В целом альбом Смоки Мо («Младший»), на мой скромный личный взгляд, очень даже ничего. Но одна песня представляет особенный интерес и по музыкальному оформлению, и по идее – «Алиса». Те, кто считают, что русский рэп говорит либо (в худшем случае) про наркоту, шмаль и улицы, либо (в лучшем) тупо констатирует происходящее в мире дерьмо, - эти люди, как все уже поняли, давно ошибаются. Русский (!) рэп не говорит про первое, а про второе он хотя и говорит, однако ж при этом говорит не только о социально-политических проблемах, и даже не только о «духовных» проблемах, - русский рэп улавливает метафизическую проблематику. Не только в нашем мире что-то поломалось, но даже и в метафизических сферах что-то не так. Как Ницше с Достоевским в свое время указали на смерть Бога и всю жизнь прожили в этом чудовищном ощущении и надрыве, так и русский рэп чувствует эту метафизическую проблематику и движется в напряжении этой проблематики. Даже и Смоки Мо, который, казалось бы, никогда сильно не страдал такими мистическими темами, так сказать, «не загонялся», - даже и у него есть удивительные прозрения. Сюжет его песни «Алиса». Маленькая девочка-привидение ходит по своей школе-приюту по ночам и боится, а автор рассказывает нам про это и успокаивает Алису: «Алиса не бойся, скоро они заберут тебя» (они – «люди в белом», с которыми Алиса уйдет в небеса). Алиса не понимает, что с ней случилось, «да и вряд ли ребенок сможет понять, что такое смерть». Это верное замечание, дети не понимают, что такое смерть, в детской картине мира просто нет смерти (вспомните, кк Толстой в «Анне Карениной» описывает сына Анны, Толстой говорит, что мальчик просто ничего не знал о смерти – для него не было смерти). Алиса не понимает смерть, но она находится в смерти, принимая её как свое бытие, как данность. Она испугана. Это только автор знает, что «Всевышний наблюдает, все еще живые что-то тщательно скрывают», но Алиса не знает ничего, у неё есть только страх как главный атрибут её «существования». Здесь налицо переворачивание классического картины мира: смерть есть для взрослого человека, который знает про смерть, а для ребенка смерти нет, он не знает про смерть, но зато он «знает» нечто другое, некую бытийную тайну, с которой он приходит в мир и потому не боится того, чего боятся взрослые (Андрей Платонов: «дети – особый народ»). Здесь же, в песне, наоборот: живые взрослые «что-то тщательно скрывают», а мертвая убитая девочка (Алису продали на органы, как следует из текста песни) ничего не понимает и боится. Мир перевернулся, но мир не может перевернуться без того, чтобы вместе с ним не перевернулись и небеса.