Авторский блог Андрей Смирнов
03:00
20 июля 2011
Музон
<br>
Музон
Андрей Смирнов 20 июля 2011 года Номер 29 (922)
Вера Сажина. «Подземные воды» («Восход»/«Союз»), 2011.
Это вторая пластинка известной в кругах независимой культуры певицы, художницы, поэтессы. Известно, что Сажина окончила психологический факультет МГУ, работала в больнице. Участвует в выставках современного искусства, в 2003 году выпустила книгу стихов «По обе стороны невода». Не первый случай вторжения художников в музыку — и ведь результат бывает очень продуктивным — так радикальные перформансисты некогда придумали индустриальную музыку.
Впервые я столкнулся с сажинским голосом в проекте Германа Виноградова «Бикапо». В прошлом году «Бикапо» был издан официально, у меня есть пластинка 2002 года, выпущенная неведомым «РЛЭЗ!!! records», они отличаются. Мистерия «Бикапония Небесного Леса» — «ритуал, сочетающий свет, звуки, огонь, воду… Искусство Бикапо, рождённое в коммунальной квартире в мегаполисе и парадоксально сочетающее транс и экстаз через взаимовибрации элементов». В ходу здесь был великий русский авангард, неоднозначный акционизм, эзотерический европейский индастриал. Всё это, несомненно, выплеснулось и в сольные проявления Сажиной. Плюс ощутимо прибавилось фолк-содержание: «Меня индейские и тувинские степи учили молиться небесам; меня подмосковный сосновый бор учил слушать волчье радио; меня крымское море сделало поющей глубоко медитативно; меня следы спрятанного дыма (отечества) вели к рисованию; бег по дорогам невидимых зверей наполнил поэзией моё дыхание; зов новогоднего леса возле большой реки насытил меня звуками баянного распева».
Дэвид Тибет из Current 93 почувствовал родственную душу и призвал Сажину на разогрев своего московского концерта.
Первый альбом носил название «В красных лучах», символичные двадцать три композиции на пятьдесят минут, где одна вещь перетекала в другую, состояния приходили волнами, только «вошёл» в композицию, а она уже растворилась, началась новая.
Некоторые номера легко можно обозначить как «вой». Но так неискушённый слушатель зачастую может воспринять и аутентичное фольклорное пение.
Слова у Сажиной подвергаются трансформациям, выворачиваются или обретают какой-то свой смысл. Отдельные строчки врезаются в сознание: «Залезай на ветки и свищи соловьём». Потом пытаешься понять, к кому всё это обращено.
Сажина — это хороший вариант и для сложносочинённых интерпретаций, и для саркастических издёвок, и для удивления.
У Сажиной почти не работает — одна песня нравится, а другая — нет. Здесь — или принимаешь, или отвергаешь. Для первых — всё очень интересно, для остальных — прослушивание может стать испытанием.
Показательные отзывы публики: «Жёсткая музычка»; «Слышали её в качестве разогрева Current 93. Очень даже ничего, атмосферная музыка, хотя, для дарк-фолка звучит достаточно непривычно»; «Тоже слышал ее в качестве »разогрева« Current Ninety Three. По-моему, редкостная х…я»; «Пение весьма интересно, но не мешало бы даме научиться хотя бы немного на баяне играть, и было очень даже ОК. Или лучше Kimmo Pohjonen'а бы пригласила аккомпанировать; »А мне кажется, она гениальна«.
Ко второму альбому подключились такие »монстры« независимой сцены как Сергей Летов, Алексей Тегин и Юрий Балашов. Поучаствовали Алексей Бортничук (»Звуки Му«) и Герман Виноградов. По сравнению с первой пластинкой, »Подземные воды« — »всего« восемнадцать треков, зато аж семьдесят три минуты, альбом куда более песенный.
Но на названиях легко споткнуться: »Меркурий Смоленский« или »Снежный лев« (вылитый БГ), »За солнцем бежать« (вполне себе Ревякин), »Летел« (что-то вроде »Оле-Лукойе«). Ассоциаций хватает, при этом отослать к чему-то надёжно и стопроцентно — бесполезно. Скорее на ум приходят такие слова как ритуал, заговор, плач.
Аналогии разнообразны, и как-то странно разбросаны. Вот почему-то возникает Дина Верни и сменяется почти Диамандой Галас (с поправкой на силу голоса, разумеется). Мистический поп белорусской »Кассиопеи« и вагонные »музыканты«, пронзительно орущие популярные песни под какофонию раздолбанных инструментов. Тут же Ольга Федосеевна Сергеева, правда, вкусившая не тех грибочков, и путешествие между мирами совсем в духе егорлетовского »прыг под землю, скок на облако«.
И образы — то ворожея в несуразных накидках, то скоморох в парике из чёрных кудряшек, то птица Гамаюн.
В фольклоре представления о женской природе смерти способствовали тому, что с женщиной ассоциировались хтонические функции.
В этом смысле »Подземные воды« — очень в тему. Но несмотря на всю »хтонь« сажинских песен — выход у них очень светлый. Вера Сажина живёт и действует в ожидании чуда.
Она знает, что тайна уходит из мира, магия уходит из мира. И выращивает, выкликает пространства, состояния, где с волшебством можно хотя бы соприкоснуться. Сложно, но игра стоит свеч.
Как веселье берёзок
заплетанье венков
белым духам легко
белым небесам светло
Лейся солнца свет
навстречу
1.0x