Авторский блог Андрей Смирнов 04:00 19 октября 2011

Музон

Эти песни могут открыть нечто в себе и исполнителям, и слушателям. Услышать, почувствовать живую русскую историю. Через культуру, атмосферу, образы людей не такого уж и далёкого прошлого — пусть те идеалы и были жестоко попраны за последние десятилетия.

«За страну Советскую! ». Антология песенного народного творчества 1941–1945 («Бомба-Питер») 2011.

Этот проект Михаил Сапего, рулевой творческого объединения «Красный Матрос», пестовал достаточно давно. Пластинка записывалась в течение полутора лет. По счастью, поддержку оказали Комитет по культуре Санкт-Петербурга и Lazarev Gallery, и выпуск состоялся. Альбом приурочен к семидесятилетию начала Великой Отечественной войны.
«За страну советскую! » — это аутентичные песни советских солдат, которые исполнялись в окопах и были собраны сразу после войны участниками этнографических экспедиций. В 1949 году они были изданы в виде монографии военного фольклора, но никогда не переводились в аудиозвучание.

Михаил Сапего: «На протяжении многих лет »Красный матрос« собирает тексты и ноты народных, в том числе военных, песен. Поначалу в качестве »объекта собирательства« нам была интересна сугубо литературная составляющая этих песен. То бишь сами тексты — безыскусные, искренние, во многом простодушные и, в силу этих причин, живые. Именно »живые«, так как за этими текстами почти физически слышался, угадывался голос простого человека — солдата, матроса, партизана, девушки, угнанной в плен, девушки, ждущей с войны своего милого…Со временем к нам пришло осознание того, что песни эти — они просто обязаны »зазвучать« не только для нас. Так родилась идея привести собранные тексты к первозданному виду. А именно — записать их в изначальном песенном варианте… Озвучив подобную идею среди знакомых музыкантов и исполнителей, мы с радостью ощутили понимание и поддержку».

Альбом в полной мере отражает фирменный стиль «Красного Матроса» — не просто двадцать пять песен, но и почти шестидесятистраничный буклет, так что диск пришлось выпускать в формате DVD — фотографии, плакаты, газеты того времени, история песен. Так, глава «митьков» Дмитрий Шагин под гусли Максима Анухина проникновенно исполнил песню «Твоя фотокарточка». Читаем: «Песня записана капитаном Г.М. Добровольским в марте 1943 года в районе г. Севска. Аналогичный текст записан В.Ю. Крупянской от танкиста-капитана Е.И. Зудова, который услышал эту песню в 1942 году на Западном фронте от одного командира».

Есть известные — «22 июня», есть военные версии популярных в иные эпохи — «Тучи над городом встали», или сочинённые на любимые мелодии народных и эстрадных песен, есть доселе неведомые сокровища, вышедшие из самой толщи народной жизни.

Разнообразен состав участников пластинки. Под идею подписались рок-музыканты (Сергей Чиграков, Билли Новик, Михаил Башаков) и представители авторской песни (Андрей Козловский, Андрей Шепелев, Ирина Карманова), фолк-исполнители (Александр Леонов и Ольга Гайдамак из петрозаводской «Ва-Та-Га» и Таисия Краснопевцева) и художники (Алексей Батусов, Гавриил Лубнин, Максим Ляпунов), актёры и хор ветеранов Ленинградского Дома офицеров

Подробно разбирать удачи и промахи номеров, наверное, ни к чему. Здесь важны интонация, попадание, представление об иерархии. Дабы не возникало ощущения, что исполнитель также будет и про «пиво», и про «любовь-морковь». Это к вопросу, почему такие песни нельзя отдавать отечественной попсе, за очень редким исключением.

«За страну советскую» — всё по-своему хорошо, пожалуй, рокеры выступили с наименьшим попаданием. А круче всех оказались художники. Понятно, что это такие художники, на счету которых и пластинки записанные, и концерты отыгранные. Один Лубнин чего стоит. Или известный питерский художник и музыкант Максим Ляпунов, исполнивший «Лесами, полями» («Крутится вертится шар голубой»). Хорош «Севастополь» («Раскинулось море широко») — от колоритнейшего актёра Дмитрия Быковского. Он, кстати, пел некогда в шансонной группе «Пятилетка».

А песня «В теплушке» в исполнении Андрея Козловского с балалайкой Алексея Архиповского и духовыми Сергея Клевенского, ей-богу, куда мощнее цеховых историй про «человека с брезентовым рюкзаком».

Эти песни могут открыть нечто в себе и исполнителям, и слушателям. Услышать, почувствовать живую русскую историю. Через культуру, атмосферу, образы людей не такого уж и далёкого прошлого — пусть те идеалы и были жестоко попраны за последние десятилетия.

Снова слово создателям: «Этот альбом посвящается Великой Победе и подвигу русско-советского Воина-Победителя. Победителя не плакатного, не агитпроповского, не киноэкранного — при всей безусловной важности всех вышеперечисленных ипостасей. Но Победителя Истинного: с именем ли, имярека; погибшего ли в первые дни и часы страшной войны, либо выжившего и дожившего до наших — странных и смутных — времён. С некоторых пор все эти люди априори занесены в реестр »ушедшей натуры«. С этим обстоятельством сложно спорить, но спорить хочется. И как нам кажется, спорить должно. Ибо только мы помним Кому и Чем обязаны, мы — живые люди! И Они, ушедшие и уходящие, живы в наших сердцах, и Мы (пускай и »богатыри не мы«), и Наши дети и внуки. А все вместе, по совокупности — это и есть та самая пресловутая связь времён. Без которой будущего не бывает».

1.0x