Западная Африка вылечивается от недуга неоколониализма: прямо сейчас Нигер вслед за французскими войсками покидают американские солдаты. Резкий мартовский поворот Ниамея по направлению от Вашингтона, когда в один миг было разорвано соглашение о расквартировании контингента на двух базах в Нигере, приводит к неприятному для США итогу. Американцы в Африке — что в бараках, что в офисах некоммерческих организаций — скоро станут вымирающим видом. С чего бы так?
Военный переворот в Нигере в июле 2023 года сильно изменил региональный расклад. Президента Мохамеда Базума хунта свергла за целый ряд грехов: начиная от слишком плотной работы с французами по продаже тем урана по себестоимости и заканчивая арабским происхождением (арабы в Нигере — малочисленное, привилегированное и оторванное от остальных наций меньшинство). С того момента Ниамей стал громко и с помпой бороться с присутствием западных империй на своей территории. В конце сентября 2023 года, после нескольких месяцев угроз военной интервенции, мсье Макрон внял требованиям нигерского правительства и объявил о выводе французского военного контингента из Нигера. Параллельно с этим страну покинул посол Франции в Нигере Силвен Итте: вопреки всем попыткам придать всем этим процессам вид хитрого плана французская колониальная империя показательно отступила. Несмотря на потерю как рычагов давления на западноафриканский регион, так и дешёвого нигерского урана, питавшего атомные электростанции, французы покинули бывшую колонию без особых проволочек. На это ушло около трёх месяцев.
Предполагается, что примерно такой же срок займёт и вывод американских войск. Однако в отличие от французов, старательно делавших вид, что ничего не произошло, американские солдаты и дипломаты нигерское "добро пожаловать отсюда" восприняли с типично голливудским надрывом. История, как они долго не могли свыкнуться с новой для себя ролью, довольно замысловата: в августе 2023 года, спустя месяц после свержения Мохамеда Базума, в Ниамей приезжала замгоссекретаря США Виктория Нуланд. Любительница русского мата и сводящего с ума целые страны печенья наведалась, дабы предупредить хунту обо всех проблемах, которые из-за "отставки" Базума возникли у Вашингтона и которые возникнут у Ниамея в случае, если уважаемая хунта не сдаст назад. На новую власть уловки дамы из Госдепа и её угрозы дипломатическими выволочками и экономическими санкциями не подействовали, а глава хунты генерал Абдурахман Тчиани даже не вышел встретить дорогую гостью, оставив беседовать с высокопоставленной вашингтонской акулой кого-то из заместителей. Сейчас Нуланд уходит, а Вашингтону приходится придумывать новые методы давления на хунту, оказавшуюся куда более устойчивой, чем казалось поначалу.
История усложнялась дальше: в минувшем марте на очередной настоятельный разговор в Ниамей улетела дипломатка с опытом поскромней, нежели у Нуланд. В Нигере приветствовали помощницу госсекретаря США по делам Африки Молли Фи. Свежая дипломатическая кровь прибыла не одна, а вместе с новым главой Африканского командования США (AFRICOM) генералом Майклом Лэнгли. И оба сумели свести на нет любые возможности дипломатии между Ниамеем и Вашингтоном. Предметом для их разговора стал именно статус американских баз в Нигере. Были и ожидаемые предупреждения о слишком близком диалоге нигерцев с Россией и Ираном. Прессой были упомянуты и обвинения в том, что Ниамей тайно поставляет уран в Тегеран. Так американцы ходят в гости — только переступят через порог и уже начинают бросать в хозяина свои наезды и претензии. Итогом того визита стали сообщения о том, что американцами не был соблюдён дипломатический протокол — в современной дипломатии это называется "разговор с позиции силы" и очень уважается внутренней аудиторией. Фи и Лэнгли ожидали, что бедная африканская страна под потоком обвинений и ультиматумов то ли испугается, то ли восхитится напором, но случилось ровно наоборот — Ниамей мгновенно разорвал соглашение об американском военном присутствии в Нигере.
Что же такого важного на этих базах? Больших войн Нигер не ведёт, а координировать работу различных банд, работающих в регионе по франшизе зарегистрированной ЦРУ торговой марки "ИГИЛ"*, можно и по телефону.
Дело в том, что оба американских военных объекта служили для разведки по всему региону Сахель вплоть до Магриба и Ближнего Востока и позволяли использовать БПЛА разной степени тяжести. Некоторые СМИ с придыханием сообщают, что база была оборудована на 100 миллионов долларов, но не спешите воспринимать эти цифры всерьёз — закупочные цены у Пентагона таковы, что за такие деньги можно было купить разве что пару дырявых бараков с грязными матрасами и покосившимся забором. Но даже этим спартанским условиям скоро придёт конец: не дожидаясь раскачки, на базу в Ниамее уже прибыли для расположения российские военные специалисты и (как рассказали РИА "Новости" африканские военные) заставили понервничать своих новых соседей, вызвав у тех состояние "повышенной готовности" и заставив ходить в обнимку с касками и жилетами.
Очень кстати ко времени новостей о выводе американских солдат из Нигера подоспела свежая критическая статья основателя ЧВК Academi (ранее известной как Blackwater) Эрика Принса. Чуть раньше, в самом конце февраля — начале марта, этот бывший морпех, а ныне бизнесмен в интервью делился нетипичным для обычной американской говорящей головы мнением об украинском кризисе. Мол, пора бы Вашингтону перестать бросать деньги на ветер в надежде на то, что пойдёт спасительный дождь. Продавца смерти нужные люди должны были хорошо расслышать. У того выступления, широко разошедшегося как по нашим СМИ, так и в американской блогосфере, мигом появилась закономерная трактовка: босс ЧВК, повязанный родственными и дружескими связями с гнилой сердцевиной ЦРУ, староденежных воротил и околовоенных наркоторговцев, рассчитывает на тёплое министерское сидение или хотя бы табуретку за кулисами в администрации Трампа. Новая майская статья Принса — логическое продолжение его "правдорубства". Теперь почётный гражданин города Эль-Фаллуджа проходится как раз по африканским неудачам и нынешним армейским элитам США. Пентагон, по Принсу, работает по строго бюрократическим принципам и скукоживается до конкретных людей, ведущих нескончаемые подковёрные игры за более высокие звания и должности. Не спасает ситуацию и монополия американских военно-промышленных комплексов. Вместе с тем США тратят огромные денежные средства на поддержание войн, в которых всё равно проигрывают. Вспоминает "академик" и про неудачи американцев в борьбе с хуситами. Однако Принс в отличие от многих политиков предлагает пускай и популистское, но решение, будто бы рифмующееся с программой Трампа: ВПК расчленить, бюрократию Пентагона игнорировать, а ведение войн за рубежом отдать в частные руки — кого же он имеет в виду?
Основатель самого большого и самого известного (чаще — печально) ЧВК не слишком завуалированно намекает, что его структуру следует взять под неофициальное американское государственное крыло. Понятно, на что намекает Принс: стратегия непрямого действия с помощью своих "ихтамнетов" в своё время зарекомендовала себя как крайне эффективная. Не можешь сделать лучше оппонента — копируй, постулирует Эрик Принс. Но Эрик слегка отстал от жизни или провёл прошлый июнь, не читая новости: частная инициатива в такой роли становится слишком неуправляемой и плюсы от её формальной непричастности к определённому государству значительно уступают минусам от её неконтролируемого поведения. Именно поэтому в покидаемые американцами казармы в Нигере заселяется Африканский корпус Вооружённых сил Российской Федерации, созданный для замены ЧВК "Вагнер", а не частные структуры музыкантов.
Однако обратимся к большим персоналиям: президентство Джо Байдена началось с провала в Афганистане. Эвакуация из Нигера не станет сопоставимой по масштабам катастрофой — в конце концов, Африка никогда не была в фокусе внимания американских интересов, да и суммы вложений различаются на несколько порядков. Но видный и яркий провал в Нигере заклеймит Джо в качестве криворукого неудачника, неспособного удержать контроль над теми, кого должно было так легко перекупить, запугать или обольстить. И пока Вашингтон будет занят внутренними склоками и не будет способен сконцентрировать внимание на каждой отдельной проблеме, небольшие государства, ранее обречённые быть вассалами и слугами заморских господ, смогут в своих трепыханиях выбить себе чуть больше реального суверенитета. Нигер на одной волне с Центральноафриканской Республикой, Мали и Буркина-Фасо создаёт прецедент Новой Африки. И ни американцам, ни французам, ни кому-либо ещё, пожелавшему новой колонии в свою честь, места в ней нет.
* Запрещённая в РФ террористическая организация