Наряду с вышеуказанным, длительной экономической войной, «войной санкций», ряд стран, включая США, оказались в весьма затруднительном положении.
США решают отказаться от закупки в России ракетных двигателей для военных целей после присоединения Крыма к РФ и введения санкций, и ВВС США объявили конкурс на разработку новых ракетных двигателей вместо российских РД-180. Украина предлагает свои разработки, однако, по данным западных экспертов, шансов у нее практически нет.
В декабре 2014 года палата представителей конгресса США приняла поправку сенатора Джона Маккейна, которая предусматривает полный отказ США от ракетных двигателей РД-180 до 2019 года. Решение о запрете было принято судом 1 мая на основании того, что закупки двигателей производства "Энергомаша" якобы нарушают санкции, введенные властями США против России на фоне ситуации в Украине.
Как отмечает агентство Bloomberg, запрета добивалась частная калифорнийская компания SpaceX, занимающаяся производством ракет и космических аппаратов. Ее не устраивает, что ВВС США передали крупный оборонный контракт компании United Launch Alliance без проведения тендера.
Импортируемые российские двигатели РД-180 устанавливаются на первой ступени американской ракеты-носителя Atlas V, которые собирает совместное предприятие United Launch Alliance. Промышленность США пока не производит аналогов РД-180, сообщает ВВС.
Однако у американцев есть лицензия на производство двигателей РД-180: в 1996 году ее приобрела американская General Dynamics Corporation. Проблема заключается в том, что российская лицензия на производство ракетных двигателей истекает в 2022 году. По действующему контракту "Энергомаш" должен поставить еще пять РД-180, однако затем сотрудничество может прекратиться.
В Вашингтоне подсчитали, что прекращение закупки российских РД-180 для ракет Atlas V, выводящих на орбиту американские военные спутники, причинит США ущерб в размере до 5 млрд долларов, пишет NEWSru.com
Украина пытается занять место РФ на указанном рынке. В частности, услуги в разработке двигателей предложило Конструкторское бюро (КБ) "Южное" из Днепропетровска - известный разработчик ракетно-космической техники. По словам генерального конструктора КБ "Южное" Александра Дегтярева, на протяжении последних пяти лет «Южное» занималось разработкой семейства жидкостных ракетных двигателей первых ступеней ракет-носителей, которые могли бы использоваться на рынке США.
«Углубленные целевые исследования рынка США показали, что целесообразно создание нового мощного двигателя тягой 250 тонн и связки этих двигателей тягой 500 тонн и выше», сказал он в июне 2015 года. Дегтярев добавил, что бюро уже ведет переговоры «с рядом потенциальных заказчиков и инвесторов из США, заинтересованных в реализации данной инициативы». По его мнению, подобный двигатель может быть создан и испытан к 2019 году. «Южное», помимо стремления заключить договор с США, желало бы обеспечить самодостаточность собственных ракет-носителей, в частности – семейства «Маяк».
Стивен Блэнк, эксперт по России и странам Восточной Европы вашингтонского Института стратегических исследований, который консультирует Пентагон, полагает, что у украинцев «есть шанс, но я бы не сказал, что они получат контракт". Среди причин эксперт называет российское лобби в Вашингтоне, американских конкурентов и имидж Украины как коррумпированной и "неэффективной" страны. Одновременно, Блэнк отмечает, что после присоединения Крыма к РФ многие в США симпатизируют Украине, а у КБ "Южное" - хорошая репутация, основанная в первую очередь, на советских достижениях, сообщает DW.
По мнению профессора Джона Логсдон, экс-главы Института космической политики в Университете имени Джорджа Вашингтона, "шансы (Украины) равны нулю". "Главный смысл тендера - создать свои, американские источники для поставок ракетных двигателей, а не переключить зависимость с России на Украину".
Продолжительной историей успеха украинская космонавтика похвастаться не может. После распада СССР украинцы использовали свои разработки для коммерческих запусков, но сотрудничали в основном с Россией и США, не имея своего космодрома.
«Морской старт" - плавучий космодром для запуска украинских ракет-носителей "Зенит", не оправдал коммерческие надежды. По данным DW, после замораживания проекта, приобрести плавучий космодром теперь якобы намерен Китай.
Крупный проект "Циклон-4" приостановила два года тому назад Бразилия без уточнения причин.
Более того, после разрыва связей с Россией особенно сложная ситуация сложилась на заводе "Южмаш" в Днепропетровске, где производятся разработанные в КБ "Южное" ракеты. По данным предприятия, объемы производства космической техники по договорам с Россией в 2014 году сократились в 17 раз, а обещанных Киевом военных заказов нет.
Как бы там ни было, в Вашингтоне звучат мнения о том, что отказ от российских ракетных двигателей для пусков военных спутников был, вероятно, преждевременным, и разработать замену до 2019 года не успеют. По данным экспертов, не исключено, что США решат купить еще партию российских двигателей, которые, как сказал вашингтонский эксперт, "весьма хороши".
По словам главы Космического командования ВВС США генерала Хайтена, в апреле 20115 года министерство обороны США обратилось с просьбой в конгресс США продлить до 2022 года разрешение на эксплуатацию ракетных двигателей РД-180 российского производства.
Как пишет американский журнал National Defense Magazine со ссылкой на старшего аналитика консультативной фирмы Fulton Corp Джеффа Фауста, в 1990-х американцы остановили свой выбор на российских двигателях, поскольку посчитали их наилучшими в мире.
Также:
США, НАТО и Россия готовятся к войне
США усилят новые натовские силы сверхбыстрого реагирования
США разместят военную технику в шести странах ЕС
Морская пехота США будет размещена на британских судах
ФРГ поддержала размещение вооружений США в Восточной Европе
Польша стала плацдармом для учений НАТО
Не все страны Европы готовы размещать на своей территории ракеты США
Что означает «возвращение «ядерного сдерживания»
Украина расширяет сотрудничество с НАТО
"ЛитПолУкрбриг" углубит военное сотрудничество по стандартам НАТО