Авторский блог Владимир Можегов 12:48 3 ноября 2023

Исторический маяк

2 ноября 1721 года Россия была провозглашена империей

10 сентября 1721 г. Россия подписала Ништадтский мирный договор со Швецией. Победа в Северной войне закрепила наш выход в Балтийское море и вернула Россию в Европу. Вернула - фактически на правах империи.

По факту победы русский царь стал именоваться императором, что было без возражения, пусть и не сразу, признано Европой.

Факт этот крайне важен для нас. Но почему-то обходится стороной и нашей историографией, и текущей политикой.

Конечно, русские цари всегда считали себя императорами: слово «царь» происходит от слова «цесарь». Иван Грозный всерьез называл себя наследником императора Августа. Третий Рим был фактом русского самосознания. Что имело под собой серьёзные основания. Дело не только в царевне Софье Палеолог, привезшей в Москву византийский герб.

Кому быть восприемником Византии – спор был совсем не праздный. Двуглавого византийского орла ревниво примеряли к своей империи Габсбурги. Но, конечно, духовной восприемницей почившей Империи ко времени Ивана III могла стать только православная Москва.

Третий Рим – это не об игре имперских амбиций входящей в силу Москвы. Это, в первую очередь, - осознание своей великой судьбы. Своего служения.

Империя - понятие не только геополитическое, но, прежде всего, мистическое, духовное. Первый Рим осознал сакральный смысл своего бытия, когда на пространстве Империи разыгралась драма Богочеловека, а император Константин принял христианство.

«Один Бог на небе, один император на земле» - формула высшей идеи, единственно для настоящей Империи возможная. И Рим Второй - Константинополь честно нес свою духовную миссию, даже когда физические границы Империи сжимались, подобно шагреневой коже, вплоть до XV века.

Затерянная в северных лесах Москва, почти неизвестная Европе, принимала на себя миссию Третьего Рима - миссию, конечно, прежде всего духовную, хранительницы истинной веры - в момент катастрофы традиционного мира в целом.

Во времена Грозного и Никона Русь Московская по-своему трагично переживала удары эпохи Возрождения и Реформации. Но настоящей заслугой Петра было явить Имперскую Русь уже погружающейся в революционный пожар Европе.

Светильник не может стоять под спудом. Если мы – Рим, нас должны признать. Если вы объявляете себя Римом, но это никому, кроме вас, неизвестно, это все-таки не вполне еще всамделишный Рим. Рим должен светить миру. Поэтому, чтобы не говорили о Петре наши славянофилы, староверы и их духовные приемники, это был путь, указанный России Провидением.

«Москва - Третий Рим» - эту формулу защитники Святой Руси направляют против Петра, секуляризовавшего Русь, подчинившего Церковь государству, и впустившего в новую Россию яд европейской революции. Все эти обвинения справедливы. С тем только уточнением, что все иные пути, вне модернизации, означали более или менее быструю гибель Руси, остающуюся без моря, без флота, без армии, без университета.

Да, Пётр нанёс старой Руси сокрушительные удары. Но - так или иначе - вытащил её из пропасти. И, сколь бы ни высока была цена, заплаченная за спасение, это было именно спасение. Наконец, Пётр заставил Европу признать Россию.

Признать ее не просто государством, не просто неким новым экзотичным миром, вроде Китая. Но признать её геополитическую и духовную миссию: признать её Империей. Римом.

Эту идею несёт вся «сакральная география» Петербурга. Этот город просто преисполнен перекрестными рифмами: с Римом, Византией, Египтом, всеми имперскими столицами древности.

Имперское признание России не было мгновенным. Лишь Пруссия, наш союзник в Северной войне, Швеция и Дания признали нас при жизни Петра. При Елизавете Имперскую Россию признали оттоманы, Австрия, Англия, Франция. Последней, при Екатерине Второй, признала Польша. То, что дольше всех тянули с признанием Русского имперского флага императоры Священной Римской империи, англичане и Османские султаны – хорошо понятно.

В сознании того времени (и, если угодно, перед лицом вечности) Империя могла быть только одна, и в понимании европейцев это была Священная империя германской нации – правопреемница империи Карла Великого. Роль ее исполняла империя Габсбургов (которая, еще полтора столетия спустя, оформиться в Австро-Венгрию).

Но с Петром и его Петербургом в Европу возвращался новый Константинополь, Рим Константина Великого. В этом не было ни дежавю, ни профанации, ни умножения сущностей. В этом была лишь историческая справедливость и неизбежность: Западная часть Римской Империи законно дополнялась Восточной. Что, вообще говоря, было в традициях Рима начиная с императора Диоклетиана.

Россия Петра возвращалась в Европу и возвращала ей её сакральную целостность. И будь Европа духовно более чутка, более внимательна к подобным вещам, её сегодняшняя печальная участь была бы гораздо менее трагична. Да, собственно говоря, и сегодня, единственная надежда на возрождение Европы - это возрождение и воссоединение Римской империи. А единственный, кто владеет ключами этой надежды - Россия.

Официально Империей Россия была провозглашена 2 ноября 1721г. День этот должен был бы стать великим русским праздником. И не просто праздником, но направлением, путём, указателем. Историческим маяком, возвращающим нам наше высшее имперское сознание, указывающим на возвращение наших духовных смыслов и нашего геополитического статуса.

Да, для этого нужно некоторое политическое мужество. Но такое мужество есть у Эрдогана, есть у талибов*, возвращающих себе власть в Афганистане, есть, наконец, у Виктора Орбана, заявляющего приверженность Венгрии консервативным ценностям в самом средоточии разлагающейся в мультикультурализме Европы. В любом случае, упускать великолепный шанс поднять имперское знамя России – есть преступление перед Русским будущим.

Из книги "Возвращение Империи. Пути Русской идеи в зеркале истории", М. Наше Завтра, 2023

двойной клик - редактировать изображение

*террористическая организация, запрещённая в РФ

1.0x