Авторский блог Андрей Смирнов 03:00 2 февраля 2011

МУЗОН

№ 5 (898) ОТ 2 ФЕВРАЛЯ 2011 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Андрей Смирнов
МУЗОН

КАЛИНОВ МОСТ. "Эсхато" ("Navigator records") 2010.
"Как известно, в самом мифологическом названии группы заложен момент инициации, решающей схватки добра со злом, перехода в иное состояние через свершение выбора. В данном случае этот момент личного выбора накладывается на такой же решающий, последний момент для всего Света. Последний личный выбор, последний выбор нации, последний выбор Империи, последний выбор Вселенной. Готов ли каждый из нас его сделать? "Калинов Мост" предлагает взгляд на последние времена не с точки зрения напуганного катаклизмами обывателя, а с точки зрения воинов, рыцарей веры, которые понимают, что происходит вокруг, не приемлют окружающего распада, готовы мужественно встретить очистительную бурю и даже воскликнуть словами Апокалипсиса и одной из песен: "Гряди, День Гнева!" — утверждает пресс-релиз.
Последний альбом "Калинова моста" венчает цикл, именуемый музыкантами "мессианским". Начался он пластинкой "SWA" и, несмотря на мягкость подачи, говорил "о взаимоотношениях полов в эсхатологические времена". Дальше были столкновение цивилизаций на ревякинском сольнике "Жатва" и венок героям — "Ледяной поход".
"Эсхато" — тот случай, когда название и даже оформление пластинки говорят сами за себя. "Эсхато" недвусмысленно отсылает к последним временам. Коллаж из образов времени на обложке напоминает первое русское издание "Общества Спектакля" Ги Дебора. В буклете появляются часы, на которых пошёл одиннадцатый час. Издревле в мифологии — это время финального противостояния с врагами. А в Евангелии есть фундаментальная притча про одиннадцатый час, где эти сроки — образ течения человеческой жизни. "Кто успел придти только в одиннадцатый час, — пусть и тот не страшится за своё промедление. Ибо щедрый Владыка принимает и последнего, как первого; успокаивает пришедшего в одиннадцатый час так же, как и работавшего с первого часа".(Иоанн Златоуст).
Для музыкальных экспериментов Ревякин обычно избирает сольные пластинки: "Эсхато" вполне узнаваемый "Калинов мост". Тяжёлый блюз, арт-рок, психоделия. На любимый образ группы, на фирменный саунд надстраивается важное для музыкантов содержание.
Главная аналогия "Эсхато" из предыдущего "мостовского" творчества — это золотой период группы — великолепный цикл конца 80-х — "Вольница", "Сибирский марш", "Метельщик", "Ранним утром". Впоследствии та агрессия ушла внутрь, сокрытая завесой словотворчества. Изредка вырывалась наружу, например, на эпохальном "Оружии". Последние пластинки отдавали некоторым академизмом, на "Эсхато" благородная ярость вновь встаёт в полный рост.
Да, тогда было — "Наша матерь — Сибирь", а здесь появляется "Мать Европа". Похоже, Сибирь Ревякина и его же Европа — если не синонимичны, то предельно близки. Европа для Ревякина — "страна святых чудес". Эпиграфом здесь запросто может служить высказывание из "Дневника писателя" Достоевского: "Знаете ли вы, как дороги нам эти "чудеса" и как мы любим и чтим, более чем братски любим и чтим мы великие племена, населяющие ее, и всё великое и прекрасное, совершенное ими? Знаете ли, до каких слез и сжатий сердца мучают и волнуют нас судьбы этой дорогой и родной нам страны?" И русская борьба за Европу — это и борьба за самих себя тоже. Потому главные европейцы для Ревякина — это казаки, рыцари-крестоносцы, наследники белых империй.
"Эсхато" — и идейно, и эстетически очень правый альбом. "Эпос", "Возвращался атаман", "Как пуля", "Солдаты Севера" (брэнд авторства К.Кинчева), или же не вошедшие на пластинку "Романтики". Но при всей чёткости подачи и проповедническом пафосе ревякинские творения совсем не отдают дидактичностью. "Эсхато" предельно актуален, но одновременно затрагивает вечные темы, задаёт сакраментальные вопросы. Главный мотив — не отступление, защита осаждённой крепости, но реконкиста, реванш.
Символическая загруженность альбома запросто может показаться несведущему и равнодушному вариацией "фэнтези", современной сказкой. Но открытие подлинно живого духовного пространства, "производство" мистики — куда более важный фактор, нежели любой институциональный аргумент. Ведь наличие крепкого забора совсем не подразумевает за ним блистательного дворца — там вполне реальны руины.
В хит-параде сервильного "Нашего радио" открывающая альбом песня "Ангелы рая" удерживала первое место на протяжении почти двух месяцев. И "Мать Европа", прозвучав в эфире, тут же взлетела на вершину чартов. Хотя после декабрьских выступлений, названных "крестовым походом детей", наверное, можно и не удивляться.
Здесь дышится иначе, обуглено нутро.
У избранных на сердце небесное тавро.
и видится с овчинку далёкий горизонт,
И всякий ополчиться имеет свой резон.
Нетленные страницы, возвышенный обряд —
Кармические раны отныне не болят.
Прочитаны указы прадедовских времен —
Вытравливать заразу железом и огнём.


1.0x