Экономическим реформам в России более тридцати лет. Естественно, изначально в наибольшем выигрыше оказались компании, которые вписались не просто в рынок, а в глобальный рынок.
Т.е. ведущие экспортеры Газпром, Лукойл, Сургутнефтегаз, НорНикель и.т.д. и финансовые компании, которые обслуживали денежные потоки глобальных инвесторов. Изначально, условно 20 лет назад, фондовый рынок России, прежде всего, состоял из акций основных экспортёров плюс, конечно, Сбера. В этих компаниях и их финансовых и медиа-дочках был наиболее высокий уровень зарплат.
Зарплаты в инвестиционных компаниях, которые обслуживали международных спекулянтов, Тройка Диалог или Ренессанс Капитал, были значительно выше, чем у обычных брокеров. Конкуренцию им могли составить только брокеры обслуживающие сырьевиков – Никойл (Лукойл) или Мегатрастойл (Славнефть). Было время, даже дни инвестора основных голубых фишек, как и ресерчи основных брокеров, шли, прежде всего, на английском языке.
Однако, времена Черномырдина и Чубайса прошли. Деньги иностранных инвесторов в России заморожены, они превратились в геополитических противников. Сырьевиков душат налоги, санкции и укрепление российского рубля. Газпром, где любая девушка из российской провинции мечтала «работать уборщицей», вообще убыточен на 600 млрд. руб. и продаёт знаменитое царское село на Новых Черемушках за 18 млрд. рублей. Интересно кто его купит, если только Сургутнефтегаз.
Мир после 2022-го сильно изменился, прежде всего, изменилась сама Россия. Теперь все говорят о цифровом рубле, промышленном майнинге, исламском банкинге и оборонке и парнях в зоне СВО.
Так акции компаний каких секторов покупать, и куда молодым людям и девушкам идти работать. А то получится, как с РусГидро и Газпромом.
Деньги в России сейчас только в айти и военном секторе. На СВО платят неплохо, как и на оборонных предприятиях. Компании высоких технологий – это не только сами продукты отрасли, но и IPO, free float, капитализация и прочие ласкающие ухо фондовикам слова.
Айтишники и военные теснят нефтяников и газовиков. И, вероятно, так будет в России ещё очень долго.
Фото: Алексей Коновалов/ТАСС. Военнослужащий группировки войск "Днепр" во время подготовки операторов БПЛА в зоне проведения специальной военной операции.