20 января 1946 года президент Гарри Трумэн основывает Группу центральной разведки. Наименование "Центральное Разведывательное Управление" служба получит 18 сентября 1947 года, после принятия закона о Национальной безопасности. ЦРУ было создано на основе Управления стратегических служб (УСС), действовавшего во время Второй мировой войны.
Еще в 1944 году Уильям Донован, будучи руководителем УСС, предлагал Рузвельту проект централизации секретных служб на базе своего управления. Но идею торпедировал глава ФБР Эдвард Гувер. Он санкционировал слив планов Донована в СМИ. Близкие к ФБР журналисты обрушились на идею с критикой, дошло до сравнений планов руководителя УСС с созданием нового Гестапо.
20 сентября 1949 года аналитики Центрального Разведывательного Управления представили президенту США Трумэну доклад о состоянии и развитии ядерной программы СССР. Их прогнозы говорили о том, что Советский Союз создаст собственное атомное оружие не ранее середины пятидесятых годов. А за три недели до этого доклада, 29 августа на Семипалатинском полигоне наша страна испытала свою первую ядерную бомбу. Это был первый громкий провал ЦРУ. Настолько громкий, что его можно сравнить с ядерным взрывом. Такой шок испытала политическая элита США.
ЦРУ прохлопало создание целой гигантской отрасли. Отрасли, под реализацию планов которой строились заводы, города! Есть наша русская поговорка – «Шила в мешке не утаишь». Но вот нашему родном КГБ удалось утаить не то что шило, а целую страну в стране, от глаз и ушей американской разведки.
В чем причина провала ЦРУ? Слабая агентурная сеть? И это тоже. Но главное, я считаю, американцы не могли поверить что СССР - страна, пережившая Вторую мировую войну, разруху, страшные людские потери, способна в такие короткие сроки создать ядерную бомбу. Сказалась и оценка советских возможность в атомной сфере Лесли Гровса. Руководитель Манхэттенского проекта в 1946 год заявил, что СССР понадобится десять – пятнадцать лет на создание ядерной бомбы. Во многом Гровс делал такие выводы на основе того, что у СССР нет доступа к урановым рудникам. Все разведанные на тот момент рудники в мире были так или иначе под контролем США.
14 декабря 1945 года Объединенный комитет военного планирования США издал директиву, в которой, в частности, говорилось: «Наиболее эффективным оружием, которое США могут применить для удара по СССР, являются имеющиеся в наличии атомные бомбы». К 1949 году был готов детальный план. Согласно плану «Троян», на СССР должны упасть 300 атомных бомб и 250 тысяч тонн обычных.
Известие о том, что СССР обладает ядерным оружием явилось ледяным душем для составителей этого плана. Американская элита не решилась на реализацию плана «Троян». И политики и военные обрушились с яростной критикой на ЦРУ.
И 29 августа 1949 года, стало триумфом нашей науки и промышленности. Триумфом превосходства нашей разведки над разведкой США. Ядерный меч ковался не только в лабораториях и на стройплощадках. Он ковался нашей разведкой, сумевшей проникнуть в Манхэттенский проект. Проникнуть сверху донизу. Так или иначе, но с Советской разведкой сотрудничали Роберт Оппенгеймер, Клаус Фукс, Нильс Бор, Альберт Эйнштейн….
А потом будет 4 октября 1957 года. Как гром среди ясного неба, весь мир узнал, что СССР запустил первый искусственный спутник Земли. Американцы назвали это событие – «технологический Перл-Харбор». Это был научный Перл-Харбор для американцев. Промышленный. И конечно разведывательный. ЦРУ не смогло хоть насколько ни будь проникнуть в советский космический проект. Работа КГБ оказалось на безупречной высоте.
С 1953 по 1961 годы главой ЦРУ был Аллен Даллес. Он говорил, что работа разведки строится на использовании низости и подлости людей.
Провалы ЦРУ по внедрению в ядерный и космический проекты СССР, безусловно заслуга работы КГБ. Но видимо и в том, что ЦРУ трудно было найти в СССР 40 – 50х годов людей низких и подлых, в количестве достаточном для адекватной оценки происходящих событий.
Роман Клепаков