пнвтсрчтптсбвс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
Сегодня 23 июня 2025
Сообщество «Форум» 13:22 9 декабря 2020

7. Ново-Евразийская идеология. Пушкиниана и Нидерланды. МТОДУЗ (экспозиция "оцифровки")

Новый проект Российского дистанционного университета Знаний имени А.Л. Шанявского (МТОДУЗ. В. Шахов. Д. Шахов)

7. Ново- Евразийская идеология. П У Ш К И Н И А Н А И Н И Д Е Р Л А Н Д Ы

… Казалось бы: грандиознейшая Пушкиниана завершена духовно-творческими усилиями многих поколений исследователей, любителей, ценителей, поклонников пушкинского феномена, пушкинского гения. Вместе с тем, космически, галактически колоссальный пушкинский феномен поистине неисчернаемо открывает всё новые родники, всё новые истоки, всё новые горизонты Всемира-Космоса, Всемира-Прекрасного, Всемира-Человечного, Всемира-Врачующего, Всемира-Вдохновляющего.

Новые т р о п ы Пушкинианы… Новые маршруты Пушкинианы… Пушкинское озарение… На всех языках и наречиях…

Вот, к примеру, некоторые акценты темы «ПУШКИНИАНА и НИДЕРЛАНДЫ»…

сть все основания вчитаться, вдуматься в один из весьма ранних пушкинских жанров, как-то:
«НА ВОЗВРАЩЕНИЕ ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА

ИЗ ПАРИЖА В 1815 ГОДУ»… -

Утихла брань племен; в пределах отдаленных
Не слышен битвы шум и голос труб военных;
С небесной высоты, при звуке стройных...
На землю мрачную нисходит светлый мир.

Свершилось!.. Русский царь, достиг ты славной цели!
Вотще надменные на родину летели;
Вотще впреди знамен бесчисленных дружин
В могущей дерзости венчанный исполин

На гибель грозно шел, влек цепи за собою:
Меч огненный блеснул за дымною Москвою!
Звезда губителя потухла в вечной мгле,
И пламенный венец померкнул на челе!..

Содрогся счастья сын, и, брошенный судьбою,
Он землю русскую не взвидел под собою.
Бежит… и мести гром слетел ему вослед;
И с трона гордый пал… и вновь восстал… и нет!

Тебе, наш храбрый царь, хвала, благодаренье!
Когда полки врагов покрыли отдаленье,
Во броню ополчась, взложив пернатый шлем,
Колена преклонив пред вышним алтарем,

Ты браней меч извлек и клятву дал святую
От ига оградить страну свою родную.
Мы вняли клятве сей; и гордые сердца
В восторге пламенном летели вслед отца

И местью роковой горели и дрожали;
И россы пред врагом твердыней грозной стали!
„К мечам!” – раздался клик, и вихрем понеслись,
Знамена, восшумев, по ветру развились;

Обнялся с братом брат; и милым дали руку
Младые ратники на грустную разлуку;
Сразились. Воспылал свободы ярый бой,
И смерть хватала их холодною рукой!

Автобиографическое, личностное, исповедально-трогательное…

А я… вдали громов, в сени твоей надежной…
Я тихо расцветал, беспечный, безмятежный!
Увы! мне не судил таинственный предел
Сражаться за тебя под градом вражьих стрел!

Сыны Бородина, о кульмские герои!
Я видел, как на брань летели ваши строи;
Душой восторженной за братьями спешил.
Почто ж на бранный дол я крови не пролил?

Почто, сжимая меч младенческой рукою,
Покрытый ранами, не пал я пред тобою
И славы под крылом наутре не почил?
Почто великих дел свидетелем не был?.. –

В пафосной энергетике риторических восклицаний – глубинный драматизм мировосприятия отрока, оказавшегося в круговерти «могучего клубления сил»…

…Несомненно жанрово-стилевое влияние классических од Ломоносова, Тредиаковского, Радищева, Державина, Жуковского… Как бы «сквозят» летучие «переклички» с вдохновенно-«репортажными» одическими строфами Давыдова, Востокова, Рылеева, Бестужева, Глинки…

О, сколь величествен, бессмертный, ты явился,
Когда на сильного с сынами устремился;
И, челы приподняв из мрачности гробов,
Народы, падшие под бременем оков,

Тяжелой цепию с восторгом потрясали
И с робкой радостью друг друга вопрошали:
„Ужель свободны мы? Ужели грозный пал?
Кто смелый? Кто в громах на севере восстал?”

«…И ВЕТХУЮ ГЛАВУ ЕВРОПА ПРЕКЛОНИЛА…»

…Заметим, кстати, что гениальный отрок провидчески вплетает в художественную ткань своего лиро-эпического повествования мотив предчувствия о «з а к а т е Е в р о п ы»…

И ветхую главу Европа преклонила,
Царя-спасителя колена окружила
Освобожденною от рабских уз рукой,
И власть мятежная исчезла пред тобой!

И ныне ты к сынам, о царь наш, возвратился,
И край полуночи восторгом озарился!
Склони на свой народ смиренья полный взгляд –
Все лица радостью, любовию блестят,

Внемли – повсюду весть отрадная несется,
Повсюду гордый клик веселья раздается;
По стогнам шум, везде сияет торжество,
И ты среди толпы, России божество!

Встречать вождя побед летят твои дружины...
Старик, счастливый век забав Екатерины,
Взирает на тебя с безмолвною слезой.
Ты наш, о русский царь! оставь же шлем стальной,

И грозный меч войны, и щит – ограду нашу;
Излей пред Янусом священну мира чашу,
И, брани сокрушив могущею рукой,
Вселенну осени желанной тишиной!

«…И ПРИДУТ ВРЕМЕНА СПОКОЙСТВИЯ ЗЛАТЫЕ…»

…Война и мир… Мир и война… Движение жизни… Самодвижение жизни… Идеи времени… Формы времени… О «ВОЙНЕ И МИРЕ» будут размышлять Толстой и Достоевский, Тютчев и Гаршин, Лесков и Куприн, Чехов и Короленко…

Духовно-философские, цивилизационно-бытийные утопии…

И придут времена спокойствия златые,
Покроет шлемы ржа, и стрелы каленые,
В колчанах скрытые, забудут свой полет;
Счастливый селянин, не зная бурных бед,

По нивам повлечет плуг, миром изощренный;
Суда летучие, торговлей окриленны,
Кормами рассекут свободный океан,
И юные сыны воинственных славян

Спокойной праздности с досадой предадутся,
И молча некогда вкруг старца соберутся,
Преклонят жадный слух, и ветхим костылем
И стан, и ратный строй, и дальний бор с холмом

На прахе начертит он медленно пред ними,
Словами истины, свободными, простыми,
Им славу прошлых лет в рассказах оживит
И доброго царя в слезах благословит.

1815 г.

ГЛАВНЫЙ ДИРЕКТОР ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

|

Главный директор путей сообщения

В 1809-1822 гг.

Должность введена Учреждением об управлении водяными и сухопутными сообщениями от 20 ноября 1809 г. Главный директор путей возглавлял ведомство путей сообщения.
В обязанности Главного директора путей сообщения входило: контролировать работу чиновников всей системы путей сообщения (его предписания надлежало выполнять наравне с высочайшими); председательствовать в Совете путей сообщения, предлагать дела на его рассмотрение и приглашать на заседания русских и иностранных специалистов, чьи познания считал полезными; распоряжаться денежными фондами, их распределением, контролировать расходы; определять местопребывание инженеров путей сообщения и т.д. Главный директор путей сообщения сносился непосредственно с императором, которому представлял ежегодный отчет о состоянии дел в ведомстве, имел право личного доклада императору.
При Главном директоре путей сообщения состояли 3 советника - генерал-инспектора путей сообщения и канцелярия. С 23 августа 1814 г. Главный директор путей сообщения присутствовал в Комитете Министров. 1-м Главным директором путей сообщения стал принц Г. Голстейн-Ольденбургский (1809-1812 гг.); затем инженер-генерал Ф.П. Деволан (1812-1818 гг.). После его смерти ведомство путей сообщения возглавлял Совет, в составе генералов Карбониера, Завалишина, Леонтьева и действительного статского советника Серебрякова. С 1819 г. по 1822 год эту должность занимал генерал-лейтенант А.А. Бетанкур.
20 сентября 1822 года должность Главного директора путей сообщения была преобразована в должность главноуправляющего путей сообщения с правами министра (см. Министр. 2).
Синоним: Главный директор водяных и сухопутных сообщений

Франц Сент Воллан родился в 1752 году в Голландии в семье дворянина. В России де Воллан начал службу по контракту с 1787 г. в чине инженер-майора. Участвовал в Русско-Шведской и Русско-Турецкой войнах; строил крепости по южной границе, ставшие городами (Николаев, Одесса, Тирасполь и др.), проектировал и строил каналы, шлюзы, мосты. Был женат на М.Я. де Витте. Закончил службу в высшем генеральском чине. В России его звали Францем Павловичем, а частицу «де», свидетельство дворянского происхождения, часто писали слитно с фамилией — Деволан (с 2002 г. принято писать Франц де Воллан).
Умер 30 ноября 1818 г. Похоронен на Волковском кладбище Санкт-Петербурга. (Николаев, Одесса, Тирасполь и др.), проектировал и строил «Имя Ф. Де Волана должно быть дорого каждому русскому».
В.И. Григорович

Год назад в центре города, на бульваре Платовского проспекта был установлен бюст: «Градостроителю г. Новочеркасска Францу де Воллану. 1752-1818», так написано на пьедестале.
Славный инженер-генерал жил во времена, когда еще не было фотографии, и облики своих современников запечатлевали художники. Вот черно-белая репродукция живописного изображения де Воллана. Такие портреты писались с натуры, поэтому будем считать, что именно таким он и был в пору проектирования Нового Черкасска.
Перед нами уже не молодой человек (ему за пятьдесят; генерал-лейтенантом он стал в 48 лет). Его взгляд озабоченно-сосредоточенный (у высокопоставленного чиновника всегда было много сложной и ответственной работы), лицо чисто выбрито. Прямые с легкой сединой волосы зачесаны так, чтобы прикрыть намечающуюся лысину. А что мы видим на пьедестале? Кудрявого, тонкошеего молодого весельчака с бакенбардами покруче пушкинских. Таким изваял де Воллана ростовский скульптор С. Исаков. Конечно, художник имеет право на некоторую вольность, но не до такой же степени!
Впрочем, в отношении де Воллана изрядную вольность допускали и донские писатели Геннадий Семинихин и Анатолий Корольченко.
В первой книге романа-трилогии «Новочеркасск» (Москва, Воениздат, 1978) Семинихин пишет: «В просторной горнице богатого казачьего куреня жил и работал генерал-лейтенант инженер де Волан. По просьбе Платова хозяин этого куреня есаул Белобородов за хорошую цену сдал свои апартаменты царскому посланцу на полгода (выделено мной, а сам довольствовался небольшим, белым, тщательно вымазанным известкой флигельком».
Вскоре де Воллан докладывает Платову: «Я не только провел несколько дней в Бирючем Куте, но успел побывать в станицах Усть-Белокалитвенской, Аксайской и на хуторе Арпачине. В этом деловом вояже меня постоянно сопровождали войсковой архитектор Бельтрами и верный сын казачества инженерный капитан Ефимов, с коим мы уже завершили планировку новой столицы тихого Дона города Новочеркасска. Все уже приготовлено к закладке города, дорогой Матвей Иванович».
Описывая далее разговор двух генералов, писатель сделал такую ремарку: «Де Волан встряхнул гривой плохо расчесанных волос». .
Совсем иным предстает царский посланец в исторической повести Корольченко «Атаман Платов» (Ростов н/Д, 1986): «А вскоре в Черкасск прибыл упомянутый указом (Александра I. — В.Р.) чиновник. Это был знаток инженерского дела генерал-лейтенант Деволан. Небольшого роста, с лысиной во всю голову (выделено мной, полный величия.
Встретил его Матвей Иванович, как доброго гостя. Отвел лучший дом, сам отобрал денщика, повара и прочую прислугу. Даже писца справного приставил». И через пару страниц: «Почти всю осень . Деволан с казачьим инженером Ефимовым и войсковым архитектором Бельтрами трудились над планом будущего города, над чертежами зданий.
Деволан, нужно отдать должное, работать умел. Трудился и днем и ночью и заставлял работать помощников».
Помимо совершенно различных внешних характеристик де Воллана, авторы этих произведений произвольно распоряжаются и его временем, которое он якобы посвятил разработке плана Нового Черкасска («полгода», «всю осень»).
В 2002 году в Одессе вышла малоформатная книжка «Моя жизнь в России», содержащая краткие годовые отчеты де Воллана о проделанной им работе и главных событиях его жизни за двадцать пять лет с 1787 по 1811 год. Посмотрим, чем он занимался в 1804 году. Как член комитета по строительству портов адмиралтейства Империи разрабатывал положения и инструкции для служащих портов по их эксплуатации; организовывал закупку леса для Маршанского и Тихвинского каналов; провел инспекцию дорог Петербургской губернии; выполнил ряд поручений по военным портам Прибалтики; руководил закладкой фундаментов большого разгрузочного причала в Систребеке; проверял работы в Кронштадтском порту, а потом на шлюзах Мариинского канала и каналов на Свири; в течение лета составил разметку и планы шлюзов и др. сооружений в районе Тихвинского канала. А еще… цитирую: «Только собравшись продолжить инспекцию в своих прочих районах, получил срочное распоряжение скакать в Черкасск, к Донским казакам, чтобы выбрать место для их новой столицы. Здесь я составил план города и дал указания по его сооружению». И больше ни слова ни о Новом Черкасске, ни о Платове. И в закладке города не участвовал, хотя продолжал работать на юге (исследовал район между Каспием и Азовским морем, занимался восстановлением порта в Таганроге, работал в Феодосиевском порту и т.д.). В 1805 г. де Воллан заболел катаральной лихорадкой. Министр морского флота предложил ему более спокойную должность — генерал-директора по строительству Российских портов, но он отказался и остался в Департаменте путей сообщения, продолжая наматывать «то в коляске, то верхом» по десять и более тысяч верст ежегодно.
Служба талантливого военного инженера была отмечена высокими наградами, в т.ч. орденом Святого Александра Невского, восьмилучевую звезду которого скульптор Исаков почему-то изобразил аж о шестнадцати лучах. Пришлось ему из-за наветов испытать и монаршью немилость. «Я, писал Франц де Воллан, мог упрекнуть себя лишь в том, что служил России, может быть, со слишком большим усердием и честностью, — качества, которые порождают подозрительность у врагов и завистников…». И еще: «А меня, когда умру, не на что будет и похоронить, хотя позади в моей жизни остались такие услуги для государства, как, например, Одесский порт, который дает России больше средств, чем Балтийские порты в Таллине и Нарве. Я уже не говорю о целом ряде городов и поселений на юге Империи, которые обязаны мне своим существованием». Новочеркасск — один из них. Его план, как известно, Александр I утвердил 31 декабря 1804 года.


Воллан, Франц Павлович де

[править | править код]

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к навигацииПерейти к поиску

Франц Павлович де Воллан

François Sainte de Wollant


Франц де Воллан, рисунок неизвестного художника (ок. 1805)

Дата рождения

20 сентября 1752

Место рождения

Антверпен

Дата смерти

30 ноября 1818 (66 лет)

Место смерти

Санкт-Петербург,
Российская империя

Принадлежность

Нидерланды
Российская империя

Род войск

инженерные войска

Звание

инженер-генерал

Командовал

Корпус инженеров путей сообщения

Сражения/войны

Русско-турецкая война 1787—1792,
Польская кампания 1794 года

Награды и премии

Орден Святого Георгия 4-й ст. (1791), Орден Святого Владимира 4-й ст. (1791), Орден Святого Владимира 3-й ст. (1794), Орден Святого Владимира 2-й ст. (1796), св. Иоанна Иерусалимского (1801), Орден Святой Анны 1-й ст. (1802), Орден Святого Александра Невского (1809)

Медиафайлы на Викискладе

Франц Павлович де Воллан (Франц-Павел Деволан, Де-Волант, Сент-Деволан, фр. François Sainte de Wollant) (20 сентября 1752, Антверпен — 30 ноября 1818, Петербург) — первый инженер в армиях Г. А. Потёмкина и А. В. Суворова, первый архитектор Вознесенска, Одессы, Новочеркасска, Тирасполя, Овидиополя и др. городов, строитель первого чугунного моста в Петербурге, первый инженер во главе Ведомства путей сообщения, первый член Комитета министров от этого ведомства. Под его руководством были созданы Тихвинская и Мариинская водные системы.

Содержание

· 1Биография

· 2Из экспозии музея имени де Воллана в Одессе

По происхождению брабантский дворянин, родился 20 сентября 1752 года в Антверпене.

Молодые годы провёл в голландских селениях в Северной Америке, где впервые ознакомился с военно-инженерным делом: принимал участие в постройке укреплений и сражался с англичанами. С 1779 года Деволан служил в Голландской Гвиане и занимался топографическими исследованиями и составлением карт. По возвращении в Голландию в 1784 году участвовал в составлении атласа юго-восточной части Голландии. В марте 1786 года вышел в отставку.

По протекции российского посла в Гааге С. А. Колычева вступил в русскую службу инженер-майором 30 октября 1787 года. В следующем году, во время русско-шведской войны, он во флоте адмирала С. К. Грейга участвовал в Готландском сражении и в конце того же года, по надобности в инженерах, отправлен был в Таврический край к армии Г. А. Потёмкина.

На южных границах России Деволан сначала состоял в распоряжении Комитета строения города и порта Николаева. Приняв в звании исполняющего дела первого инженера армии участие в кампании против турок, он находился при осаде и взятии Каушан, Паланки, Аккермана и Бендер, был при осаде Килии, штурме Измаила и других крепостей на Дунае, а также в сражениях при Бабадаге, Браилове и Мачине. 25 марта 1791 года он был удостоен ордена св. Георгия 4-й степени (№ 434 по списку Судравского и № 821 по списку Григоровича — Степанова)

За отличную храбрость, оказанную при штурме крепости Измаила, с истреблением бывшей там армии.

Тогда же он был награждён орденом св. Владимира 4-й степени.

В 1792 году Деволан занимался укреплением городов и крепостей на побережьях Азовского и Чёрного морей и в следующем году был утверждён в должности первого инженера Южной армии А. В. Суворова; в 1794 году находился при той же армии в Польше при подавлении восстания Костюшко; за отличие произведён в полковники и награждён орденом св. Владимира 3-й степени.

В звании старшего инженера в 1795 году он управлял постройкой крепости Фанагории, порта Ахтиар, крепостей Кинбурнской и Тираспольской, а также руководил основанием Перекопа, Овидиополя, Григориополя, Вознесенска и составлял планы большей части вновь строившихся тогда в России городов (Николаева, Новочеркасска, Каменска-Шахтинского и других).

В рескрипте графу П. А. Зубову от 4 декабря 1795 года императрица Екатерина II отметила полезные труды Деволана, «которого неутомимою деятельностью и расторопностью все производимые в ведомстве вашем многочисленные работы и строения приводятся в исполнение с желаемым успехом, Всемилостивейше жалуя ему в уважение трудов им подъемлемых, и немалых издержек, которые он по должности своей обязан делать, десять тысяч рублей единовременно и по ста рублей на месяц столовых денег». Около этого времени адмиралу де Рибасу и инженер-полковнику Деволану было предписано осмотреть возможно тщательнее берега устья Днепра и Чёрного моря, измерить существующие рейды и заливы и избрать удобное место для порта.

Таким пунктом была избрана крепость Гаджибей, которая только что была завоёвана у турок; по приказанию Екатерины, в 1794 году она была названа городом, и в ней повелено было устроить военную гавань с купеческою пристанью. Планы города и гавани, составленные Деволаном, удостоились высочайшего утверждения, и под его же руководством приказано было производить все работы, к которым и приступили немедленно. Для производства всех построек, учреждена была, под начальством Суворова, «канцелярия строений города и порта Гаджибейского», директором которой состоял де Воллан. Места под постройки были здесь отводимы, на вечное владение, частным лицам, вследствие чего и Франц Павлович получил участок земли. Под его талантливым руководством работы производились весьма успешно и в 1796 году были окончены; вслед за тем город назван был Одессой, а сам Деволан получил орден св. Владимира 2-й степени.

Между прочим, по плану Франца Павловича, устроены были огромные соляные магазины для поддержания мены хлеба, привозимого чумаками, на таврическую соль, что продолжалось, однако, недолго вследствие трудности доставки соли; он велел учредить и биржу для купцов. На него же выпала печальная обязанность объявить жителям вновь созидавшегося им города о кончине императрицы Екатерины II, после смерти которой произошли весьма важные перемены в судьбе Одессы. Деволан должен был покинуть её и переехать в Санкт-Петербург. Лишь в 1800 году он приезжал на некоторое время в Одессу для образования там комитета, которому поручено было окончание постройки города.

Некоторое время Деволан был «не у дел»; тем не менее крупный талант инженера сказывался в нём и тогда.

Третий раздел Польши изменил положение наших пограничных укрепленных пунктов и повлиял на сам характер и силу их расположения, вследствие чего правительство поручило разным лицам разработку вопроса о крепостях на западной границе. В числе других выдающихся инженеров, и генерал-майор Деволан высказал своё мнение: определив направление операционных линий, он располагал крепости в три линии; в тех же участках, где возможна малая война, требовал нескольких крепостей — плацдармов и систему укрепленных постов (фортов-застав). Эта его работа, а также разработка вопроса — о расположении крепостей на границе с Турцией и на южной границе, — представляют, без сомнения, ценный вклад в материалы для учения о значении крепостей вообще. Его военный взгляд на будущее южного побережья и систему его укреплений выразился в «Записке», в которой он указал все особенности защиты Крымского полуострова и удивительно точно предсказал, более чем за полвека, осаду Севастополя, её направление, место высадки неприятеля и прочее.

24 июля 1797 года он был произведён в генерал-майоры. Тем не менее, военно-инженерная карьера Деволана окончилась 6 октября 1798 года увольнением от службы, и на некоторое время он даже уехал за границу.

Однако, при образовании Департамента водяных коммуникаций в 1799 году, снова вспомнили о нём и 25 августа 1799 года Деволан вошёл в состав членов этого департамента.

Немедленно знакомится он с искусственными сооружениями на водных путях и представляет выработанный им план обходных каналов Онежского и Ладожского озёр. За эти труды Деволан 18 февраля 1800 года был произведён в генерал-лейтенанты.

В это же время было обращено внимание на почти забытый проект Петра Великого об устройстве канала в Вытегорском крае. Франц Павлович был командирован сюда, чтобы найти место, удобное для сооружения канала. По исследовании местности, он отыскал на ней верное и краткое направление, предположенное ещё гидрографом Перри (при Петре І), для соединения рек Ковжи и Вытегры. Благодаря ссуде из Сохранной казны, бывшей в ведении императрицы Марии Фёдоровны, немедленно начато было сооружение канала, в честь государыни названного Мариинским.

Бронзовый бюст Франца де Волана в Тирасполе

Деволану принадлежит также проект и постройка Тихвинской водной системы, оконченной в 1811 году, проект соединения каналом Онежского озера с Белым морем посредством рек Повенца и Выги (Сороки), между портами Повенецким, Сорокинским и Сумским, проект соединения Онежского озера с Белым морем на другом пункте, при Онежском порту через реки Водлу, Кемь и Онегу, и проект канала между Шексной и Северной Двиной для судоходства к Архангельскому порту от Волги и для сообщений между Архангельском и Санкт-Петербургом (канал Кирилловский, впоследствии герцога Александра Виртембергского).

Во время службы в департаменте водяных коммуникаций Деволан имел в своей инспекции системы Мариинскую и Тихвинскую, нижнюю часть Волги от Рыбинска, с Окою, Камою и другими реками; заведовал работами по рекам Цне и Суре, чисткою днепровских порогов и построением шлюзов с обводными каналами, из которых главнейший, при Ненасытецком пороге с двумя шлюзами, совершенно окончен в 1803 году; он же, наконец, устроил Огинский канал, оконченный и открытый в том же году. В 1804 году он принимал участие в постройке Таганрогского порта и разных других сооружений по Куме, Тереку, Манычу и Старому каналу, предположенному для соединения Волги с Доном посредством рек Иловли и Камышенки. В течение десяти лет, как член департамента, он управлял всеми предприятиями по инспекции Днестра, Немана, Оки, Волги и других рек и лично наблюдал за этими работами.

При новом образовании управления, его определили в корпус инженеров путей сообщения генерал-инспектором и членом совета, а 6 сентября 1810 года — инженер-генералом этого корпуса. Как член совета, он составлял разные проекты, приведенные потом в исполнение, именно: проекты улучшения Твери, бичевников по реке Тверце, а также разных зданий по Вышневолоцкой системе и Ладожскому каналу.

В 1812 году последовал Высочайший указ об отозвании в действующую армию главноуправляющего путями сообщений (с 1809 года) принца Георгия Ольденбургского, обязанности которого были возложены на генерал-лейтенанта Деволана, «отличнейшего по достоинству и знаниям», как характеризовал Франца Павловича сам принц Ольденбургский. Последний надеялся вновь принять управление путями сообщений, но неожиданно скончался в декабре того же года; вследствие личной просьбы императрицы Марии Фёдоровны, Деволан воздал ему последние почести, находясь при погребальном поезде принца, с которым был связан узами дружбы.

За время 1812—1816 годов деятельность управления была незначительна, ввиду недостаточности бывших в его распоряжении сумм вследствие Отечественной войны 1812 года и последовавших за нею событий.

Бюст в Одессе

В 1814 году повелено было главному директору Деволану, как представителю отдельного ведомства, присутствовать в комитете министров. В 1816 году возобновляется правильная деятельность управления. В этом году, под председательством графа А. А. Аракчеева, был учреждён особый Комитет о построении и содержании больших дорог в Империи, который занялся вопросом о сооружении в России, по заграничному примеру, насыпных каменных шоссе, причем было постановлено впервые применить такой способ к шоссе от Москвы до Петербурга. Некоторые участки дорог были в чрезвычайно дурном положении; например, между Тверью и Москвой они оказались почти в беспроездном состоянии, а вблизи Петербурга нередко совсем затоплялись. Энергии Деволана представлялось широкое поле деятельности. По его ходатайству, в 1816 году управление путей сообщения было переведено из Твери в Петербург; для усиления работ на сухопутных дорогах в том же году были учреждены по государственным дорогам рабочие бригады, после чего деятельность управления по устройству и улучшению шоссе значительно развилась. Генерал Деволан прилагал все усилия для успешного производства работ по шоссе, обращая внимание во время личных осмотров на недостаток старания со стороны служащих.

Прежняя совместная служба сблизила Деволана с принцем Ольденбургским, супруга которого, великая княгиня Екатерина Павловна, также относилась весьма дружелюбно к Францу Павловичу и состояла в переписке с ним до самой смерти. Из её писем видно, с каким участием относилась она не только к обширному ведомству путей сообщения, но и к его главному директору, которому сообщала все заграничные новости, касавшиеся близкого ему дела, и просила его сообщать ей свои мысли «насчет этой интересной отрасли управления», дабы при случае делиться ими с императором Александром I.

Энергичный и талантливый Деволан оставил заметные следы своей полезной деятельности в России на поприще строительного искусства. Многие крупные сооружения и целые города несут память о нём.

Среди прочих наград Деволан имел ордена св. Иоанна Иерусалимского (1801), св. Анны 1-й степени (1802), св. Александра Невского (1809).

Франц Павлович Деволан скончался 30 ноября 1818 года, похоронен в Санкт-Петербурге на Волковом лютеранском кладбище.

Из экспозии музея имени де Воллана в Одессе

·

Памятник де Воллану на Ланжероновском спуске

·

Вход в музей

·

Биография

·

Награды

·

Годы жизни1

·

Годы жизни

·

Годы жизни3

·

Годы жизни4

·

Могила де Воллана

·

На Волковом кладбище

·

Наследие де Воллана

·

Имя де Воллана

Монеты, марки, открытки[править | править код]

·

· Божерянов И. Н. Великая Княгиня Екатерина Павловна, четвёртая дочь Императора Павла І. — СПб., 1888. — С. 28, 59—72.

· Верховский В. M. Краткий исторический очерк развития и деятельности Ведомства Путей Сообщения за сто лет его существования (1798—1898 гг.). — СПб., 1898. — С. 43—47.

· Деволан, Франц-Павел Павлович // Военная энциклопедия : [в 18 т.] / под ред. В. Ф. Новицкого … [и др.]. — СПб. ; [М.] : Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1911—1915.

· Жерве В. В. Деволан, Франц Павлович // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.

· Лурье В. М. Морской биографический словарь. XVIII век. — СПб., 2005.

· От голландского капитана до российского министра. Франц Павлович де Волан (к 250-летию со дня рождения). — СПб.: Европейский Дом, 2003. — 368 с.

· Письма Великой Княгини Екатерины Павловны к инженер-генералу Ф. П. Деволану. // «Русский архив». — 1870. — Стб. 1967—2014.

· Скальковский А. Первое тридцатилетие истории города Одессы 1793—1823. — Одесса, 1837. — С. 26—52.

· Фриман Л. История крепости в России. — СПб., 1895. — Ч. I. — С. 150—152, 155.

· Энциклопедия военных и морских наук под редакцией Г. А. Леера. — Т. III. — СПб., 1888.

1. Главная

2. Краеведение

3. Знаменитые земляки

4. Деволан Франц Павлович. Первый русский инженер.

Деволан Франц Павлович. Первый русский инженер.

·

·

·

·

ПЕРВЫЙ РУССКИЙ ИНЖЕНЕР

30 ноября этого года отмечается 200 лет со дня смерти человека, который сыграл громаднейшую роль в истории нашего города – Франца Павловича Деволана. Именно ему Новочеркасск обязан красотой и четкостью своей планировки, замечательными площадями и несравненными проспектами. Но не все знают биографию этого всесторонне талантливого человека и его послужной список, поэтому постараемся восполнить этот пробел.

В фонде Центра по работе с книжными памятниками Новочеркасской ЦБС имеется небольшая книжица, изданная на рубеже ХIХ – ХХ веков товариществом М.О. Вольфа. Автор книги В. Русаков. Называется она «Русские первенцы» и содержит уникальнейший материал о людях Российской Империи, которые стали первыми в какой-либо отрасли: науке, службе, искусстве и т.д
Дрогнет природа, бледнея пред ним;

Слабые трости щадятся лишь им.


Дрогнет природа, бледнея пред ним;

Слабые трости щадятся лишь им.

. Здесь мы можем узнать и о первом русском патриархе, о первом русском печатнике, воздухоплавателе, первом русском графе, адмирале русского флота, первом русском актере, историке, солдате, альпинисте и т.д. Кстати, несколько лет назад в «Частной лавочке» мы рассказывали о С.Л. Бухвостове–первом русском солдате.

Ирина Касаркина заведующая Центром по работе с книжными памятниками.

Материал был взят именно из этого сборника. Под названием «Первый русский инженер» напечатана статья о Деволане.

«Первый инженер русской армии – такое звание присвоено было в 1789 году императрицей Екатериной II инженер-майору Францу Павловичу Деволану.

Этот Деволан, или Деволант–как он писал сначала по-русски свою фамилию,был одним из выдающихся деятелей на поприще русского инженерного дела и с его именем тесно связана история правильных водяных наших путей в России.

БРАБАНТСКИЙ ДВОРЯНИН

Франц Павлович де Воллан (Франц-Павел Деволан, Де-Волант, Сент-Деволан, фр. François Sainte de Wollant) (20 сентября 1752, Антверпен — 30 ноября 1818, Петербург) — первый инженер в армиях Г. А. Потёмкина и А. В. Суворова, первый архитектор Вознесенска, Одессы, Новочеркасска, Тирасполя, Овидиополя и др. городов, строитель первого чугунного моста в Петербурге, первый инженер во главе Ведомства путей сообщения, первый член Комитета министров от этого ведомства. Под его руководством были созданы Тихвинская и Мариинская водные системы.

История[править | править код]

Герцогство Брабант

Во времена Древнего Рима Брабант располагался в Римских провинциях Белгика и Нижняя Германия, населённых кельтами, которых позже вытеснили германские племена, положившие конец имперской власти. Важнейшими городами региона были Брюссель, Антверпен, Лёвен, Бреда, и Мехелен. Впервые название региона упоминается во времена Меровингов как pagus Bracbatensis (от bracha — новый, bant — регион).[1] Брабантом назывался регион между реками Шельда и Дейле.

Позже территория Брабанта вошла в королевство Лотарингию, оказавшись таким образом неотъемлемой частью Священной Римской империи.

Император Фридрих I Барбаросса создал герцогство Брабант в 1183—1184 годах, выделив его как феод своему вассалу Генриху I Брабантскому. Изначально герцогство представляло собой крошечный участок земли между реками Сенна и Дандр западнее современного Брюсселя, однако позже, начиная с XIII века, это название применяли уже ко всей территории Брабанта.

Карта герцогства Брабант в 1477 году.

В 1288 году после битвы при Воррингене герцог Брабантский присоединил к своим владениям графство Лимбургское и верхний Маас. В 1356 году жителям Брабанта была предоставлена хартия свободы. В 1430 году герцогство Брабантское было унаследовано Филиппом III Добрым и вошло в состав Бургундии.[2]

В 1477 году титулы герцогов Брабантских перешли к Габсбургам после брака Марии Бургундской и Максимилиана I. Дальнейшая история герцогства Брабантского неразрывно связана с историей Семнадцати провинций.

Карта герцогства Брабант в 1645 году.

Восьмидесятилетняя война (1568—1648 годы) разделила герцогство: по Вестфальскому миру северные провинции отошли независимым Нидерландам. Южная часть оставалась герцогством в составе Габсбургских Южных Нидерландов.

В 1795 году, во времена французской оккупации герцогство Брабант было упразднено

Энциклопедические источники предоставляют нам необходимую информацию: по происхождению – брабантский дворянин, служивший в рядах голландской армии, Деволан в 1787 году перешел в русскую службу в чине инженер-майора. На первых порах он состоял во флоте, при дивизии Грейга. Участвовал в Гот­ландском сражении со шведами. Незаурядные спо­собности и недостаток в армии людей, основательно знакомых с военно-инженерным делом, выдви­нули Деволана и доставили ему в 1789 году звание «первого инженера русской армии». Он был зачислен в южную армию (действовавшую тогда против турок): принимал успешное участие при осаде и взятии Аккермана, Бен­дер, Измаила и нескольких других крепостей

В 1793 г. Деволан - в армии А.В. Суворова; достойно участвовал в походах в Турцию и Польшу.

Снегирь

Стихотворение написано

на смерть А.В.Суворова.


Что ты заводишь песню военну
Флейте подобно, милый Снегирь?
С кем мы пойдем войной на Гиену?
Кто теперь вождь наш? Кто богатырь?
Сильный где, храбрый, быстрый Суворов?
Северны громы в гробе лежат.

Кто перед ратью будет, пылая,
Ездить на кляче, есть сухари;
В стуже и в зное меч закаляя,
Спать на соломе, бдеть до зари;
Тысячи воинств, стен и затворов
С горстью россиян все побеждать?

Быть везде первым в мужестве строгом,
Шутками зависть, злобу штыком,
Рок низлагать молитвой и Богом,
Скиптры давая, зваться рабом,
Доблестей быв страдалец единых,
Жить для царей, себя изнурять?

Нет теперь мужа в свете столь славна:
Полно петь песню военну, Снегирь!
Бранна музыка днесь не забавна,
Слышен отвсюду томный вой лир;
Львиного сердца, крыльев орлиных
Нет уже с нами! Что воевать?

Суворовская эпоха…
Дрогнет природа, бледнея пред ним;

Слабые трости щадятся лишь им.

Продвижение по службе… В 1795 году на него было возложено главное руководительство при постройке крепостей Фаногория, Кинбурн и др. Работы эти доставили Деволану орден Владимира 1-ой степени. В 1797-ом Деволан произведен в генералы и уво­лен от службы, но через два года снова при­глашен на должность члена департамента водя­ных коммуникаций.

Биография пассионария… Во время службы в этом департаменте он имел в своей инспекции си­стемы Мариинскую и Тихвинскую, и нижнюю часть реки Волги от Рыбинска, с реками Окою, Камою и другими; заведывал работами по рекам Цне и Суре, чисткою днепровских порогов и построением шлюзов с обводными каналами, из которых главнейший, при Ненасытецком по­роге, с двумя шлюзами, совершенно был окон­чен в 1803-ом ; он же, наконец, устроил ка­нал Огинский, оконченный и открытый в том же году; проектировал и построил новую систему судоходства между Волгою и

С.-Петербургским портом, называемую Мариинскою, по которой судоходство открыто было в 1808-ом (хотя она совершенно окончена лишь в 1810 г.) и вырыл обводные каналы около Онежского озера от реки Вытегры до верховья Свири, и около Ладожского озера для продолжения Ладожского и Сясского каналов до устья Свири. Это важное гидротех­ническое сооружение совершенно окончено и открыто им в 1810 –ом.

Деволану принадлежит еще проект и постройка другой новой системы судоходства между Волгою и С.-Петербургским портом, именно Тихвинской, оконченной в 1811 г., а также проект для сое­динения Онежского озера с Белым морем по­средством рек Повенца и Выга (Сороки), между портами Повенецким, Сорокинским и Сумским; проект соединения Онежского озера с Белым морем на другом пункте, при Онежском порте через реки Волгу, Кемь и Онегу, и проект сое­динительного канала между Шексною и Северною Двиною для судоходства к Архангельскому порту от Волги и для сообщений между Архангельском и Петербургом; этот канал назван был сперва Кирилловским, а впоследствии каналом герцога Александра Виртембергского, бывшего главным начальником путей сообщений.

В 1800 г. Деволан ездил в Одессу для об­разования там комитета, которому поручено было окончание порта и города, но его указаниям; а в 1804 г.–для начатия города Новочеркасска, Таганрогского порта и разных других сооруже­ний по Куме, Тереку, Манычу и Старому каналу, предположенному для соединения Волги с Доном посредством рек Иловли и Камышерки. В те­чение десяти лет, с 1798 по 1809 г., как член департамента, Деволан управлял всеми предприятиями по инспекции Днепра, Днестра, Немана, Оки, Волги и других рек, и лично наблюдал за этими работами. При новом образовании управле­ния, Деволана определили в корпус инженеров путей сообщения генерал-инспектором и членом совета, а в 1810 г. инженер-генералом этого корпуса. Как член совета, он составил еще разные проекты, приведенные потом в исполнение, именно проекты улучшения города Твери бичевником по реке Тверце и разных зданий по Вышне­волоцкой системе и Ладожскому каналу. В марте 1812 г. Деволану поручено было управление путями сообщения, а по кончине принца Ольден­бургского, который значился «директором путей сообщения», возложено было на Деволана, 25 дека­бря 1819 г., управление всеми делами путей со­общения.»

В конце позволю себе небольшую ремарку. Как видим, автор статьи ошибся в дате –Деволан скончался в 1818 году, может быть это и опечатка издательства. В «Военной энциклопедии» – серьезнейшем научном издании 1912 года указана дата смерти Деволана 1818 год и все историки и его биографы с ней согласны.

Так что, проходя мимо памятника Деволану возле музея Донского казачества мысленно поблагодарите его за наш прекраснейший город, равного которому нет, хотя Деволан спроектировал немало городов в Новороссии и Крыму.

Всех, кого заинтересовал мой рассказ, приглашаю в Центр по работе с книжными памятниками по адресу: г.Новочеркасск, Буденновская 141.

Ирина Касаркина заведующая Центром по работе с книжными памятниками.

Р А Н Е Н Б У Р Г РЯЗАНСКИЙ…

Р А Н Е Н Б У Р Г ЕСЕНИНСКИЙ…

«В первой части щита – в золотом поле часть герба

Рязанского наместничества: серебряный меч и ножны,

положенные накрест, под ними зелёная шапка, какова

на князе в наместническом гербе. Во второй части,

в серебряном поле яблоневого дерева ветви с плодами

положены крестообразно, каковыми плодами сей

город изобилует».

…Жил мальчик

В простой крестьянской семье,

Желтоволосый,

С голубыми глазами…

…Мир тебе – полевая солома,

Мир тебе – деревянный дом!..

Сергей Е с е н и н.

Д А Н К О В Рязанский….

Д А Н К О В Есенинский…

«В верхней части щита, в золотом поле часть герба

Рязанского: серебряный меч и ножны, положенные на

крест, под ними зелёная шапка, каковая на князе в

наместническом гербе. В нмжней части – в золотом

поле стоящая серебряная лошадь, означающая, что

сей город лошадиными ярмарками знаменит».

…Свищет сокол-ветер,

Бредит тихим Доном…

…Не белы снега по-над Доном

Заметали степь синим звоном…

…Захирел наш дол по-над Доном…

… Соберу я Дон…

Сергей Е с е н и н. «Ус».

…На Дону теперь поют

Не по-нашему…

…А за синим Доном,

Станицы казачьей…

Сергей Е с е н и н.

«Песнь о великом походе».

Июль 1924.

….

1.0x