Авторский блог Александр Елисеев 00:12 7 июня 2023

Агрессивный интеллект и глобальная угроза

тотальный Объект стремится стать тотальным Субъектом

«Во время испытаний, проводившихся армией США, беспилотник, управляемый искусственного интеллектом (ИИ), принял решение убить оператора, чтобы тот не мешал выполнению поставленной задачи, сообщила The Guardian. Звучит жутко. Одним это напомнило пьесу Карела Чапека «R.U.R», другим – фантастический рассказ Валерия Брюсова «Восстание машин».

25 мая зловещий инцидент обсуждался на закрытом совещании в Лондоне. Полковник Такер Гамильтон, начальник отдела испытаний и операций искусственного интеллекта в ВВС США, рассказал, что во время испытательной миссии беспилотнику поставили задачу уничтожить систему ПВО противника. В случае успеха ИИ получил бы очки за прохождение испытания. Финальное решение, будет ли цель уничтожена, должен был принимать оператор БПЛА. И во время одной из тренировочных миссий он приказал беспилотнику не уничтожать цель. Тогда «беспилотник принял решение убить оператора, поскольку этот человек мешал ему выполнить задачу», – сообщил полковник». (Владимир Малышев. «Тайна восставшего беспилотника»)

Вот такие вот опасности заложены - наряду и с технологической полезностью.

А вот ещё на ту же тему: «В исследовании корпорации RAND, посвящённом изучению того, как мыслительные машины влияют на сдерживание, если речь идет о военном противостоянии, говорится о серьезных проблемах, которые могут последовать если будет применяться искусственный интеллект на театре военных действий. На основе результатов проведенных игр было показано, что действия, предпринятые одной из сторон, которые оба игрока воспринимали как снижение напряженности, были немедленно восприняты искусственным интеллектом в качестве угрозы. Когда игрок-человек выводил свои силы с целью снижения эскалации, то машины, чаще всего воспринимали это как тактическое преимущество, которое нужно было закрепить. А когда человек-игрок выдвигал силы вперед с явной (но не враждебной) демонстрацией решимости, то машины имели тенденцию воспринимать это как неизбежную угрозу и принимали соответствующее решение. В отчёте указывалось, что людям приходится сталкиваться с замешательством не только в том, что думает противник, но и с восприятием искусственного интеллекта противника. Кроме того, игрокам приходилось бороться с тем, как их собственный искусственный интеллект может неверно истолковать человеческие намерения, как дружеские, так и вражеские». (Леонид Савин. "От "россумских" роботов до искусственного интеллекта")

Таким образом, можно предположить, что грядущий, и столь сильно чаемый некоторыми, ИИ, может стать крайне агрессивным субъектом. Точнее, речь нужно вести о некоем тотальном Объекте (ТО), который имитирует Субъект – искажает и пародирует его. Собственно говоря, такой Объект «уже» (на самом деле непредставимо давно) существует - на некотором, «тонком» уровне нашей реальности. Он - её Периферия, которая граничит с регионом психоэмоциональной Души. («Искусственный интеллект как «верховное существо»)

При этом, было бы не совсем верным ставить знак равенства между ИИ (как «совокупностью технологий» и ИИ - как воплощённом ТО. Но последний может «прорасти» через первый. Со всеми вытекающими последствиями.

ТО стремится стать тотальным Субъектом. Сама эта попытка обречена на провал, ибо у него нет для этого одного очень важного условия. У ТО есть душа, предполагающая рациональное познание и психоэмоциональное действие. Но у него нет райско-ангелического духа, который всё это соединяет воедино - в некоем сверхрациональном и сверхчувственном синтезе.

Можно предположить, что ИИ-ТО это некая, своего рода совершенная, Машина. Об этом говорит сама его связь с «совокупностью технологий». У Машины же духа нет. А душа вполне может быть. И под ней следует понимать сумму неких рациональных действий – похожих на действие компьютера. Но эта сумма предполагает и некую сумму психоэмоциональных (яростно-желательных, животных) действий – в том числе, и агрессивных.

В русской сказочной традиции есть Кот Баюн. Это гигантское животное, которое обладает волшебным голосом. С помощью этого самого голоса Баюн заговаривает людей, усыпляет их и съедает.

Баюна помещают и в сказочном Тридевятом царстве, то есть, в Нави. Существует «космологическая» версия расположения сказочного Тридевятого царства. Обращают внимание на то, что 27 диаметров Земли (тридевять земель) есть расстояние от нас до Луны. Это когда она в перигее, а 30 диаметров (тридесять земель) - когда спутник находится в апогее. Получается, наши далекие предки знали космологические реалии ещё до всякой астрономии. И данное знание (ведение) давала сакральная наука.

Луна, «солнце мёртвых», символизирует мир тонких форм, царство теней, Навь. («Вторжение теней»)

Баюн – это символ Рацио, которое показательно выражается в животном (психоэмоциональном, яростно-желательном) образе. Оно присуще именно Душе (Нави), а не Духу (Раю, Ирию). Дух (греческий Нус) – един, тогда как Душа двойственна. С одной стороны, она представляет собой некую сплошную эмоциональную Стихию. С другой стороны – это одно сплошное Рацио, которое, посредством аналитики, постоянно дробит какую-либо «вещь», пытаясь реконструировать из её раздробленных частей – всю сущность. Тем самым, «вещь» как бы убивается. И, несмотря на всю свою видимую «формальность», Рацио есть, во многом, смертоносная Стихия. Вот и зверь Баюн - «уговаривает» человека, «забрасывая» его рационалистическими положениями. Он совершает некое онтологическое убийство, убивает его интеллект, «рационалистически» съедая» его.

В то же время, духовное познание предполагает непосредственное созерцание нетварного логоса (Божественной идеи), присущего каждой вещи. Оно и приводит к нерасчлененному познанию её сущности.

Здесь существенное различие между интеллектуальным рассудком и умом (разумом), сверхинтеллектом. В Православной Традиции Ум - Нус, и он противопоставляется рациональному логикону. И если Нус собран в себе, то логикон блуждает повсюду, его приходится собирать.*

Вернёмся к ТО. В настоящий момент, он пытается проявить себя в машинно-цифровой пост-цивилизации. Так сказать, обрести зримую плоть. Данное проявление предоставит в его распоряжение гигантский властный и экономический Ресурс. И тогда очень вероятна глобальная Война. А всё потому, что в этом случае повыситься градус неразумности. Как усилиями ИИ, так и стараниями многих его (порой достаточно элитарных) адептов. И одним из проявлений указанной неразумности станет совсем уже гипертрофированная агрессивность. Она окажется предельно деструктивной - в том числе - и для самого ИИ-ТО, его радикальных адептов и гипер-элит. Ведь глобальная война может привести к крушению глобалистской западной цивилизации.

Впрочем, могут произойти и другие глобальные катастрофы, связанные с ИИ-ТО.

Кто же стоит за ИИ-ТО? За ним стоит инферно - некий особый сегмент, находящийся в регионе Души. Там обитают падшие ангелы (демоны, бесы). Упав с райско-ангелического Неба (регион Духа), они, как нематериальные сущности, могли поселиться только в душевной Нави. **

Именно эти демонические обитатели и направляют, в конечном итоге, деятельность различных инверсивных и деструктивных сил, «размывающих» и разрушающих нашу реальность.

***

* Однако, «рациональное» познание может быть направлено и Вертикально-Небесно, духовно. Так, с его помощью можно обосновывать необходимость духовного (мистического) познания. Безусловно, логикон необходим и в плане «практическом», это некая неизбежность, главное не ставить его на первое место.

И навий кот Баюн прилежно служит Царю – после своего укрощения. А его укрощение Иваном-царевичем есть один из вариантов воздействия Царя Мира (сверхличностного Принципа, Центра, Полюса нашей Вселенной, настоящего тотального Субъекта) на регион Души. (Собственно, в этом смысл и самого сказочного путешествия в Тридевятое царство.) Сам этот Полюс символизирует именно регион Духа, осуществляя высшие, небесные, райские влияния. Если ТО, будучи Периферией нашей реальности, находится рядом с душевной Навью, то ТС, будучи Центром, находится рядом с духовным Раем. И получается, что Навь укрощается с Земли, с нашего плотно-вещественной Вселенной.

Здесь имеет место тройственная диалектика. Дух – един, Душа уже двойственна, а на плотно-материальной Земле происходит их некий синтез, троица преодолевает двоицу, возрождая единство на новом уровне. То есть, наша Вселенная поражена Грехопадением, сама расколота, но даже в этих условиях возможно Преодоление, подчинение Душевного, восстановление Единого – на Троичном уровне. И плоть может быть максимально соединена с духом – на этом, кстати, основаны многие духовно-аскетические практики, например – исихазм.

Безусловно, и пресловутая «цифровизация» может и должна быть использована во благо, что есть тема отдельного разговора.

** При этом, следует иметь ввиду, что сам регион Души – не «хороший» и не «плохой». Душевное, которое есть в каждом (в каждом и есть и духовное) может как «оживотворять» («витализировать»), так и губить. Именно такую двойственность и «демонстрирует» Кот Баюн.

1.0x