Слипенчук М. В., Щербаков А. Б. Андрей Капица: Колумб ХХ века / Михаил Слипенчук, Алексей Щербаков. - Молодая гвардия, 2023. - 399 с. : ил. - (Жизнь замечательных людей: сер.биогр; вып. 1950).
Слипенчук М. В., Щербаков А. Б. Колумб ХХ века / Михаил Слипенчук, Алексей Щербаков. - Молодая гвардия, 2023. - 839 с. : ил.
«Бороться и искать, найти и не сдаваться», — заключительные строки из стихотворения поэта Альфреда Теннисона «Улисс» стали девизом героев книги Вениамина Каверина «Два капитана». Стали девизом поколения.
Удивительные кунштюки проделывает со своими персонажами судьба. Мальчик Андрюша вполне себе мог стать избалованным петиметром.
Андрей Капица, которому суждено было стать выдающимся географом и геоморфологом, появился на свет – в Англии, которая уже перестала быть старой и доброй, хотя и сохранила, консерватизм почитая в числе человеческих добродетелей, изрядно патриархальных черт.
“На разрозненных печатных страничках Андрей Петрович напишет про свой переезд в СССР: «Мы практически не говорили по-русски, сидели на комоде в коридоре и швыряли в проходящих дровами».
Что же случилось, по воле каких причин и приводных механизмов судьбы стал таким, какой он есть?
Ответ в биографии, герой книги ее достойно прожил, а мы, как герои «Двух капитанов» идём вослед.
Обе книги фундаментальные, представляющие серию ЖЗЛ: знаменитая советская серия, продолженная в постсоветскую явь!
Считается, что миры художественности и науки весьма далеки; ведь речь идет об учёном – Андрее Петровиче Капице: и книга, выстроенная Михаилом Слипенчуком и Алексеем Щербаковым, разворачивается различными планами жизни учёного, вбирая в себя полноту жизни, посвящённой мысли: жизни, настоянной на растворе поиска, вечного дерзновения и пульсирующей неуспокоенностью: всём тем замечательном, что энергией своей двигает вперёд человечество.
Михаил Слипенчук и Алексей Щербаков – ученики Андрея Капицы и выпускники геофака МГУ. Вдвойне интересно, как учёные используют возможность художественной речи, словно добиваясь синтеза противоположного, казалось бы - науки и искусства.
Удивительное дело, но книга о большом учёном «Колумб XX века» именно художественна: и погружает нас в упоительный мир основательной жизни сразу же – с первых деталей, с внушительных подробностей:
Регистратор подрайона Кембридж графства Кембридж, эсквайр Артур Леверингтон надвинул на нос очки, отвинтил колпачок с вечного пера и аккуратным, с красивыми виньетками почерком вывел в книге регистраций: Andrey Kapitsa, 9 July 1931.
Так начинается судьба, с этого начинается Родина, как пелось в песенке?
Для каждого, кто захочет стать географом или персонально для Андрей Капицы?
История и жизнь туго сплетаются в плавном повествовании Слипенчука и Щербакова: подробности, словно пропитывающие живою плазмой оное, колоритны, и бытие, переплетаемое с бытом, получает живой и пёстрый окрас.
Родословие Андрея Капицы богато: сын знаменитого Петра Капицы, внук математика и механика Алексея Крылова и внучатый племянник французского биохимика Виктора Арни: он словно фактом подобного генетического богатства был светло обречён стать учёным: пусть мальчик, родившийся в Кембридже, связанном с образовательным и научным центром, и не предполагал, какая именно наука завладеет его жизнью.
Время показывается в книге слоённым: воспоминания о Петре Капице, принадлежащие Сноу, известному писателю, вплетаются в повествование, отступления логичны, и исследование родословной Андрея выглядит закономерным: такая история рода, ещё и пересечённого с другими научными фамилиями России, важна.
Глава «Генеральная линия» рассмотрит гроздья родословной: прежде всего касаясь отца, столько определяющего в каждой жизни.
Возникает образ матери, связанной со многим прекрасным в человечестве: в частности – с миром путешествий; обстоятельность письма не изменяет авторам на протяжение всей книги, что придаёт ей своеобразный вкус – и: хорошее послевкусие, когда хочется вернуться к отдельным фрагментам, более тщательно вчитаться, открывая новые повороты замечательной судьбы, и –значительного, ветвистого рода.
Андрей Петрович 1931-го года рождения. Мои папа и мама появились в эту пору. И читая книгу, я, словно погружаюсь в семейные воспоминания, разбирая старую жестяную коробку из-под печенья или альбом с пожелтевшими фотографиями. Кстати, внук Андрея Петровича обнаружил семейный архив в дедушкином кабинете, на верхней полке. И вот мы теперь, словно приоткрыли потайную дверцу в дорогое нам всем прошлое. Щемящее чувство!
Кстати, в книгах множество фотографий, черно-белое кино прошлого!
…время не течёт линейно: хотя именно такова иллюзия человека; время переплетается с письмами, векторами воспоминаний, игрой иллюзий; оно покажет (сквозь творчество Михаила Слипенчука и Алексея Щербакова) английский дом: с соответствующей спецификой; потом введёт в мир лабораторий…
Вот торжественное открытие Мондовской лаборатории в Кембридже: модернистское здание среди старинной готики; но важна – суть: содержание оного здания: ибо история творится прежде всего в лабораториях…
А сама плоть истории предстанет в книге пышно: долгими, в частности, будут сомнения – возвращаться ли в Советскую Россию; тем не менее оно, возвращение, состоится – и учиться Андрей Капица будет в МГУ, на географическом факультете; хотя пред этим будет охарактеризована школьная его, не особенно ладящаяся учёба - что логично: школьная программа загоняет в тесные рамки, а человеку, связанному с творчеством мысли, они всегда тесны.
Переписка с мамой Андрея Петровича, Анной Алексеевной и отцом его, Петром Леонидовичем, переписка отца с матерью покажут механизмы жизни Андрея Капицы более отчётливо, проявляя тон и интонацию периодов жизни, которые подвергаются исследованию в данный момент.
«...Серёжа еще не ходит в школу, он довольно нервный, но все-таки ничего. Андрей гораздо спокойнее, и гораздо лучше у него характер, хотя он несравненно упрямее Сережи».
Упрямство потом перерастет в упорство. Сопротивление человеческого материла жизненным неурядицам, бедам и войнам необыкновенное.
Пёстрые детали быта вспыхивают на солнце конкретики, и – развернётся повествование о МГУ, геофаке, своеобразном ордене будущим учёных.
Будущих – и состоявшихся, преподающих.
О! тут целая ода славному факультету в недрах знаменитого университета: ода многокрасочная, переливающаяся тёплыми оттенками, и – разумеется – во многом продиктованная собственным опытом: как уже говорилось и Михаил Слипенчук, и Алексей Щербаков – выпускники геофака.
Жизнь Андрея Капицы развивается по принципу увеличения интенсивности содержания: оно делается гуще и гуще, плотнее, насыщается всё большей энергией мысли.
Антарктида!
Уже название, вспыхивающее огнями голубовато-гигантских льдов, завораживает, и экспедиция, снаряжаемая Советским Союзом, тут же привлекает внимание Андрея:
Когда я узнал, что Советский Союз снаряжает экспедицию в Антарктиду, я бросился в Главсевморпути, где эта экспедиция комплектовалась, — вспоминал Андрей Капица.
Считая, что знает про Антарктиду мало, Капица ошибается – его познаний оказывается достаточно, чтоб стать участником экспедиции.
Первой в его жизни.
Всего их будет четыре, и труды по динамике и морфологии ледникового покрова Восточной Антарктиде выдвинут Капицу в число незаурядных, выдающихся географов, геоморфологов.
Он настроен на открытия: видимо такая – внутренняя, вибрационная волна и позволяет ему совершить одно из последних географических открытий ХХ века: когда, казалось бы, земля изучена и открывать больше нечего.
Нет, есть, и тайны земли не изведаны полностью, вероятно – никогда и не будут.
В середине пятидесятых годов Андрей Капица выдвигает смелую, пионерскую гипотезу о существование огромного, подлёдного озера, располагающегося под станцией «Восток»…
Она остаётся гипотезой – долгое время; а находит своё подтверждение в 1996 году: оказывается – таким образом – верной, расширяя человеческое представление о могучей земле, уточняя знание человека о самом таинственном, величественном и суровом континенте.
«Колумб XX» века представит сияющие льдистые панорамы поистине с поэтическим дыханием: волнующие и необычные, вспыхивают они той мерой прозаического искусства, что не оставляют сомнений в подлинности литературного дара авторов, творящих биографию замечательного учёного.
Главы подробны: именно таковая летопись и требуется, чтобы плотнее показать дерзновение мысли, приводящее к открытиям, равно –жизнь в условиях, которые удаётся узнать мало кому.
«Что-то там в глубине» наименована одна из глав.
Там оно – озеро, мерцающее чернотою вод; озеро, которое должно быть открыто, обозначено, проявлено в мире географического знания.
Капица участвовал в создание «Атласа Антарктики» - географического свода, дающего точное представление об устройстве этого участка земли; он участвовал в работе истово и самозабвенно; и то, что увенчана она была Государственной премией СССР – вполне логично.
Экспедиции и путешествия – им, разумеется, посвящён большой текстовой пласт; знание дела - детально: и научные пассажи, связанные с постижением рельефа земли и прочим, уместно разбавляются колоритными описаниями: чтобы читатель, никак не связанный с географией, как наукой, не заскучал.
Жизнь Андрея Капицы рассматривается объёмно, полифонично строится и текст.
Андрей Петрович был мастер рассказывать: его повествования, интересно организованные, а иногда и… с почти детективными сюжетами, приводятся в книге, придавая ей той живости, которая пронизана подлинностью бытийных лучений, и какую не подделать, как ни старайся.
Капица возглавит Географический факультет МГУ: административная жилка пульсирует в недрах его личности столь же активно, как научная.
Избранный членом-корреспондентом АН СССР, он продолжит разнообразную деятельность: в частности, выступит инициатором создания во Владивостоке Тихоокеанского института географии ДВНЦ АН СССР, станет его первым директором.
Возраст возьмёт своё: болезни будут прорезать тело, но учёный стоически относится к ним: он, живший для блага науки, а значит, и увеличивающий благо человечества, понимает, что главное сделано.
Юмор, присущий учёному, будет вспыхивать яркими, согревающими огоньками на протяжение книги, посвящённой столь значительной жизни.
А без юмора в нашей стране ничего и не было бы.
Добавлю, что двум автором, работавшим слитно, словно взаимно обогащали друг друга, удалось прекрасно показать всю значительность объёмов жизни Андрея Капицы, создав образ живой и трепетный, где-то нежный, бескорыстный…
Образ – сияющий.
И сияние, идущее от него, завораживает читателя, не давая оторваться от книги до конца: до финала – продлённого в вечность…
А презентована книга была в Русском географическом обществе; и презентация прошла на ура! – коллеги, соратники и друзья вспоминали Андрея Петровича; показательно, что и внук учёного пошёл в фарватере деда, став учителем географии.
Хочется верить, что и нынешнее поколение, отдав дань уважение своим знаменитым и замечательным учителям, будет верно старому доброму лозунгу: «бороться и искать, найти и не сдаваться»!
Авторы двух увлекательных книг дарят читателю надежду!