№ 47 (888) ОТ 24 НОЯБРЯ 2010 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Андрей Смирнов
МУЗОН
ДОЧЬ МОНРО И КЕННЕДИ. "Всё как всегда" ("Выргород") 2010.
"Видеоантология задумывалась как некий исчерпывающий архив почти пятнадцати лет существования трио, но материала оказалось так много, что перед составителями встала традиционно нелёгкая проблема выбора. Хотелось отобрать некие знаковые, характерные моменты, показывающие группу в динамике, в разных фазах существования и составах. Беда в том, что профессиональные съёмки "ДМиК" можно пересчитать по пальцам, и пришлось выкручиваться, неуклюже балансируя между техническими требованиями, объёмом диска и велениями сердца — далеко не всегда уступая последним. Собранные в фокусе своеобразной лупы Времени, в получившейся выборке хорошо видны все судьбоносные коловращения, характерные черты и этапы существования одной из самых ярких, интересных и недооценённых групп современности. Этакий дискретный временной срез явления, запечатлённый в динамике. Так получилось. Само собой. Как, собственно, и многое в судьбе противоречивого Светкиного проекта", — поясняет старый соратник группы Я-Ха
Первый раз на концерт "Монро" я попал году в 2000-м. "Сборная солянка" независимой сцены — "Рада и Терновник", "Сопротивление", "Чернозём". Благодаря просветительскому запалу "серого кардинала" московского андеграунда Константина Мишина я уже имел удовольствие ознакомиться с альбомом "Хохот Моцарта", однако значительной части аудитории название группы мало о чём говорило. С момента дебютного появления "ДМиК" в столице прошло чуть больше года. "Дочь Монро и Кеннеди" играли первыми и сумели убедить. Недовольства точно не помню, наоборот, у многих читалась радость открытия.
Дальше пошла россыпь восторгов видных персонажей музыкального мира — от Троицкого и Гурьева до братьев Летовых. Пожалуй, такое единение встретить больше не получалось. Казалось, ещё недолго и произойдёт выход группы на новые рубежи. Однако "Дочь Монро и Кеннеди" осталась в андеграунде. При этом Светлане Чапуриной и Cо невозможно было вменить "экстремальную" идейную ориентацию, митинговую активность или скандальность выступлений. Но агенты "формата" и здесь стояли на страже. Видимо, чувствовали, что нерв чапуринских песен никак не ложится в звуковые промежутки между рекламными паузами, составляющими реальное содержание FM-станций.
"ДМиК" — не звезды "видеостиля", но их концертная энергетика бесспорна и требует особого знакомства. Выпуск подобной видеоантологии — частенько подведение итогов, усталая точка в истории. Но здесь можно думать, и начало некоего нового движения, благо "Дочь Монро и Кеннеди" сейчас довольно регулярно выступает. Последние концерты представили публике очередную модификацию состава. Забавный момент, барабанщик Стас Корнеев, в начале девяностых отметился в панк-формации, которая именовалась "Дети Кеннеди".
Честно говоря, двухлетней давности пластинка "Левая мечта" стала почти сюрпризом: группа несколько лет упорно не подавала признаков жизни. Грешным делом закралась мысль — ещё один нетривиальный проект затоптало нынешнее время.
Но не тут-то было: "Монро" допускает возможные отступления, партизанские тропы, но тотальной сдачи ожидать не стоит. "Если бы мы знали, что так всё получится, мы бы сделали тоже самое" — читаем на вкладке альбома "Поражение". Неслучайно, "стоический" гимн "Всё как всегда" присутствует на всех альбомах, включая концертный сборник "Это пройдёт не сразу" и "Live!", запись выступления в лектории Ленинградского Зоопарка 31 мая 99-го года.
DVD "Всё как всегда" — серьёзное путешествие по репертуару группы, включая не появлявшееся на альбомах "Отвержение". Здесь представлены все три классическиt ритм-секции "Монро", раритетные и архивные съёмки, семь концертов и два клипа. Начинается действо с фестиваля женского вокала в ЦДХ "Поющая Я" (2004), где Чапурина в движении и с единственной в мире электродомрой, дальше история отматывается назад, вплоть до дебютного клипа до-монровского состава "Хакер" (1995 г.).
Достаточно интересно фиксировать тенденции и явления, что так или иначе формировали "Монро". Здесь скоморохи и городской фольклор, Серебряный век и панк, прогрессив и альтернатива, бардовская традиция и советская эстрада. Но на выходе совершенно нет ощущения вымученной, эклектичности, наоборот, "Дочь Монро и Кеннеди" — это очень живые, страстные, цельные произведения. Добавил бы ещё сказки, но вспомнил интервью Чапуриной альманаху "Кора Дуба", в котором Светлана почти отрезала: "Я и Кэрролла-то не люблю читать, про Алису в стране чудес. Больше двух глав вообще не могу. В детстве я не прочла ни одной книжки такого характера. Мне больше нравились патриотические, про войну, про Леню Голикова, про Александра Матросова".
Может быть, отсюда — фирменная жизнестойкость "Монро". "Я становлюсь сентиментальной на этой войне" — для такой максимы, как минимум, надо осознавать тотальность "боевых действий" и неизбежность своего участия.
1.0x