Авторский блог Редакция Завтра 03:00 1 сентября 2010

КАМЕНЬ ВЕРЫ

НОМЕР 35 (876) ОТ 1 СЕНТЯБРЯ 2010 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Архимандрит Петр (Кучер)
КАМЕНЬ ВЕРЫ

Сегодня мы с вами празднуем Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. После Распятия, Погребения, Воскресения и Вознесения Христова Божия Матерь прожила на земле еще пятнадцать лет. Она часто приходила ко Святому Гробу Господню и молилась, чтобы Господь скорее взял Ее от земли, из этой юдоли плачевной, к Себе на небо. Конечно же, молитва Богоматери была услышана, но Господь на некоторое время еще оставил Свою Пречистую Матерь на земле для утешения верующих и укрепления юной Церкви Христовой.
Накануне Успения Богоматери, как и в день Благовещения о безсеменном зачатии Ею Спасителя мира, Господь послал Пресвятой Богородице того же самого вестника — архангела Гавриила с райской ветвью, чтобы возвестить Ей радостную весть о скором отшествии Ее души на небо. Как нам известно, для прощания с Пречистой Девой апостолы были собраны самым чудесным образом — перенесены на облаках в Иерусалим с тех мест, где они проповедовали Евангелие. Только апостол Фома был где-то задержан в пути, опоздал на трое суток и не попал на погребение.
Для утешения его в скорби апостолы отвалили камень от пещеры гроба Богоматери, но не обнаружили там Ее тела, а нашли лишь оставшиеся погребальные пелены. Это было устроено Господом промыслительно, чтобы удостоверить апостолов в воскресении Пречистой плоти Божией Матери, ибо как может быть предана тлению Мать жизни, Мать Бога? Так, как Господь нетленен, так и Пресвятая Богородица. И поэтому он и воскресил Свою Пречистую Матерь, первую и единственную из людей, и Она вместе с воскресшей плотью была перенесена на небо.
Какой глубокий догматический смысл заключен в том, что Богоматерь воскресла в третий день по Своем Успении! Этим показывается, что Она — действительно Матерь Божия, Богородица, если Ее воскресил Господь наш Иисус Христос. О том, что Рожденный Ею — Спаситель мира, Истинный Бог, подтвердил даже и сам иудейский священник Афоний. Когда апостолы несли одр, на котором возлежало тело Богоматери, этот священник пытался опрокинуть его, но Ангел Господень отсек Афонию руки. Тогда изумленный Афоний раскаялся, с верой исповедовал величие Божией Матери и получил исцеление. Он признался, что иудеи веровали в Мессию, но не признали Его, они хотели мирской славы и богатства. Им нужен был другой мессия — предводитель, который завоевал бы для иудеев весь мир. Такой Мессия, Который звал их на небо, им был не нужен: они хотели еще здесь пожать и вкусить плодов земных. Получается, что они веровали и знали, но вознегодовали на Христа: Он был не тот, кого они ждали. Он не оправдал их надежд.
Можно сказать, что по отношению к вопросу о смерти, об исходе души из тела и переселении в вечность люди делятся на три категории. Первые — это те, кто, как Пресвятая Богородица, с радостью желают разрешиться от уз плоти и перейти в иной мир. Вторая категория людей как бы не возражает против того, что придется умереть, но и не стучится на небо: "Возьмите меня!", потому что привязана если не к земному богатству, то к детям, внукам, с которыми хочется понянчиться, к временным благам, — в общем, к мирской жизни. И третья категория — это те, которые только при одной мысли о смерти приходят в неописуемый ужас. Потому что душа грешника знает, куда она попадет, как знает провинившийся кот, тайком съевший сало, что ему достанется от хозяина. Между прочим, люди из этой группы, нераскаянные грешники, очень тяжело умирают.
Так вот, будучи воскрешенной в третий день по Своем Успении, Божия Матерь засвидетельствовала, доказала сперва ученикам Христовым, а через них и всему миру, что рожденный Ею — истинный Бог. Ибо никого из людей не воскрешают в третий день и не возносят на небеса. Разве что Енох, пророк Илия и святой апостол Иоанн Богослов взяты на небо живыми чудесным образом, с преображенной плотью, но они еще не умирали и не воскресли. Древний еретик Несторий и другие его последователи утверждали, что якобы Матерь Божия не Богородица, а Христородица, но если бы Христос был простой человек, то Он не воскресил бы Ее. Матерь Божия и Тот, Которого Она родила, есть Сын Божий, совоскресивший Ее с Собой на небо.
Матерь Божия родила Того, Который проповедовал людям три с половиной года учение о спасении, пострадал, будучи распят на Кресте за наши грехи, воскрес, вознесся на небеса — Кто есть Истинный Сын Божий. И раз это действительно так, то что нам еще судить и гадать, надо же выполнять то, что Он сказал, творить волю Его. "Сей есть Сын Мой Возлюбленный, о Немже благоволих; Того послушайте" (Мф. 17, 5) — было сказано Отцом Небесным ученикам Христовым Петру, Иоанну и Иакову во время Преображения Спасителя на горе Фаворе. А слушать нужно Евангельские слова — то, что Он говорил при жизни на земле, чему учил, будучи во плоти. Нам для спасения достаточно выполнить хотя бы йоту, самую малость того, что повелено и не надо ни изобретать иной веры, ни искать других богов.
По Своем воскресении Божия Матерь явилась ученикам Христовым в преображенной, воскрешенной плоти, чтобы утешить их печаль и укрепить в вере. Апостолы в это время сидели за трапезой. Увидев Богоматерь, они возрадовались, поклонились Ей и воскликнули: "Пресвятая Богородица, помогай нам!" Будем же и мы также молиться и славить Пресвятую Богородицу и Сына Ее Господа нашего Иисуса Христа, и спасаться. Аминь.

1.0x