Авторский блог Андрей Смирнов 03:00 25 августа 2010

МУЗОН

НОМЕР 34 (875) ОТ 25 АВГУСТА 2010 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Андрей Смирнов
МУЗОН

АГАТА КРИСТИ. "Эпилог" ("Союз"), 2010.
Мы выпили до дна
Прощальное вино.
И мы вполне
довольны всем.
Собрали и сожгли
Приснившиеся сны,
И нам не жалко их совсем.
Другие облака,
Наверное, нас ждут,
Другое небо позовет.
Ещё совсем чуть-чуть
Немного поболит
И скоро всё само пройдет.


Последний, десятый, альбом "Агаты Кристи" пришёл к слушателю. В истории одной из самых популярных групп отечественной поп и рок-сцены поставлена точка. "Агата Кристи" в том виде, в котором она всем известна, исчерпала себя", — заявляют музыканты
Альбом представляет собой программу, показанную ещё в ноябре 2008 года в клубе "Б1 Maximum". Запала на масштабную пластинку-эпилог, с полным набором номеров прощального концертного тура, не хватило. Зато пластинка подобающим образом оформлена (буклет с текстами и редкими фото, упомянуты все участники АК за все годы) и дополнена DVD "Эпилог" — это документальный фильм Алексея Остудина о группе.
Сам фильм вряд ли многое может добавить к истории "Агаты". Воспоминания участников, размышления, гастроли, добрые слова коллег, старые кадры и новые надежды. Пожалуй, важна оговорка Вадима Самойлова, из которой явственно следует, что конец группы начался после смерти клавишника Александра Козлова. В трио спорные вопросы могли быть решены простым большинством, Александр Козлов мог выступать в качестве медиатора между энергиями братьев, разрешал конфликты. Находить баланс, сосуществовать в партнёрстве, творческом дуэте для братьев Самойловых оказалось совсем непросто. Без Козлова был реализован только "Триллер. Часть I".
В дальнейшем стало ясно, что отсутствует резонанс, интересы противоположны — и продолжать смысла уже не имело, не просматривались территории совместных действий.
Честный, неожиданный и нехарактерный для сегодняшнего дня выбор.
"Эпилог" — словно диалог двух братьев. Дюжина песен чередуется в шахматном порядке. Начинает Вадим, завершает Глеб.
На пластинке хватает реминисценций на классические альбомы "АК". А бунтарское "Последнее желание" ("Флаг") от Глеба вполне может считаться мостиком к его новому проекту "Глеб Самойлоff&The Matrixx".
"Эпилог" — довольно "взрослый", академичный альбом, в котором даже отвязный номер "В такси" имеет привкус усталости.
Наверное, неудивительно: группа просуществовала более двадцати лет. Можно сказать, что "Агата Кристи" прожила множество жизней, неоднократно умирая и заново возрождаясь загадочным фениксом. Ещё в девяностом году в журнале "Уральский следопыт" довелось читать "запоздалое признание в любви", "исповедь-объяснительную", в которой автор сетовала на то, что былая любовь к "АК" ушла. Всенародная известность после пластинок "Позорная звезда" и "Опиум" ещё была неразличима на горизонте.
Массовая популярность "Агаты Кристи" всегда удивляла критиков, особенно в свете мрачного содержания и депрессивной атмосферы произведений. Наверное, в девяностые в своём формате именно "Агата" отразила время: страшное, жестокое и циничное. Когда доморощенные герои отечественного рок-н-ролла ушли в самокопание, частенько тождественное самолюбованию, "Агата Кристи" создала бескомпромиссную энциклопедию состояний времён распада — наваждения, истерики, нисхождения, полёты во сне и наяву, крылатые качели, улетевшие в иной мир. Здесь любой сюжет грозил конфликтом, "лирика", лишённая какой-либо конъюнктуры, имела и социальное прочтение, и почти метафизическое измерение.
Несмотря на заметные мелодические находки, для меня "Агата Кристи" — феномен в первую очередь культурный, нежели чисто музыкальный. Рыбников, Шнитке, Эверс, Майринк, Гофман или фильм "Сказка странствий" оказали куда больше влияние на интуиции "АК", чем рок-герои.
Евгений Головин в послесловии к сборнику классика "чёрной фантастики" Жана Рэ приводит рассуждение Жака ван Герпа об онтологии кошмара: "В этой вселенной единственные гиды — интуиция и страх. Разум — грубый инструмент, помогающий погибнуть, но не спастись. Это вселенная вещей, которые днём зреют к отмщению и пробуждаются ночью: картина, статуя, настенные часы, кольцо, отрезанная рука". Сложный и суровый мир "Агаты Кристи" — одухотворён и мистериален: люди, боги, стихии, предметы — полноправные действующие лица. Да и понятие "русская готика", которое обычно вешали на "АК", вызывает скорее ассоциации не с музыкантами, но мистическими традициями русской литературы и европейской культуры.
Несмотря на явную оппозиционность миру, герои "Агаты Кристи" живут в открытости к нему, и это определяет всё их поведение и сознание. Этим и объясняется крайняя напряжённость, которая присуща движению персонажей: они всегда живут и действуют, словно перед строгим взором вечности.
И эпилог, конец одной истории, всегда может стать началом новой.
Начала нет и нет конца
И снова с чистого листа
Раскрасим жизнь во все цвета.

1.0x