Сообщество «Посольский приказ» 02:07 9 февраля 2022

Очень хитрая страна

противоречия «двух Франций» никуда не исчезнут после президентских выборов

Моё выступление посвящено Франции — стране, с которой сейчас у нас очень странные и, я бы сказал, неопределённые отношения. В общем, понимание такое, что где-то она существует себе на карте Европы и мира, если брать её заокеанские владения, до сих пор достаточно многочисленные… Это не США, не Великобритания, не Германия, не Польша и даже не Украина... Она не граничит с Российской Федерацией, и вроде бы достаточно далека от нас. Будут там выборы или даже гражданская война — напрямую это России не касается. Чего-то французы всё время хитрят, с "Мистралями" или с «нормандским форматом», или с Ливией, или с ЧВК "Вагнер", — это нам всё в меньшей мере интересно.

Тем не менее Франция — очень хитрая страна, чей реальный вес в мировой политике и мировых финансах значительно больше видимого. На эту тему можно очень долго говорить, и всё равно всего не скажешь. Ограничусь только очевидными фактами. Это единственный постоянный член Совета Безопасности ООН с правом вето из государств континентальной Европы. Это страна — лидер по уровню развития своей атомной энергетики. Это космическая держава, использующая собственные технологии. Это государство, обладающее атомным, термоядерным и гиперзвуковым оружием, и имиджем «прекрасной Франции», что чрезвычайно важно. То есть мозги там свои. Они не заёмные, не покупные.

И помимо всего прочего, это очень древняя страна. Для тех, кто об этом не знает, напомню, что Верденский договор 843 года, действующий и поныне, делает её второй после Китая старейшей страной мира. То есть в лице Франции мы имеем дело с очень древней традицией, с очень древним знанием. И надо сказать прямо: это не дружественная нам традиция и не дружественное нам знание.

Приведу в данной связи один факт, малоизвестный даже специалистам, касающийся входа советских войск в Афганистан. Во многом он был запрограммирован… Францией. Не Америкой, не Великобританией или какими-то другими странами, а Францией. Александр де Маранш, глава французских внешних служб, а затем советник президента США Рональда Рейгана, в рамках заседания созданного им "Клуба Сафари" в 1978 году сделал доклад о том, почему необходимо втянуть Советский Союз в Афганистан, и как это можно сделать.

Результат нам известен. Мозги — такая нематериальная вещь — решают всё! Не пушки, не танки, не новейшее вооружение, которым мы гордимся по праву, — мысли! Начиная с 2016 года, я только об этом всем, всегда и везде рассказываю. Франция силу мыслей учитывает всегда, и свои действия строит с их учётом, сильно экономя на материальных активах, но не забывая о них. В частности, по Украине: Франция поставляет туда новейшие ударные тяжёлые вертолёты, аналог нашей "Чёрной акулы", и активно задействует свои средства радиоэлектронной борьбы, лучшие в Европе и в НАТО, сопоставимые с российскими. В акватории Чёрного моря благодаря Конвенции Монтрё постоянно ротируют фрегаты "Овернь" и "Шевалье Поль", с соответствующим оборудованием.

При этом замечательная платная дорога Москва — Санкт-Петербург построена на деньги французской корпорации Vinci. "Ямал СПГ" построен за счёт французских денег, замечательной корпорации Total, чей глава Кристоф де Маржери погиб в 2014 году на взлёте в аэропорту Внуково и чьим именем назван наш СПГ-танкер. Total — единственная, кстати, корпорация из континентальной Европы, которая входит в число крупнейших нефтегазовых корпораций мира. Остальные — из США или Великобритании.

Про ядерную энергетику я уже говорил: сейчас там работают 56 реакторов, и с их отходами ситуация непростая. Пока в основном идёт захоронение радиоактивных отходов, в частности, в провинции Бретань. И в случае каких-то потрясений внутри Франции — например, такого экстремального сценария, как гражданская война и захват власти исламскими террористами, эти французские АЭС могут стать угрозой всей Европе и всему миру. Об этом не говорят, но отказ от ядерной энергетики имеет и такое измерение.

Скажу больше, что Франция учитывает эту опасность, как в своё время её учла ЮАР, которая поняла, что будет после смены режима апартеида на власть чёрного большинства и размонтировала своё ядерное оружие. Франция точно так же 20–25 лет назад размонтировала своё Альбионское плато, это район шахтового базирования стратегических ядерных ракет на юге Франции, примерно в ста километрах к северу от Марселя, район города Экс-ан-Прованс, заповедник Камарг. Теперь у Франции остались только мобильные носители ядерного оружия, это подводные лодки и самолёты. То есть уже не стратегическая ядерная триада, а такое дуо, которое потенциальным экстремистам менее доступно.

Мало кто обратил внимание на то, что в конце апреля прошлого года 20 отставных генералов и больше тысячи отставных офицеров опубликовали в еженедельнике Valeurs Actuelles открытое письмо к нации об опасности гражданской войны во Франции. Тогда эта публикация вызвала большой скандал, её авторам грозили арестами и другими неприятностями. Но их в мае поддержали более двух тысяч действующих генералов и офицеров, дело в итоге тогда спустили на тормозах, потому что стало понятно — это позиция армии в целом, так называемого Клуба интер армии, и "Часовых Агоры", которые нередко адресуют французскому правительству и президенту Франции свои заявления об угрозах, которые те должны рассматривать и учитывать. Но месяца три назад, осенью, массовые аресты французских военных, которые якобы участвовали в заговоре против власти, всё-таки были проведены, и всё это увязывалось с эпидемией COVID-19…

В конце прошлого года мы наблюдали резкий рост популярности такого кандидата, как Эрик Земмур. А во главе штаба Земмура, что мало известно за пределами Франции, стоит генерал де ля Шесне. Тут ключевая комбинация слова «генерал» и титулации «де ля», то есть это представитель и, скажем так, старой французской элиты, и военной элиты одновременно. И вот эти круги, получается, сделали ставку на Земмура, который не скрывает ни своего еврейского происхождения, ни своих взглядов, абсолютно неконвенционных. Так, например, он призывает ни много ни мало к массовой репатриации мигрантов. А таковых во Франции около 20 миллионов человек, чуть ли не треть населения! И что, эти 20 миллионов должны собирать чемоданы и куда-то уезжать, где их не ждут, где уровень жизни гораздо ниже, чем во Франции? Вдобавок могу сослаться на статистику, которая мне была в своё время предоставлена Жан-Полем Гуревичем, это один из ближайших советников Марин Ле Пен. Он — статистик Национального фронта, автор многочисленных книг. Лет ему сейчас уже хорошо за 80, но ясности мысли он не утратил. Так вот, в ряде регионов Франции, в центре и на юге страны, рождается более половины детей не европейского происхождения. То есть традиционная Франция прекращает своё существование, просто генетически прекращает. Возникает ситуация «двух населений одной страны», из которой неясно как выходить. Поэтому реакция французских мусульман на союз еврея Земмура, который называет Путина «папой», с французскими военными, на эту «гремучую смесь», вполне предсказуема. Поэтому я бы не назвал Земмура лидером президентской гонки. Скорее, он — третий-четвёртый номер, наравне с Марин Ле Пен, которую в России знают и любят больше других французских политиков. Но её шансы стать президентом Франции минимальны.

Вторым номером я бы назвал Валери Пекресс, которой в этом году исполнится 55 лет. Она была министром бюджета в правительстве Франсуа Фийона при президенте Николя Саркози. Она с 2015 года возглавляет регион Иль-де-Франс. Иль-де-Франс для французов— это самое сердце Франции, её центральная часть. Пекресс позиционирует себя как центристско-правого политика, выдвигается от партии "Республиканцы". Она позволяет себе достаточно скандальные, скажем так, выходки. Например, она неожиданно для всех, без каких-либо согласований ни с Россией, ни с Азербайджаном, ни с кем-либо ещё, посетила Степанакерт. Зачем было появляться на территории, признанной частью Азербайджана, хотя под контролем российских миротворцев и с компактным проживанием армянского населения? Но она это сделала, и данный инцидент вызвал серьёзные трения между Баку, Ереваном, Анкарой и Москвой. Я не берусь что-то в данной связи обсуждать, но этот жест лежащим в рамках какой-либо дипломатической стратегии назвать нельзя. Это жест скандальный, и я думаю, что кандидат в президенты Франции мог бы заняться чем-то другим, нежели появляться у армян в Нагорном Карабахе. Тем не менее она это сделала.

Поэтому лидером президентской гонки во Франции сейчас является Эммануэль Макрон. Это действительно уникальная фигура, его нередко называют «король-найдёныш». Макрон — это не просто партия "Вперёд, Франция!", и это даже не Франция. Есть моменты, которые очень чётко характеризуют человека. Так вот, Макрон за рубежом почти не говорит по-французски, предпочитая английский язык. Это, неким образом, пощёчина народу, великому народу, который он сейчас возглавляет, и мандат доверия от которого получил. Но Макрон, похоже, не считает Францию великой страной, стесняется не только её языка, но и её истории. И прямо говорит, что готов извиняться за прошлое Франции. Два года назад, выступая в Алжире, он об этом заявил…

Поэтому есть определённые основания полагать, что Макрон всё-таки выступает не от группы каких-либо французских деятелей, у него явно международная группа поддержки. И эта группа делает всё для того, чтобы он получил свой второй президентский мандат. У них есть все шансы на успех. Но противоречия «двух Франций» никуда не исчезнут после президентских выборов. И рано или поздно эти противоречия должны разрешиться. Каким образом это произойдёт и когда, прогнозов я делать не буду. Просто призываю вглядеться в ситуацию внутри и вокруг Франции, а также в ту роль, которую эта страна играет применительно к России. И понять, что всё там происходящее неминуемо отразится и на нас с вами.

Из выступления на научной конференции на тему "2022: тенденции, прогнозы, риски" в Фонде поддержки публичной дипломатии им. А.М. Горчакова.

1 декабря 2024
Cообщество
«Посольский приказ»
15 декабря 2024
Cообщество
«Посольский приказ»
12 декабря 2024
Cообщество
«Посольский приказ»
1.0x