Авторский блог Владимир Винников 14:11 10 октября 2016

Александр Полюхов: «Мы выдержим!»

Интервью с автором шпионской саги "Исповедь шпиона" 

Владимир ВИННИКОВ. Александр Александрович, вашу «шпионскую трилогию» переиздает «Книжный мир». Как она появилась?

Александр ПОЛЮХОВ. Это – своего рода история падения СССР и появления нынешней России. Я 20 лет снабжал Родину любой информацией, которая ей была необходима. Стал свидетелем важнейших событий в мире и в нашей стране. Некоторые из этих событий хорошо известны, про иные мало кто знает, а подробности других даже рассказывать еще нельзя.

ВВ. Как сегодня оцениваете ту эпоху? Какой была мощь Советского Союза по сравнению с западным блоком?

АП. Военный потенциал СССР был абсолютно сопоставим с возможностями США и их союзников. Наша экономика сильно отставала, но уровень потребления в СССР был существенно ниже, чем на Западе, что в собственно военной сфере нивелировало общее западное превосходство. Но во второй половине 70-х годов стало ясно: к новым реалиям политическая система СССР адаптироваться не в состоянии.

ВВ. «Не в состоянии» - это неспособность или нежелание?

АП. Неспособность «внизу» и нежелание «наверху». Престарелых членов Политбюро ЦК КПСС – фамилии их известны – обуревали одновременно мания величия и комплекс неполноценности. Они знали: «догнать и перегнать Америку» не получится. Поэтому политика СССР была реактивной: инициативу Москва уступила Вашингтону, лишь отвечала на его действия. Шли негативные процессы в идеологии. Стала популярной теория, что раз в капиталистических странах коммунистов зажимают, то для всемирно-исторической победы нужны сначала революции в «третьем мире». Объявит вождь племени себя марксистом – сразу ему оказывается «помощь».

Так страна попала в афганскую ловушку, куда нашу страну усиленно заманивали, но в которую наше руководство само хотело войти. Кремлю хотелось сделать Афганистан социалистическим. Мухаммед Дауд, который правил в Афганистане до переворотов, как-то заявил, что отлично чувствует себя, когда прикуривает американскую сигарету от русской спички. И всё там было неплохо, без внешнего вмешательства в межплеменные дрязги. Но Политбюро, игнорировало рекомендации разведки, проявило политическую неадекватность, которой грамотно воспользовались США и их сателлиты. Думаю, даже за пятую часть потраченных в результате на Афганистан денег мои коллеги купили бы всех, кто там имел вес.

ВВ. За годы американской оккупации производство опиатов в Афганистане выросло в сотни раз, сделав страну «лидером» героинового рынка. А СССР там строил больницы и заводы …

АП. Появление войск США обычно всегда сопровождается взлетом наркобизнеса: Турция, Юго-Восточная Азия, Латинская Америка, Косово... В 80-е годы через «Афган» прошло полмиллиона наших военнослужащих и гражданских, которые своим потом и кровью латали разрыв между словом и делом КПСС. Исполнение «интернационального долга» породило «афганский синдром», который усилился «чернобыльским синдромом» и стал важной причиной событий и 1991-го, и 1993-го годов. «Развитой социализм» в СССР так и не развился.

Работая за границей в качестве журналиста, я имел возможность сравнивать, что происходит там и в нашей стране. «Скандинавский социализм» тогда был реален: доходы и расходы в Швеции или Дании распределялись более равномерно и грамотно, чем в Советском Союзе.

ВВ. А как они сегодня себя позиционируют? Та же Швеция? Нобелевская премия, собственная ядерная программа, двухвековой нейтралитет…

АП. Национальная и скандинавская специфика ощущаются всё меньше. Литература и кино встраиваются в глобальную культуру, общество становится скорее западно-европейским, чем собственно скандинавским. Экономически регион полностью интегрирован в северо-атлантическую сферу и всё больше втягивается военно-политически: Финляндия размышляет о вступлении в НАТО, а Швеция разрешила присутствие иностранных войск на своей территории.

Самобытность теряется и в социальной сфере, «скандинавский социализм» переживает кризис. Миграционное нашествие дестабилизирует общество. А ведь в прошлом Швеция, кстати, первой стала активно принимать иммигрантов и достаточно успешно их адаптировала.

ВВ. У вас после краха Советского Союза была возможность лично встроиться в «западный рай». Почему вы ею не воспользовались?

АП. Западные коллеги намекали, что мои способности им были бы весьма полезны и оценены по достоинству. Но я - патриот. Предав Родину, человек оказывается в ситуации, когда от него требуют сведения или действия, затрагивающие жизненные интересы страны. На путь предательства встают слабые духом. Если не любишь Россию, значит, не любишь её народ, не любишь и себя самого. Куда бы ни уехал мизантроп - от себя не убежать.

ВВ. Не думаю, что ваш личный статус на Западе сегодня был бы выше, чем в России. «Рим предателям не платит», не так ли?

АП. Предатели не становятся успешными за рубежом. А многие мои коллеги сделали приличную и даже блистательную карьеру на Родине. Некоторые имена на слуху, большинство же скромно трудятся в различных областях. Тщательный и системный отбор создал генерацию толковых людей, чьи таланты пригодились и в новой России.

ВВ. Вероятно, многим пришлось сменить работу после ГКЧП? Как вы оцениваете ГКЧП?

АП. События ГКЧП наблюдал собственными глазами, будучи в отпуске в Москве. Когда их называют путчем, то искажают ситуацию, поскольку документы ГКЧП были разработаны по указанию президента и генсека Горбачёва. А потом, когда кутерьма началась, он отошёл в сторону, традиционно заявив, что знать ничего не знает и вообще болен… Один из моих знакомых, причастный к работе над документами, серьезно пострадал, хотя в самих событиях не принимал участия.

ВВ. Сегодня жертвами ГКЧП считают только троих погибших 21 августа Дмитрия Комаря, Илью Кричевского и Владимира Усова. К их числу не относят ни Бориса Пуго, ни Николая Кручину, ни маршала Сергея Ахромеева, ни других, погибших …

АП. Жаль всех и каждого, кто попал под жернова Истории. Тем не менее, из архисерьезного испытания страна вышла с минимальными потерями наверное, звёзды ей помогают.

ВВ. Кремлёвские звёзды?

АП. Возможно, в том числе. Конец 80-х и 90-е годы время подлое: буквально из кустов выпрыгивали странные личности и становились министрами, губернаторами, миллиардерами. Без помощи звёзд: на башнях ли, на погонах ли, – подобная публика могла бы взять верх и навсегда. К счастью, пир во время чумы закончился, хотя похмелье осталось.

ВВ. В те годы наша страна просто «ушла с линии атаки», не стала ввязываться в открытую конфронтацию с сомнительными шансами на успех и более вероятными на уничтожение цивилизации. Потом начались «рыночные реформы», которые выглядели зачастую отвратительно, но сегодня некие плоды тогдашних решений, похоже, начали созревать?

АП. Данная версия вполне обоснована. Смогли поднять экономику и социалку. Удалось начать перевооружение армии задолго до нынешнего обострения международной обстановки. Политическое руководство России не просто отслеживало ситуацию, оно предвидело её развитие. Значит, разведка действовала, и к ней прислушивались. СМИ постоянно трезвонят о провалах, скандалах, авариях. О реальных достижениях редко сообщают. А они есть, и существенные. Первое десятилетиеXXI века вышло удачным для России, второе обещает стать не хуже, хотя угрозы существенно возросли.

ВВ. Вернёмся к вашим книгам. Службу и журналистскую активность вы завершили в 1993 году и с тех пор успешно занимаетесь бизнес-консультированием. Почему возник литературный импульс, вылившийся в три ваших шпионских романа?

АП. Зайдите в книжный магазин «Москва» на Тверской - там на центральном стенде стоят американские бестселлеры, где бравые цэрэушники спасают планету. Их главный враг - конечно, Россия. То же самое в кино, то же самое везде. Причем эти поделки не имеют ничего общего с действительностью по своей фактуре, ничего общего с подлинной ролью России в мире. Их задача создать у потребителей данной продукции ложную матрицу, в которой Америка не только всегда права, но и всегда своего добивается. Лейтмотив прост: русские - мерзавцы, Россия – угроза человечеству.

ВВ. Это важно?

АП. Конечно. Российским читателям за их же деньги втюхивают даже «мемуары» предателей и перебежчиков! Мол, туземцы лишь тогда «в шоколаде», если помогают супергероям из ЦРУ или МИ-6. И ерунда, что методы, которыми те действуют в книгах и на экране, на практике неэффективны, рискованны и в результате себя не оправдывают. То есть научиться ничему там нельзя, зато мозги в пользу западных «партнеров» подобная продукция поворачивает. Я же стараюсь показать согражданам мир таким, каков он есть, чтобы они понимали, в какой великой стране живут, чтобы не обманывались «западной мечтой». По мне, правда искусства не должна слишком отдаляться от правды жизни. Пытаюсь писать интеллектуальные триллеры для умных читателей.

ВВ. В сходном жанре работал Юлиан Семёнов. Как вы оцениваете его творчество?

АП. У каждого времени свои авторы. Сериал «Семнадцать мгновений весны» режиссёра Тамары Лиозновой получился удачным, но вот книга, по которой он снимался, даже у Семёнова далеко не лучшая. Он пытался сделать героя максимально соответствующим моральному кодексу строителя коммунизма, который в реальной разведке абсурден. Я сторонник более реалистического направления, не хочу «причесывать» действительность.

Действующие разведчики мало похожи на коммандера Бонда и штандартенфюрера Штирлица. Обычно они имеют неброскую внешность и скромно не выделяются среди окружающих. Им не чужды обычные слабости. Из трёх зол: женщины, алкоголь и деньги, главным бичом шпионской профессии является алкоголизм. Порой люди спиваются и не могут работать.

ВВ. Постоянно приходится?

АП. Не то, что приходится, а присутствует возможность и, порой, потребность. Знавал немецкого коллегу, у которого была сведена рука. Оперативник работал в Африке и постоянно пил там виски со льдом. От контраста температур ладонь скрючило, и он был вынужден держать бокал, заворачивая его в салфетку.

ВВ. Кого вы считаете героем?

АП. Человека, который способен осознанно рисковать своим здоровьем и жизнью ради семьи, народа, Родины. Не потому, что он обладает исключительными способностями, а потому, что оказывается в ситуации, когда приходится сделать рискованный выбор. Сможет сделать - герой, даже если потерпит поражение или погибнет. За такого не стыдно. Им можно гордиться. А коли спасует - трус, а порой, и предатель.

ВВ. Сериал по своим книгам не хотите снять?

АП. На мой взгляд, они киногеничные. Хотелось бы их визуализировать. Один из телеканалов проявлял интерес, но пока реального проекта нет.

Знаете, у отдельных людей есть истории, которые заслуживают, чтобы их рассказать. Не каждый готов их поведать, не все умеют. Во мне таился такой сюжет, который и превратился в первую книгу «Афганский исход». Не документальное изложение там не разглашаются важные секреты, многое изменено. Это, скорее, свидетельство очевидца, передача ощущений ушедшей эпохи. События вполне реалистичны, как и герои. Хотелось показать, что и кто двигали событиями, как обстояли дела в государственном аппарате, в средствах массовой информации, в разведке. Не боевик про спецоперацию, хотя схватка описана смертельная. Роман про Жизнь с большой буквы.

Поводом для второй книги стала поездка в Лондон, когда меня сперва помурыжили в миграционной службе, а потом предложили сотрудничать. Я был удивлён их наглостью куда больше, чем собеседники моим отказом. Но получил повод задуматься, какова жизнь в Лондоне, где проживает много наших соотечественников, как бывших, так и настоящих.

ВВ. Хотите сказать, что все они, в отличие от вас, ответили «да» джеймсбондам?

АП. Не все, но кто-то соглашается. Такова часть цены, которую им приходится платить за «британский билет». Один из персонажей «Сирийского гамбита» напоминает господина Березовского, а часть действующих лиц вокруг него - почти живые лондонцы. Правда, имена-фамилии, дабы никого не обидеть, я меняю. Мне стало интересно понять, как они себя ощущают в «свободном мире», где абсолютно несвободны. За якобы защиту от российского «притеснения» им приходится платить такую цену, что дурно становится, а порой хочется затянуть ремень на собственной шее. Это «одноразовые люди», которых используют, как туалетную бумагу: подтираются и выбрасывают. Несмотря на все их деньги и связи.

ВВ. Вы полагаете, что в случае с господином Платоном Елениным всё-таки имело место самоубийство?

АП. Логичная версия. Важны причины, побудившие его к такому шагу.

ВВ. Но как она соотносится с реальностью?

АП. Абсолютно.

ВВ. Существуют конспирологические версии, типа, «из Британии с любовью», мол Борис Абрамович жив-здоров и активно работает на благо России…

АП. Тонкость здесь в том, что незадолго до смерти он действительно заявлял о готовности вернуться в Россию, даже писал в Кремль, обещая какие-то чудеса. Но никакого доверия к нему не было, и этот выход для него оказался закрыт. На Туманном Альбионе специфическая атмосфера… Не все могут в ней долго дышать. Не он один склеил там ласты и «принял ислам».

ВВ. В третьей книге «Кремлевский эндшпиль» описано покушение на российского президента вконец обнаглевшими западными спецслужбами. Подобные призывы на Западе звучат уже публично, поскольку расчёт на санкции и на вызванный ими «кремлёвский переворот» оказался ошибочным. Запад настолько персонифицирует политику Москвы, что попытается изменить российский курс, удалив из власти любой ценой одного-единственного человека?

АП. Да, казалось бы, примитивное решение. Но, по сути, всё сложнее. Люди и группы имеют разное влияние, интересы у них различаются. А курс является равнодействующей влияний и интересов. Если баланс нарушить изменится и равнодействующая, начнется период неопределенности или нестабильности, который наши враги постараются использовать в своих целях. Не зря ведь Фиделя Кастро те же американцы пытались убить больше сотни раз.

ВВ. Каковы сегодня ваши творческие планы?

АП. Сейчас работаю над четвёртой книгой под рабочим названием «Водородные часы». Этакая альтернативная версия последних лет. Крымские патриоты брошены в концлагерь, полуостров не присоединился к России, корабли НАТО угнездились в Севастополе. Однако, благодаря решительности Президента и мужеству разведчиков, удается ситуацию развернуть, пусть и дорогой ценой. Россия принимает в объятия «потерянного ребенка», постучавшегося в дверь родного дома. Таков мой ответ критикам «крымской авантюры».

ВВ. Как вы оцениваете реальную «послекрымскую» ситуацию? В стране и за рубежом?

АП. Тревожат два обстоятельства. Первый избыточное политическое вмешательство в экономику, что негативно сказывается на развитии бизнеса и на уровне жизни людей. Не только в России во всём мире. «Большая семёрка» говорит о необходимости экономического роста и одновременно душит всё, что такой рост может обеспечить. Верх идиотизма! Второй фактор распространение неконвенциональных форм военных действий: цветные революции, гибридные войны, международный терроризм и прочее. Крайне опасная тенденция, пока не встречающая ни серьезной оценки, ни коллективного противодействия на международном уровне.

ВВ. Можете привести конкретные примеры?

АП. Вспомним, как мировые СМИ внезапно начали кричать, что идёт пандемия («атипичной пневмонии» или «птичьего гриппа»), и скоро мы все умрём. А через пару месяцев, словно по команде, тему забыли. Очевидно, имела место манипуляция. Если информация везде одинакова, только с разными этикетками: что на «Евроньюс», что на Первом телеканале, - то это происходит не от лени или от неумения работать. Проявляется абсолютная управляемость глобальных информационных потоков. Так и вторжение марсиан «впарят», и что угодно еще. Интернет в этом плане весьма коварен, поскольку канализирует ранее неподконтрольные формы передачи информации «от человека к человеку».

В России, вроде бы, задумались о безопасности «электронных границ». Интеллектуальные возможности имеются: у нас лучшие «мозги» в мире - тихо-мирно экспорт нашего софта вышел на отметку в 4 млрд. долл. примерно половина от экспорта оружия. Надежда есть. Некоторым процессам нужно просто не мешать, они сами, своим ходом идут. Хватило бы ума и политической воли.

ВВ. Полагаете хватает и того, и другого?

АП. В Крыму получилось: никто на Западе ничего и понять не успел. Причем супостаты знают: если понадобится, то же самое, что в Крыму, может быть исполнено в более широких масштабах. Но нет у Москвы такой необходимости, незачем брать себе чужое, провоцировать НАТО и США. Нам бы со своими делами, внутри России, сейчас разобраться. Но не дают нам жить спокойно - боятся, что Россия еще окрепнет. От того вешают на нас всех собак, вставляют палки в колеса. Ничего – не в первый раз. Выдержим.

двойной клик - редактировать галерею

1.0x