КРЕПОСТЬ ЦАРЯ ИРОДА У СТЕН НОВОГО ИЕРУСАЛИМА. КОЛЛАЖ В. АЛЕКСАНДРОВА
Северо-западнее Москвы расположен Новый Иерусалим — таинственная Русская Палестина. В XVII веке, согласно замыслу патриарха Никона, все окрестности Ново-Иерусалимского Вокресенского монастыря обрели палестинские наименования: Иордан, Фавор, Елеон, Вифания, Вифлеем…
Так возникла на Руси ландшафтно-архитектурную модель Святой Земли, компактно объединившая в себе приметы исторической Палестины, одновременно ставшая символом Иерусалима Нового, то есть Царства Небесного.
Наша газета много раз обращалась к доктрине Нового Иерусалима как одной из центральных идей русского религиозного сознания. Подчеркивая мистическую связь судьбы Нового Иерусалима с этапами духовного пути нашей страны, не единожды мы призывали правительство восстановить, обновить, отреставрировать драгоценную «топографическую икону», коей является ансамбль Русской Палестины.
В какой-то момент, казалось, призывы наши и стенания были услышаны на самом высоком уровне! Попечением Президента и Патриарха и с привлечением огромного количества средств и чиновников был создан специальный Благотворительный фонд по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. Всё это получило наименование президентского проекта и отдано под кураторство Зубкова — первого заместителя председателя правительства.
Казалось бы, пришла пора нам «радоватися и веселитися», однако такая радость была бы преждевременной. Если мифический царь Мидас умел одним своим прикосновением превращать любой предмет в золото, то наше правительство, как мы видим, обладает совершенно другой, не менее удивительной, но противоположной способностью…
О РЕСТАВРАЦИИ
Как только над комплексом «Новый Иерусалим» сгустились сановные тучи, готовые излиться благодатным финансовым ливнем, видавшие виды искусствоведы задумались: «А не выйдет ли боком для дела реставрации такое усиленное внимание властей? » У всех перед глазами стояли непривлекательные примеры реставраций в стиле «а-ля Луж». В способности столичных архитекторов воротить друг на друга бетонные блоки, а затем как следует наводить на них «старину» — уже никто не сомневается. Поэтому-то президентский призыв немедля восстановить монастырь, для уха специалиста зазвучал устрашающе!
В декабре 1941 года фашистские войска, навсегда покидая город Истру, заминировали и взорвали сакральный центр Русской Палестины. Мстительные потомки вандалов направленными взрывами снесли колокольню, обрушили купол и своды Воскресенского собора.
Но уже с начала 1942 года начался разбор завалов и первые примерные расчеты восстановления обители.
Следует помнить, что Новый Иерусалим не только русский духовный центр, это ещё и великий памятник национального зодчества. Над этим уникальным комплексом в разные годы трудились ведущие архитекторы своего времени — от Растрелли до Щусева. Последний в 1943 году создал эскизный проект реставрации собора.
Масштабы разрушений, учиненных немцами, потрясают. Но еще более впечатляют последовательные методические усилия советских реставраторов, сумевших поднять из руин, восстановить, выпестовать исчезнувший собор. Так, в 1956 году Петр Барановский создает проект восстановления опорных пилонов. На следующий год начинаются строительные работы, а через 13 лет — в 1970 году — пилоны были восстановлены.
Реставрация собора не завершена и по сей день, и перспективы ее не ясны. Ведь у реставраторов нет ответа на главный вопрос: «К какому общему знаменателю подводить внутреннее убранство храма, на какую эпоху ориентироваться? » Вариантов рассматривается — масса. Но единого решения пока нет, и вопрос интегральной концепции реставрации Нового Иерусалима объективно не решен.
В силу означенных научных дискуссий увеличилась вероятность приезда в монастырь бетономешалок со шлангами и с толпой орущих дядек, которые из арматуры за три месяца умеют слепить любую «реставрацию».
Но зло пришло как всегда не оттуда, откуда его все ждали…
ДВОРЕЦ ИРОДА
Зло пришло через историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим»! Немыслимо! Как благородное учреждение с небольшими фондами и ограниченным бюджетом, существующее, как и большинство музеев страны, на чистом энтузиазме сотрудников, стало ахиллесовой пятой проекта восстановления Русской Палестины?
Дело в том, что под эгидой Благотворительного фонда имени Зубкова возникает идея выноса музея за пределы монастырских стен.
Что ж, идея абсолютно правильная, гармонизирующая отношения культуры и церкви! Ведь негоже монахам и музейщикам существовать в режиме вынужденного симбиоза, терпеть друг друга в узких кельях обители…
Но то, что предлагается построить под видом нового здания для музея, нельзя определить как гармонизацию и рационализацию. Прямо под стенами монастыря, на противоположном берегу Истры-Иордана, намечается строительство комплекса-мастодонта.
Чертежи этого проекта указывают, во-первых — на колоссальный объем задуманного сооружения (масштаб строения сопоставим с объемами самого монастыря), а во-вторых — на разительное своеобразие проектного решения. Один только первый подземный этаж спроектирован на 12 тысяч квадратных метров. Если присовокупить сюда еще два этажа, то общая площадь сооружения превысит 20 тысяч квадратных метров.
В силу своей оригинальной полуподземной конструкции задуманный объект предусматривает огромные вложения при строительстве, поскольку рядом течет речка Истра, воды которой будут неминуемо подниматься каждую весну. Ходят слухи, что Благотворительным фондом на данную стройку уже выделены чрезвычайно большие суммы.
Следует еще раз особо отметить, что коллекция музея «Новый Иерусалим» относительно не велика. Музей пережил в 1941 году гитлеровский погром: большая часть экспонатов была похищена немцами или погибла во время взрывов. Глядя на столь грандиозные объемы, понимаешь, что музею со всеми запасниками за глаза хватит одной десятой части будущего строения.
Все мы знаем, что правительство России ведёт политику искоренения музеев путём перевода их в режим самоокупаемости или, говоря по-простому, заставляет их выживать на подножном корму. При таком положении дел музею с подобным зданием не справиться. Эксплуатация трёхэтажного бункера со множеством вентиляционных и иных сложносочиненных систем, потребует громадных энергетических и финансовых затрат. Как бы не пришлось обесточивать часть города для поддержания функционального состояния утопленного в почву гиганта.
Если музею с такой махиной не справиться, то кто, спрашивается, займет все эти помещения?
Но самое странное во всей этой истории — разительное сходство проекта нового музея с Иродионом — крепостью царя Ирода, расположенной недалеко от Вифлеема. Иосиф Флавий так описывает резиденцию Ирода: «Двести ослепительно белых мраморных ступеней вели вверх к замку, потому что холм был довольно высок и целиком составлял творение человеческих рук. У подошвы его Ирод выстроил другие здания для помещения утвари и для приема друзей. Изобилие во всем придало замку вид города, а занимаемое им пространство — вид царского дворца».
Ещё одна маленькая деталь: по слухам, подрядчиком при строительстве подмосковного «Иродиона» выступает израильская строительная фирма. Такое впечатление, что у нас уже нет своих строителей.
ЗАМОЧНАЯ СКВАЖИНА
Параллельно со сносом ветхих теплиц, на месте которых добрые люди собираются возвести подобие дворца Ирода, в восточных предместьях городского поселения Истры строится «город миллионеров» или «микрорайон особого значения». Руководит проектом глава Фонда содействия развитию жилищного строительства Александр Браверманн. К 2015 году обещано ввести в эксплуатацию 120 тысяч метров «современного элитного жилья», построенного с применением новейших, в том числе и нано-, технологий (ибо Браверманн — старый соратник и испытанный друг Чубайса).
Всё, что творят эти люди на окраине Истры, также привязано к высокой идее восстановления Нового Иерусалима. Но зачем и для кого строится дорогой «нано-город»? — это не совсем понятно. Неужто мистический центр Святой Руси решено переформатировать и включить в другой проект, смысл которого противоположен первоначальному? А что, если в Новом Иерусалиме строится глобальный экуменический центр, при котором будет существовать храм «всех религий»? Были же в храме у патриарха Никона построены приделы, принадлежащие братским церквям православных народов. Правда, особые преференции не предоставлялись ни еретикам, ни, тем более, представителям иных конфессий…
Несколько лет назад в прессе активно обсуждалась идея так называемой «Большой Москвы», создание которой предполагало слияние Москвы и Подмосковья в единый субъект Федерации, поделенный, в свою очередь, на две части — центральную и периферийную. Границей между ними определена Центральная кольцевая автомобильная дорога или Шестое кольцо, которое похоже не на кольцо, а на колоссальную замочную скважину. Любопытно, что Новый Иерусалим попадает ровно в центр бородки этой «замочной скважины». Замысел подобной конструкции — есть прямое указание на желание проектировщиков включить Русскую Палестину в некий внутренний «элитный» контур, в «зону для богатых». И не исключено, что модный нанорайон Браверманна — начало возведения на месте старой Истры очередной Новой Рублёвки.
Местные жители во всем этом чувствуют явный подвох. Активисты настояли на проведении в муниципальном Совете слушаний «по поводу дворца Ирода». Но все подобного рода слушания проходят, как мы знаем, всегда по одному и тому же сценарию: народ негодует, кричит и протестует; крики и протесты представители власти флегматично заносят в протокол, а планы застройщика семимильными шагами идут и идут вперед.
Среди противников современной кощунственной реализации проекта «Новый Иерусалим» не только местные жители… Русские ученые, специалисты по ландшафтной архитектуре могут предложить множество корректных, изящных альтернатив задуманному безобразию. Почему, например, вместо дворца Ирода не восстановить на этом поле русскую дворянскую усадьбу, разрушенную во времена лихолетья? Почему бы не насадить вокруг усадьбы фруктовый сад, сквозь заросли которого просвечивали бы белоснежные колонны портика? В конце концов, музей «Новый Иерусалим» создавался и формировался именно как Музей дворянской усадьбы…
ГДЕ ГРОБ ГОСПОДЕНЬ?
На всё изложенное налагается другая информация, гораздо более важная, чем скандальная история с подмосковным дворцом Ирода. Речь идёт о факте похищения плиты с Гроба Господня в Новоиерусалимском монастыре. Плиту похитили на излёте 90-х годов. Случилось это после передачи Воскресенского храма в руки Русской Православной церкви. Тогда настоятелем монастыря был архимандрит Никита (приехавший в Новый Иерусалим из Русской Миссии в Израиле), а главным архитектором музейного комплекса — Марина Горячева.
Теперь вместо исторического надгробия в кувуклии находится некая фикция, составленная из трёх плиток разной толщины. Факт исчезновения старинной плиты благополучно был скрыт вплоть до смены наместника. Да, всё открылось только сейчас! Существует гипотеза, согласно которой данная плита и есть подлинная плита Гроба Господня, — величайшая святыня христианского мира. Так или иначе, древняя плита исчезла, а вместо нее в храме находится пролитый цементом муляж! Кто и что стоит за этим? Тайный оккультный проект? Или чья-то авантюра, совершенная ради наживы? Кто «держал руку на пульсе», когда священную плиту из Воскресенского собора тайно увозили в неизвестном направлении?
К сожалению, священноначалие Русской православной церкви упускает из поля зрения сегодняшнюю драму Нового Иерусалима. Чего не скажешь о представителях «альтернативного цивилизационного проекта», понимающих значение Русской Палестины как центра Святой Руси.
Авторский блог Тит
03:00
16 марта 2011
Ироды проклятые!
Зачем Подмосковью дворец жестокого правителя древней Иудеи?
1.0x