Сообщество «Форум» 10:05 23 ноября 2020

3. Дистанц-эхо Амура и Поднебесной. А.Н. РАДИЩЕВ И «КИТАЙСКИЙ ПУТЬ»

Дистанц-эхо  Амура и Поднебесной. МТОДУЗ. В.Шахов, Д. Шахов. А.Н. РАДИЩЕВ И  «КИТАЙСКИЙ ПУТЬ (экономическая культурология). 

Д. Шахов

В. Шахов

3. Дистанц-эхо Амура и Поднебесной. А.Н. РАДИЩЕВ И «КИТАЙСКИЙ ПУТЬ»

(экономическая культурология).


О, народ, народ преславный!
Твои поздние потомки
Превзойдут тебя во славе...
Все преграды, все оплоты
Сокрушат рукою сильной,
Победят... природу даже,
- И пред их могущим взором,
Пред лицом их озаренным
Славою побед огромных,
Ниц падут цари и царства...

«…Русь, куда ж несёшься ты? дай ответ. Не даёт ответа. Чудным звоном

заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски

воздух; летит мимо всё, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются

и дают ей дорогу другие народы и государства..».

Н.В. Гоголь. "Мертвые души".

*******************************************************************

1. Истоки и горизонты экономической культурологии

В одном из эссе я уже высказывал своё недоумение по поводу учебников и учебных пособий по э к о н о м и к е, которые предлагаются российским отрокам и отроковицам в наших общеобразовательных заведениях. В частности, полное и пренебрежительное о т с у т с т в и е в сих пособиях даже минимума по истории русской экономической мысли, российской экономической практики. До сих пор «штампуются» лжеспециалисты, ориентированные на чуждые нравственно-духовные и материально-цивилизационные ценности… «Соросомания»…

Вопрос в лоб… Вопрос на засыпку… А где же наши-то, эти самые патриотические, национально, державно, народо, общечеловечно мыслящие экономисты, хозяйственники-умнократы, продолжатели дела русского «умничества», созидания, материально-технического дерзания? Загляните в учебники эти самые пособия!.. Ужаснитесь… Удивитесь… Разочаруйтесь… Возопив, переходите от Слов к Делу… Напишите, сами осильте, пожалуйста (да поможет Вам Всевышний!) экономические «Азбуки», экономико-культурологические, историко-цивилизационные «Абевеги»…

Читаешь и не нарадуешься на экономико-цивилизационную публицистику Сергея Глазьева, Михаила Делягина, Александра Дугина, Александра Проханова, Анатолия Вассермана, Андрея Фефелова, Михаила Хазина… Радиоэфир доносит пафосно-вдохновенное слово Константина Душенова, Владимира Винникова, Андрея Фефелова, Владимира Карпеца, Владимира Бушина, Владислава Шурыгина, Максима Калашникова… Социологическое, этнографическое, географическое, политологическое, культурологическое, теологическое, давнопрошедшее и сиюминутное, злободневное… Вот бы всё это – да в учебники: по-пушкински, по-толстовски, по-аксаковски, по-бажовски, по-кольцовско, по-никитински, по-суриковски, по-некрасовски, по-есенински, по-ушински, по-макаренковски, по-пришвински изложенное, переплавленное, вочеловеченное, отечествозначимое…

…«Русский смотрит в небо» - так называется недавнее публицистичесое эссе

Дениса Тукмакова: «Итак, нас — граждан, регионы, социальные слои — способен объединить один лишь патриотизм: то есть уже даже не язык, даже не общее прошлое. Патриотизм, понятый вполне конкретно — как работа на укрепление страны и улучшение жизни людей. Эта работа является, по сути, "Общим делом" — громадным непрерывным общенациональным созидательным трудом на благо всех без исключения граждан. "Страна — это люди": целью укрепления России и солидарной работы её народа объявляется не футуристическая сверхзадача, не мировая экспансия или космологический прорыв, а "лучшая жизнь людей" — здесь и сейчас, ну или, в крайнем случае, завтра. Страна и её граждане мыслятся не средством, но целью, их исторические усилия — направленными на самих себя, их коллективное сознание — сосредоточенным не на утопических теориях, а на каждодневной практике по улучшению окружающей реальности»...

2. «Китайский путь» Владимира Бондаренко и Александра Проханова

Александр ПРОХАНОВ.

Случился 1991 год. Возникла газета "День". Она соединила множество самых разных ручьёв и потоков, которые бурлили, сливались, создавая совершенно новые цвета, оттенки, новую литературную химию. Ты пришёл в "День". Для тебя это был нелёгкий, очень мощный, духовный идеологический выбор. Кругом свистели пули, кипела людская злоба. Я помню, как к твоим дверям бросали мешки с тухлыми костями, нападали, били, проклинали. Это было страшно…. Расскажи, как произошёл твой выбор?

Владимир БОНДАРЕНКО.

С самого начала я был против всех перестроечных либеральных явлений. Модель моего видения будущего тогда — теперь называется "китайский путь". Я был за патриотический социализм, за некое соединение социализма с рыночными элементами. Китай пошёл по этому пути, и если бы мы выбрали тот же путь, то, конечно, мы были бы не там, где мы сегодня… НЕДАВНЕЕ ИНТЕРВЬЮ В ГАЗЕТЕ «ЗАВТРА».

**************************************************************************

Сделаем акцент на словах Владимира Бондаренко: «Модель моего видения будущего тогда — теперь называется "китайский путь". Я был за патриотический социализм, за некое соединение социализма с рыночными элементами. Китай пошёл по этому пути, и если бы мы выбрали тот же путь, то, конечно, мы были бы не там, где мы сегодня»…

«Китайский путь»; «Москва - Пекин»; «Поднебесная и Русь Великая»; «Это шагает Велико-Россия, это шагает Велико-Китай»; «Позывные Шестого Московско-Звенигородского съезда КПК»; «Духовное обеспечение Великого Звёздно-Шелкового Пути» - эти темы, данная проблематика всё решительнее «вторгаются» на «бумажные носители» и интернет-«оцифровки»…

Научно-просветительский центр «Энциклопедия Подмосковья» (near.msk.ru), Московско-Троицкий общественный дистанционный Университет Знаний, творческие группы “Учебная книга России», «Достопамятности Большой Москвы и Москвоведение» разместили в Интернете более тысячи эссе, энциклопедических справок, просветительских очерков, методических пособий, методологических рекомендаций.

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ, ДИСТАНЦИОННОЕ ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО - настоятельное требование времени, «злобы дня». Жаль только, что Минобр и Минкульт ограничиваются лишь декларативными сентенциями; конкретные предложения регионоведов, страноведов, краеведов, книголюбов «отфутболиваются»…

Примером равнодушия могут служить «отфутболенные» чиновниками разных рангов и «рамок компетенции» предложения, связанные с осмыслением, изучением, использованием той же проблематики «КИТАЙСКОГО ПУТИ»…

Энтузиасты на лично-общественной основе тиражируют и распространяют регионоведческую, краеведческую, страноведческую «литературу»…

В альманахе «ВОРОНОВО. VORONOVO», например, опубликованы эссе: «Валуево Звенигородское: великая тайна Китая и России»; «Павильон орхидей в Большой Москве»; «Павильон орхидей» - древнейший жанр китайской изящной словесности»; «Какими будут экспозиции китайского «Павильона орхидей»; «Китайский «Павильон орхидей» под Звенигородом как просветительско-эстетический феномен:»Здравствуй, племя младое, незнакомое!..»; «ХАЙ ЛАН ПАО – «озерцо морских орхидей… Благовещенск – Хэйхэ»; «Тысячелетние горизонты и заветы Прекрасного»; «Музыкальная гостиная китайского «Павильона орхидей» в Большой Москве»; «Звездопады и листопады Валуевско-Звенигородские («И современники и тени в тиши беседуют со мной…»).

В «ЖИВОМ ЖУРНАЛЕ», к примеру, размещены пользующиеся интересом видеосюжеты: «Китай-город в Москве. Вулканическая лава истории»; «Хождение Китая Поднебесного в Звенигород Московский»; «Ошибалась ли «Женьминжибао»; «Позывные Волхонки и Первомайского». Вызвали позитивные отклики сюжеты, связанные с биографиями Дэн Сяопина, Чжоу Эньлая, Мао Цзедуна, Цюй Цюбо, Го Можо…

Несколько десятков просветительских сюжетов «подхвачены» популярной «Москва. Без формата.ру»… В Гугле, Яндексе, Бинге, Рамблере есть источниковедческие «отсылки» к принципиально новой информации, связанной с историей китайско-российских взаимосвязей. «Пушкин и Китай», «Лев Толстой и Китай», «Достоевский и Поднебесная», «Данилевский о Китае», «Мережковский и «китайский путь», «М. Горький в Китае», «Павка Корчагин и Лиза Чайкина в Китае»... Было бы неплохо, «скооперировавшись» с китайскими коллегами, издать несколько альманахов, буклетов, «абевег»…

**************************************************************************

3. Александр Николаевич РАДИЩЕВ и «китайский путь»…

«О! дар небес благословенный,
Источник всех великих дел,
О, вольность, вольность, дар бесценный,
Позволь, чтоб раб тебя воспел.
Исполни сердце твоим жаром,
В нем сильных мышц твоих ударом
Во свет рабства тьму претвори,
Да Брут и Телль еще проснутся,
Седяй во власти да смятутся
От гласа твоего цари…

«Покрыл я море кораблями,
«Устроил пристань в берегах,
«Дабы сокровища торгами
«Текли с избытком в городах;
«Златая жатва чтоб бесслезна
«Была оранию полезна;
«Он мог вещать бы за сохой:
«Бразды своей я не наемник,
«На пажитях своих не пленник,
«Я благоденствую тобой…» АЛЕКСАНДР РАДИЩЕВ.

“Вольность первый прорицал...”

«Пензенская Энциклопедия»… Регионоведческие, страноведческие, краеведческие факты, коллизии, подробности, ситуации, реалии… В 12-ти километрах от города Кузнецка, по берегам речки Тютнар просторно расквартировалось село Радищево, поименованное так в честь великого русского мыслителя, писателя, провозвестника освободительных идей в России А.Н. Радищева. В казенных книгах Саратовского наместничества село называлось сначала Преображенским, потом Верхним Аблязовом (по имени Г.А. Аблязова — прадеда писателя по линии матери).

…Память уносит в начало 1970-х… Памятный выезд в Аблязово активистов Всесоюзного общества «Знание», краеведческого общества, содружества книголюбов, учительства, студенчества, журналистов и культурологов… Гости из Пензы, Саратова, Кузнецка, Саранска, Камышина, Сталинграда, Белинского, Тархан-Лермонтовских…

Рябиново-калиновое сентябрьское утро… Приезжающие почтить великого гражданина Отечества знакомятся с окрестностями… На площади перед зданием сельского Совета собираются сельчане. Импровизированная трибуна с портретом легендарного предка… - «Да, юноша, взалкавый славы, Пришед на гроб мой обветшалый,
Дабы со чувствием вещал: Под игом власти, сей, рожденный, Нося оковы позлащенны,
Нам вольность первый прорицал»..

*********************************************************************.

Алекса́ндр Никола́евич Ради́щев (20 [31] августа 1749, Верхнее Аблязово, Саратовская губерния[5] — 12 [24] сентября 1802, Санкт-Петербург) — русский философ-мыслитель, публицист, культуролог, историограф, поэт; де-факто руководитель Петербургской таможни, участник Комиссии по составлению законов при Александре I.

Детство провёл в отцовском имении в сельце Немцово Боровского уезда Калужской губернии. В домашнем обучении его принимал участие его отец, человек набожный, неплохо владевший латынью, польским, французским и немецким языками. В те времена русской грамоте ребёнка обучали по часослову и псалтырю. К шести годам к нему «приставили» учителя французского языка. Познания наставника не вдохновляли отрока. Как потом проведали, «педагог» был всего лишь беглым солдатом.

К тому времени состоялось событие знаменательное и судьбоносное: открытие Московского университета…

В Википедии и других энциклопедических источниках находим биографическую информацию. Омоним “Аргамаков” происходил от слова “аргамак”. Так называлась породистая верховая восточная лошадь (турецкая или кабардинская). Рослая, поджарая, длинноногая, потому аргамаком исстари номинировали высокого, худощавого, угловатого человека. А.М. Аргамаков происходил из старинного дворянского рода, ведущего своё начало от дьяка Василия Аргамакова, участника смоленского (1513), казанского (1544) и шведского (1549) походов. Его дети Иван и Василий Аргамаковы были воеводами в царствование Михаила Федоровича. Дед А.М. Аргамакова – Борис Лаврентьевич Аргамаков – служил царю Алексею Михайловичу, а отец – Михаил Михайлович – был стольником, участником военных походов Петра I. Он был ближайшим сподвижником Петра Великого в его реформах по устройству военно-хозяйственной части. В 1714 году он был назначен на должность обер-провиантмейстера, затем обер-комиссара. Михаил Аргамаков к концу царствования Петра І состоял уже в званиях обер-квартирмейстера и обер-кригскомиссара. Родитель отрока Алексея скончался рано, а матушка, овдовев, в 1720 году второй раз вышла замуж за известного дипломата петровского времени графа Андрея Артамоновича Матвеева, который заботился о своём пасынке и устроил его в лейб-гвардии Преображенский полк. Прослужив до 20-летнего возраста в полку и дослужившись до гвардии капитана, Алексей Аргамаков уехал в 1731 году в Швейцарию; там обучался в Женевской академии математике, праву, анатомии и хирургии. За границей юноша провёл четыре года.
С воцарением императрицы Елизаветы Петровны Аргамаков вначале оказывается «не у дел»; лишь в 1748 году, будучи уже в зрелом возрасте и отцом троих детей, поступил на государственную службу в Мануфактур-коллегию и получает чин коллежского советника. В обязанности его входило осуществление контроля над деятельностью фабрик и мануфактур. В 1754-о он - с сохранением должности советника Мануфактур-коллегии -вошёл в состав Комиссии по пересмотру законов. Тогда же, в середине 1750-х годов, императрица Елизавета Петровна решила устроить своеобразную ревизию-реорганизацию деятельности всех учреждений Российской империи. Туда отправлялись доверенные чиновники, которые должны были обследовать состояние дел, донести и дать свои рекомендации по улучшению деятельности сих учреждений. Коллежскому советнику Аргамакову поручалась ревизия Мастерской и Оружейной палат московского Кремля.
Документы свидетельствуют о верно-подданном рвении советника-ревизора.
Познакомившись с тем, как там обстояли дела, увидев вещи в небрежении, отсутствие описей, достаточно плохое состояние архива и непорядок, в 1754-ом Аргамаков обратился в Сенат с донесением (где заявил , что необходимо срочно составить новую опись палаты и регулярно приводить её в порядок).

Историков и культурологов особенно интересуют «ШЕСТЬ ПУНКТОВ» его конкретных предложений. Фактически он просто опередил своё время, потому что его предложение было по существу о создании музея. В этих самых своих своих “Шести пунктах” он, к примеру, предлагал построить новое здание, дабы превратить Оружейную палату в «достойное русской славы хранилище древних драгоценных и куриозных вещей», чтобы палата, где хранились царские короны, скипетры, оружие, драгоценная посуда, стала доступной «для обозрения желающих к их удовольствию». По замечанию историка С.М. Соловьёва, план, составленный Аргамаковым, «делает ему честь и может объяснить, почему он был назначен директором Московского университета».

Напомним, что Университет в Москве был открыт по настоянию М.В. Ломоносова. Россия крайне нуждалась в образованных кадрах. Ломоносов понимал это лучше всех и в письме фавориту императрицы графу Ивану Шувалову представил свой проект университета, студентов для которого должна была готовить гимназия при нём. На данном пункте Михаил Васильевич настаивал особенно. Без гимназии, напоминал он Шувалову, "университет, как пашня без семя".
Иван Шувалов прозорливо оценил и подхватил идею Ломоносова – ему лестно было играть роль ревнителя просвещения. 19 июля 1754-го Сенат одобрил составленный И.И. Шуваловым и М.В. Ломоносовым проект. Исторические подробности… В августе 1754-ого Шувалов объявил Сенату императорский указ об исправлении дома, предназначенного для Московского университета. Императрица Елизавета Петровна уже было подписала исторический документ о создании университета, но по причине неготовности помещений и персонала в конце года бумагу пришлось отзывать обратно, переписывать и только в начале нового года подписывать заново.

Регионоведы, энтузиасты москвоведения ревностно изучают драгоценные документы…Дом, предназначенный для университета, стоял на месте нынешнего Исторического музея, у Воскресенских ворот Китай-города – у Курятных ворот, как именовались они раньше по причине своего соседства с царским хозяйственным двором. Корпус строен "покоем" – имел форму буквы "П", и возраст его превышал полвека. Располагались в нем Ревизион-коллегия, Провиант-контора, Главный комиссариат, а прежде, до московского пожара 1737 года, там находилась Главная аптека с Медицинской канцелярией. В доме рядом размещалась Казанская австерия – питейное заведение, которое случалось навещать и самому государю Петру I. Австерия с годами обветшала, и ее разобрали, чтобы кирпич употребить на постройку здания для университетских служб…

…Энциклопедические эссе… Документальные реалии… Дом у Воскресенских ворот «глядел» фасадом на Кремль. Над главным трёхэтажным корпусом с колоннами возвышалась башня, увенчанная высоким шпилем с орлом. Боковые корпуса - двухэтажные. Против университетского дома (вправо от него, если смотреть с Красной площади) находился Ямской двор. Там впоследствии устроили тюрьму. Кстати, несколько дней перед ссылкой в Сибирь провёл в этой тюрьме АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ РАДИЩЕВ. Краеведческая подробность: во второй половине XIX века сюда ещё сажали за долги; это и есть "яма", о которой упоминал в пьесах А.Н. Островский.
Москвичи с интересом наблюдали за происходящим… Ремонт… Понадобилось настлать новые полы, исправить печи, переделать комнаты. Колонны также пришли в негодность, медные золочёные орнаменты осыпались. Но на их поправку времени уже не хватило – необходимо начинать занятия. В починенном доме университет и гимназии получили двадцать аудиторий: три большие по четыре-шесть окон, а остальные маленькие, иные же “тёмные чуланы, для обучения наукам непригодные”. Чуть позже здесь кое-как удалось разместить библиотеку, физический кабинет, анатомический театр, химическую лабораторию, типографию. Дом оказался тесен, и уже в октябре 1755-го «прикуплен» Репнинский двор на Моховой улице…

Окончательно императрица Елизавета Петровна утвердила доклад Сената с приложенными проектом и штатом университета 12 (23) января 1755 года, в день святой Татьяны по церковному календарю. С тех пор «Татьянин день» традиционно отмечается студентами как праздник Московского университета. Той же резолюцией первыми кураторами университета назначались граф И.И. Шувалов и Л.Л. Блюментрост, а директором – А.М. Аргамаков. 17 января все трое были приведены к присяге в Придворной церкви. Выбор директором университета Аргамакова свидетельствует о том, что его деятельность в Мануфактур-коллегии была в поле зрения находившегося в Санкт-Петербурге всесильного графа Шувалова, и что Аргамаков смог-таки проявить определённые деловые качества на своем посту.

Кураторы жили в Петербурге, вели управление, в основном, по почте, а реальное руководство учебной и хозяйственной жизнью университета осуществлял директор.

В доме Аргамаковых

Тредиаковский В. Стихи похвальные России.

Чем ты, Россия не изобильна?
Где ты, Россия, не была сильна?
Сокровище всех добр, ты едина,
Всегда богата, славе причина.

Коль в тебе звезды все здравьем блещут!
И россияне коль громко плещут:
Виват Россия! Виват драгая!
Виват надежда! Виват благая

*****************************************************************************

В 1756-ом отец повёз Александра в Москву, в дом дяди по матери (родной брат которого, А. М. Аргамаков, был в 1755—1757 годах директором университета).
…Первые годы Московского университета были насыщены многими событиями. Из Санкт-Петербурга переводятся последователи Ломоносова магистры Н.Н. Поповский, А.А. Барсов. 25 апреля 1756 года открылась университетская типография, затем началось издание газеты «Московские ведомости», а также печатание необходимых учебных пособий и первого учебника - книги Я.А. Коменского «Мир чувственных вещей в картинках». Энергичный директор Аргамаков ходатайствовал перед Академией наук по поводу комплектования фонда университетской библиотеки (открыта 1 июля 1756 года), которая более ста лет была единственной общедоступной библиотекой в Москве, приобретения оборудования для физического кабинета.

…Для туристов и экскурсантов, для дистанционно-заочных экскурсий в рамках МОСКВОВЕДЕНИЯ и МОСКОВОВЕДЕНИЯ приведём некоторые важные историко-биографические, биоблиографические подробности и детали.
Потомки А.М. Аргамакова «пошли» по военной линии. Его сын от брака с Анной Осиповной Сипягиной – Василий Алексеевич Аргамаков – стал премьер-майором, был женат на Феодосии (Федосье) Ивановне Фонвизиной, родной сестре писателя Д.И. Фонвизина. От этого брака родились трое детей – Екатерина, а также Иван (1763-1834), генерал-майор, участник наполеоновских войн 1805-1814 годов и Александр (1776-1833), полковник лейб-гвардии Преображенского полка, принимавший участие в заговоре против Павла I. С А.М. Аргамаковым состоял в родстве знаменитый "путешественник из Петербурга в Москву" Александр Радищев, мать которого была урождённая Аргамакова, и который получил хорошее домашнее образование усилиями университетских профессоров и учителей. Помимо этого Аргамаковы находились в родстве и с Грибоедовыми.

… Радищев был поручен заботам толкового француза-гувернёра, бывшего советника руанского парламента (бежавшего от преследований правительства Людовика XV). Дети Аргамаковых имели возможность заниматься на дому с профессорами и преподавателями университетской гимназии, поэтому биографы не исключают, что Александр Радищев готовился здесь под их руководством и прошёл (хотя бы отчасти) программу гимназического курса… Таким образом, Московский Императорский Университет имеет непосредственное отношение к формированию творческой индивидуальности будущего крупнейшего экономиста, философа, социолога, писателя, публициста…

(продолжение следует)

1.0x