НОМЕР 35 (876) ОТ 1 СЕНТЯБРЯ 2010 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Михаил Бабинский
МЕГАМАШИНА
В день начала нового учебного года, 1 сентября, самое время задуматься о положении российской школы, которая, хотим мы того, или не хотим, реально, а не на словах, проектирует и формирует наше будущее, будущее нашего государства и общества.
Когда-то "железный канцлер" Отто фон Бисмарк сказал, что войну с Францией 1870 года выиграл прусский школьный учитель. В том смысле, что прусская и вообще немецкая школа готовила такой "человеческий материал", который идеально соответствовал требованиям войны: хорошо образованный, дисциплинированный, умеющий обращаться с техникой и искренне любящий свой "Фатерлянд". В отличие от "Второй империи", где массовые стандарты образования были намного ниже немецких, а единая система обучения вообще отсутствовала, распадаясь на множество различных сословных, религиозных и плохо стыкующихся между собой школьных программ...
Исходя из этой логики, естественно задаться вопросом о том, виноват ли в бедах последнего двадцатилетия отечественный учитель — разумеется, не как тот или иной человек, который работает в школе с детьми за мизерную зарплату, а учитель как социальная функция? К сожалению, на этот вопрос следует дать утвердительный ответ.
Педагогическая система современной общеобразовательной школы России последние лет сорок безальтернативна и целиком обращена к рассудку, но не разуму человека. Иными словами, к Человеку Рассудочному, а не Человеку Разумному. Пояснить разницу между ними довольно легко. Человек Разумный обладает способностями к деятельности продуктивного, творческого, инновационного типа, а Человек Рассудочный, напротив, ориентирован на деятельность репродуктивного типа: по образцу, созданному другим или другими. На долю самого деятеля остаётся лишь воспроизведение. Правда, и оно содержит в себе элемент инновационного порядка, потому что копировать — чаще всего — приходится в новых обстоятельствах.
Этот уровень приготовления ко взрослой жизни трудно признать достаточным. Создаётся впечатление, что наша средняя школа словно бы и не желает считаться с дуализмом природы человека, с необходимостью разом существовать в двух мирах. Причём — в мирах резко несхожих, "развёртывающихся" каждый от своего полюса (как модель пространства человеческого бытия можно провести аналогию с нашей планетой: две точки, Северный и Южный полюсы, от которых сферически "расходятся" два полушария поверхности Земли, чтобы по линии экватора "спаяться" в одно целое…)
Именно так, с противоположных сторон, — "развёртываются" и миры человека. Отправной точкой одного из них является телесно-морально-социальный полюс. Другой мир стартует с полюса духовно-нравственно-индивидуального. В первом случае рождается объективный мир человека, во втором — субъективный…
Затерянный в разнородном и многовидовом мире объектов, человек ощущает себя песчинкой. Вследствие нецелостности страдает, мнит себя игрушкой в руках судьбы, переживает своё положение, как неустойчивое. Короче говоря, в объективном мире ему приходится только существовать.
Иное дело — мир субъективный, который он возводит вокруг себя самого, как центра, ядра и который — в силу этого — обретает целостность, устойчивость и управляемость. Здесь у человека появляется уже возможность свободного бытия.
Современная общеобразовательная школа недорабатывает потому, что подготавливает человека к существованию главным образом в объективном мире.
А потом мы удивляемся тому — отчего это в России восторжествовал обыватель… Да потому и восторжествовал, что организовать подготовку подлинного Homo sapiens наша общеобразовательная школа сегодня не способна… Педагогическая система её такова, что подвести школьника к освоению модели Человек разумный она не может. Творческие люди? Да, конечно, в известном количестве они появляются и в нашей стране… Но это происходит тогда, когда юный человек, действуя по известному совету Козьмы Пруткова ("Спасение утопающих — дело рук самих утопающих"), изыскивает возможности самоопределения, так сказать, в самом себе, без непосредственного участия школы... Но вот чтоб данный процесс приобрёл массовый характер… Для этого (говорю об этом вполне ответственно: как человек, простоявший за учительским столом не один год) большинству школьников нужна педагогическая помощь… Целенаправленная и последовательная…
Но единственное, на что оказались способны высшие руководители нашей системы образования, — так это на бездумное копирование различных элементов западной школы. За границей есть профильная старшая школа — и у нас она должна быть непременно профильной (хотя уже в середине прошлого века Ч.Сноу в лекции "Две культуры" вполне чётко показал, куда способно завести это пресловутое разделение на физиков и лириков). Там есть ЕГЭ — и у нас должно быть непременно ЕГЭ (хотя изначально было ясно, что, кроме владения внешними интеллектуальными умениями, экзамен в такой форме проверить ничего не способен). Там есть Стандарт образования — и у нас непременно должен быть Стандарт образования (хотя бы, как это случилось с ЕГЭ, главным доводом в пользу принятия данного нововведения и явилось количество потраченных на него денег).
1.0x