Авторский блог Владислав Шурыгин 00:00 17 декабря 2015

Таран в режиме тестирования

Резкое сближение турецкого сейнера со стоящим на якоре российском "сторожевиком" было чревато самыми серьёзными последствиями. Сблизься "рыбак" ещё на пару сотен метров, и, вполне вероятно, что мы бы обсуждали совсем иную новость. Конечно, можно говорить о том, что команды "рыбаков" традиционно отличаются безалаберностью и халатностью в море и правила кораблевождения соблюдают далеко не безупречно. Можно рассуждать о некой "усталости" команды сейнера и невнимательности её капитана, но настораживает другое. В объяснениях турка прозвучала фраза, что "Сметливый" приняли, якобы за корабль, принадлежащий Североатлантическому альянсу, и потому‑де с ним сблизились. Но капитан сейнера отлично осведомлён, что в аналогичных обстоятельствах натовский корабль повел бы себя точно так же, имея самые жёсткие инструкции на тему опасных сближений с судами, чьё поведение вызывает опасения.

Одной из основных военных новостей прошедшей недели стал инцидент в Эгейском море, когда в воскресенье 13 декабря экипаж российского сторожевого корабля "Сметливый", находившийся в 22 километрах от греческого острова Лемнос в северной части Эгейского моря на якорной стоянке в ожидании разрешения прохода через пролив Дарданелы, применил стрелковое оружие, чтобы избежать столкновения с турецким сейнером. По данным Министерства обороны, в 9:03 по Москве вахтенная служба российского корабля обнаружила на расстоянии около 1 тыс. метров турецкое судно, приближающееся к стоящему на якоре "Сметливому" с правого борта. Экипаж турецкого сейнера не отвечал на запросы по радиосвязи и не отвечал на специальные визуальные сигналы светового семафора и сигнальных ракет. "При сближении турецкого сейнера с российским сторожевым кораблем на расстояние около 600 метров, в целях недопущения столкновения кораблей, по ходу движения турецкого судна на расстоянии гарантированного непоражения, было применено стрелковое оружие", — рассказали в Минобороны.

Сразу после этого турецкое судно резко сменило курс и, не выходя на контакт со "Сметливым", продолжило движение мимо него на расстоянии 540 метров. После инцидента в сети появились разъяснения капитана турецкого сейнера Музаффер Гечиджи, который заявил, что турецкий сейнер приблизился к российскому сторожевику "Сметливый", приняв его за корабль, принадлежащий Североатлантическому альянсу: "Они стояли на якоре. Мы не знали, что это русский корабль, мы приняли его за натовский. В 8:30 утра (9:30 мск) мы прошли мимо него. Выстрелов не слышали", — заявил он.

Некоторые комментаторы сразу попытались представить инцидент как некую "случайность", на которую российские моряки отреагировали неадекватно жёстко. Мол, русские чуть ли не специально открыли огонь по мирному турецкому "рыбаку", провоцируя обострение конфликта с Турцией. На самом же деле все было более чем серьёзно!

Напомним, что при аналогичных обстоятельствах был атакован американский эсминец "Коул". 12 октября 2000 года в 11:18 по местному времени USS Cole (DDG-67) был протаранен с левого борта начинённым взрывчаткой катером-камикадзе. Взрыв проделал в корпусе корабля пробоину размерами 9 на 12 метров. Ударной волной было выведено из строя машинное отделение и разрушена корабельная столовая, где в тот момент находилось большое количество матросов и старшин, собравшихся на ланч. В результате нападения на американский корабль погибло 17 моряков, еще 39 человек команды получили ранения той или иной степени тяжести и были срочно эвакуированы спецрейсом в Ландштуль (крупнейший американский военный госпиталь в Старом Свете, расположен вблизи авиабазы Рамштайн, Германия).

Поэтому резкое сближение турецкого сейнера со стоящим на якоре российском "сторожевиком" было чревато самыми серьёзными последствиями. Сблизься "рыбак" ещё на пару сотен метров, и, вполне вероятно, что мы бы обсуждали совсем иную новость. Конечно, можно говорить о том, что команды "рыбаков" традиционно отличаются безалаберностью и халатностью в море и правила кораблевождения соблюдают далеко не безупречно. Можно рассуждать о некой "усталости" команды сейнера и невнимательности её капитана, но настораживает другое. В объяснениях турка прозвучала фраза, что "Сметливый" приняли, якобы за корабль, принадлежащий Североатлантическому альянсу, и потому‑де с ним сблизились. Но капитан сейнера отлично осведомлён, что в аналогичных обстоятельствах натовский корабль повел бы себя точно так же, имея самые жёсткие инструкции на тему опасных сближений с судами, чьё поведение вызывает опасения. Поэтому капитан, мягко говоря, лукавил. И здесь возникает вопрос, а зачем же тогда он вводит в заблуждение общественность? И не являлись ли маневры турка некой разведкой, проверяющей реакцию российских моряков? И не прояви они бдительность, кто знает, какой бы "брандер" мог завтра пойти на сближение с российским кораблём?

Очевидно одно, что "холодная война" между Россией и Турцией начинает всё сильнее затягивать обе стороны в гордиев узел, который может быть разрублен крупномасштабным конфликтом…

На фото: 2000 год. Американский эсминец «Коул» после атаки террористами‑смертниками

1.0x