать в вице-президенты опытного политика, который будет «решать вопросы», тем самым возрождая в новых исторических условиях связку Барак Обама — Джо Байден образца 2005-2017 годов.

Но, разумеется, и республиканцы, и демократы в их нынешнем состоянии выполнить условия президентского тендера 2024 года в полном объёме не имеют ни возможности, ни даже желания. Образно говоря, их предложения, примерно в равной степени медленные, некачественные и дорогие, направлены к тому же лишь на частичное удовлетворение запросов заказчика. Демократы, по сути, обещают сохранение американского «глобального лидерства» и сохранение самих США, но ценой утраты долларом статуса «глобальной валюты номер один», а республиканцы — сохранение самих США и статуса доллара как «глобальной валюты номер один», но ценой отказа от американского «глобального лидерства». Однако, как уже было отмечено выше, невыполнение любого из этих запросов означает и невыполнение всех остальных.

То есть политический цугцванг, в котором оказалась Демпартия США, суть лишь частное проявление того цугцванга, в котором находится сейчас всё американское «глубинное государство». И сколько-нибудь приемлемого выхода из этой ситуации у них нет. Разве что попытаться смахнуть некоторые или даже все фигуры с доски, хотя все ходы давно и повсеместно записаны, что в переводе на язык реальной политики означает войну. Наименее рискованную сегодня для правящих кругов Соединённых Штатов не против России в Европе или против Китая в АТР, а на Ближнем Востоке или в Латинской Америке, или даже внутри самих США — с использованием отработанных на других странах «технологий управляемого хаоса». Что нам, похоже, и придётся наблюдать до конца текущего года.

1.0x