Авторский блог Андрей Смирнов 03:00 8 июня 2011

Музон

<br>

Музон
Андрей Смирнов 08 июня 2011 года Номер 23 (916)
Фестиваль «Вечная весна». 13 мая (клуб «Крымские каникулы»)
Фестиваль «Обратная перспектива». 28–29 мая (клуб «Демократия»)
«Параллельно большому миру, в котором живут большие люди и большие вещи, существует маленький мир с маленькими людьми и маленькими вещами. В большом мире изобретен дизель-мотор, написаны »Мертвые души«, построена Днепровская гидростанция и совершен перелет вокруг света. В маленьком мире изобретен кричащий пузырь »уйди-уйди«, написана песенка »Кирпичики« и построены брюки фасона »полпред«. В большом мире людьми двигает стремление облагодетельствовать человечество. Маленький мир далек от таких высоких материй. У его обитателей стремление одно — как-нибудь прожить, не испытывая чувства голода», — писали Ильф и Петров в «Золотом телёнке».
В мире перевёрнутых иерархий телевизионно-корпоративный, глянцево-гламурный мир настойчиво создаёт впечатление о собственной тотальности. Большой мир, где производятся интересные культурные артефакты, возникают явления, происходят события — достояние сред, сообществ, а иногда просто существование частных инициатив. Так, консервативная аудитория Дома Композиторов, авангардисты из культурного центра «Дом» или участники андеграундных фестивалей находятся в общей лодке.
Попытка проникнуть в «маленький мир» тождественна множеству компромиссов, явным художественным и идейным жертвам. В этом смысле полнокровное существование возможно именно в рамках андеграундного пространства. И всё меньше желающих пролезть на задворки шоу-бизнеса.

Группы, представленные на фестивалях «Вечная весна» и «Обратная Перспектива», за редким исключением, не пользуются даже минимальной поддержкой со стороны музыкальных СМИ. И участие в премии «Степной волк» им вряд ли светит. Некогда мне казалось, что отсутствие рецензий в таких изданиях как «Rolling Stone» обусловлено корпоративной дисциплиной — вроде контрактных обязательств перед лейблами. Следовательно, тот же «Выргород», ориентированный на независимую сцену, откровенно «пролетает». Однако совсем недавно в журнале появился отзыв на последний альбом «П. Т. В. П. », выпущенный как интернет-релиз. Отрицательное впечатление? Ну так хватает рецензий, обозначенных единицами и двойками, сиречь, провальные пластинки резонно получают на орехи. Тем паче некоторые альбомы — например, пластинка «Лаокоон» ростовской «Церкви Детства» — попадали в руки мэтров и совершенно точно им пришлись по душе. Но, по-прежнему, — молчание.

И в большом мире есть свои форматы, иерархии, и тоже вполне искусственные. Зачастую за актуальную независимую культуру выдаётся вполне конформистские клубные опусы, а на «открытых» фестивалях господствует свирепая идеологическая цензура. Майские фестивали анденграунда живут иной жизнью. Они неоднородны и во многом спорят между собой. «Вечная Весна», проводимая Независимой Национальной творческой корпорацией, в этом году стала бенефисом для казахстанских музыкантов — сразу три участника из шести — Корней, Ермен «Анти» и «Белканов-бенд». Ещё были тюменский «Чернозём», ростовчанин Денис Третьяков и питерские панк-партизаны «Союз Созидающих» (http://ru-tape. livejournal. com/1697899. html).
По мне «Обратная Перспектива» серьёзнее, фундаментальнее. «Вечная Весна» грешит инерцией, ностальгией, демонстрацией былых заслуг, что в формате андеграундного фестиваля не так интересно. Зато по составу — большой спектр немосковских проектов.
Представленные на фестивалях группы и проекты «Афиша» некогда окрестила «акустическим подпольем». Оный формат имеет место быть, но точно не является главным и довлеющим. Более того, эстетическое и идеологическое разнообразие налицо. Пожалуй, только политически — найти рьяных поклонников нынешнего государственного устройства Российской Федерации действительно довольно непросто.
На «Обратной Перспективе» трип-хоп-шансон «Церкви Детства» сменял тяжёлый саунд от «КооперативништяК», ударный электронный «Torch Project» Александра Аронова — интеллектуальный «Регион 77», а камерный дарк-фолк Сантим и Ко «полемизировал» с экспериментальным пост-панком самарской «Конторы Кука». Подробный музыкальный отчёт у одного из устроителей и идеологов фестиваля «Обратная Перспектива» Константина Мишина («Ожог») — http://olenevody. livejournal. com/48320. html
Та же «Афиша» не без ехидства отметила, что половина зрителей подобных мероприятий сама что-то сочиняет и играет. Однако другая половина здешней аудитории — отнюдь не маргиналитет, но срез современного общества, вплоть до высокопоставленных юристов и светских обозревателей модных СМИ. А стёб «Афишы» можно легко повернуть в иную сторону — налицо креативное пространство, среда, где происходит качественный рост её участников. Несмотря на все объяснимые человеческие и технические трудности.
И уж если не «облагодетельствовать человечество» готовы участники андеграундных концертов — для некоторых это вообще сомнительная эфемерная конструкция — то как минимум способны заставить задуматься, вменить порцию необходимого беспокойства.
Андеграунд — немассовое явление. Но сегодня для большого миракультурное подполье — почти фундамент.

1.0x