Авторский блог Редакция Завтра 03:00 21 июля 2010

ТЮРЬМА ДЛЯ ПРАВЕДНИКА?

НОМЕР 29 (870) ОТ 21 ИЮЛЯ 2010 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Михаил Дубовицкий
ТЮРЬМА ДЛЯ ПРАВЕДНИКА?

Для того, чтобы справедливость и законность были восстановлены, нужно совсем немного. Нужно только, чтобы работники прокуратуры, суда, представители федеральных структур, курирующие Тульскую область, добросовестно отнеслись к своим обязанностям.
УДЕЛ ПРАВДОИСКАТЕЛЯ
Общественного деятеля и журналиста Владимира Тимакова друзья ждали в Москве в начале июня. Но он все не приезжал, и мобильный телефон не отвечал. Вдруг прошел слух — Тимакова сажают в тюрьму. Вроде, ему позвонили из какой-то газеты, и он что-то не так сказал. Сажают в тюрьму за критику? Чушь, бред, не может быть! Однако слухи, как выяснилось, имели под собой почву. "Он не приедет в Москву, ему запрещено покидать город", сообщили нам. За что?
Те, кто знают Тимакова близко, не перестают ему удивляться. Человек с золотой головой мыслителя, с талантом писателя и философа, получивший блестящее образование, посвятил себя политической и общественной работе.
Зачем? Кто знает его близко, может дать ответ: Тимаков воплощает в себе тот вековечный русский тип правдоискателя, для которого справедливость — как царь в голове. Как хлеб. Это импульс, который парализует инстинкт самосохранения. Умнейший человек, он всегда помогал другим и делал это абсолютно бескорыстно. Да такой степени, что сам частенько раздавал нуждающимся деньги из собственной зарплаты. Потом ночами сидел в полуподвальном помещении, в крошечной коморке на окраине города, где размещалась редакция издаваемой им газеты "Засечный рубеж".
Он тянул эту газету много лет на собственном горбу. Практически один. Адский труд, но благодаря ему мысль Тимакова облекалась в слово и становилась делом.
Тимаков понимал справедливость конкретно. Он не из тех, кто, отчаявшись, кричит — все в дерьме! Он боролся с той неправдой, которую видел у себя перед глазами, в своем городе. Он защищал людей, потому что считал, что их обирают. Защищал простых и бедных, для которых потерянная сотня рублей — это не купленные игрушки для детей и лекарства для больных родителей. Защищал от людей, считавших, что им все позволено. Что слабые должны служить пищей сильным. Что народ — это быдло, которое нужно доить, доить и еще раз доить.
ПОД ПРИЦЕЛОМ
Оборонные предприятия Тулы принадлежат государству. Нефти в Туле нет. И золотой московской недвижимости тоже нет. Но зато есть люди, которые тоже хотели заполучить свой Клондайк. Повертевшись туда-сюда, они его нашли… в сфере ЖКХ.
Оказывается, есть такой простой алгоритм. Создается компания-монополист, потом приватизируется — и получается не хуже газовой скважины. Качай — не хочу. Плати, народ, денежки, сколько тебе скажем. И выноси мешки.
Тимаков не давал выносить мешки. В лихие девяностые, когда в моде были стволы и разборки, он чудом уцелел. Наступили мутные нулевые, когда вместо стволов в ход пошли бумаги и бланки с печатями. Тимаков попал под прицел и на этот раз ему не удалось избежать удара.
Однажды в его доме зазвонил телефон. Человек, представившийся журналистом, попросил дать оценку работе тульского губернатора Вячеслава Дудки. Тимаков дал обстоятельный ответ, разбирая плюсы и минусы в деятельности администрации региона. Ответ корректный, в рамках приличий и допустимой политической критики. Однако на бумаге появился "вольный перевод": "Управленец Дудка — на "четверку", а коррупционер — на "пятерку". Вы будете смеяться, когда узнаете, что слова эти говорит не Тимаков… а задававший ему вопросы корреспондент. Кто не верит — посмотрите на аудиозапись, опубликованную на сайте информагентства "Тульские новости" http://newstula.ru/news/view/13426
Но губернатор Дудка подал в суд и потребовал взыскать 10 (десять!) миллионов рублей. И не с издания, растиражировавшего "вольный перевод", а с самого Тимакова. История судебного процесса достойна стать продолжением одноименного романа Кафки. Представители газеты "МК в Туле" трижды меняли показания — сначала интервью вроде бы брала одна журналистка, потом — другая, потом вообще неизвестно кто. Аудиозапись, на которую ссылался Тимаков, по указанию руководства газеты была будто бы уничтожена. А имеющийся текст объявлен записью… другой беседы. Правда, почти дословно повторяющей ту самую, на десять миллионов.
Итог — Тимаков должен заплатить губернатору миллион (!) рублей за моральный ущерб.
Таких денег у Тимакова нет. Жители города начали собирать ему деньги, чтобы помочь расплатиться с губернатором. Но преследования продолжаются: с третьей попытки против него возбуждают уголовное дело по статье, предусматривающей наказание до трех лет лишения свободы. Недавно дело передали в суд. Гонители Тимакова потирают руки. Они очень надеются, что его возьмут под стражу.
МЕСТЬ СИСТЕМЫ
Когда пять лет назад Вячеслава Дудку поставили рулить Тульской областью, народ радовался. Инженер, оружейник, офицер! Думали, вот — пришла сильная рука, вот кому удастся разорвать тот порочный круг, из-за которого тульский край, гордость России, обречен на тоскливое прозябание. Однако пять лет прошло, а существенных, ощутимых всеми жителями области изменений к лучшему не наблюдается.
Быть может, если бы наш герой и губернатор посидели пару-тройку часов за тульским самоваром и обсудили — как оно, житье-бытье, то глядишь, и расстались бы друзьями.
Но не случилось. Интересно, доволен ли Дудка теперь, когда с Тимакова взыскивают миллион? Когда приставы приходят к человеку домой, описывают детские вещи, книги Достоевского, иконы — софринские, по цене 300 руб. за штуку? Когда на всё это смотрят напуганные дети (Тимаков — отец троих детей)? Или всё еще мало?
Когда узнаешь обо всём этом, трудно сохранять самообладание. Но не будем валить всё на Дудку. Да и сам Тимаков, если разобраться, Дудке не враг. А то, что он упрекает губернатора, — смотрите, уважаемый, что на ваших глазах творится, — еще не повод для того, чтобы выносить у человека из дома иконы и книги. И тем более — сажать его в тюрьму.
Источник бед Тимакова — не Дудка, а система, для которой и сам губернатор, может быть, является инородным телом. Эта система — социальное поле, которое живет по мутным понятиям стяжательства и хамства. Для этой системы творцы тульского "ЖКХ-Клондайка" — просто ловкие ребята, умеющие жить. А Тимаков — "белая ворона", опасный чудик, который не имеет права на существование.
А ЕСТЬ ЛИ ПУТЬ?
Тот на Руси прав, у кого больше прав. Старая русская пословица — как диагноз. И многим кажется, что здесь ничего уже нельзя изменить. Что в русской истории есть только три пути решения этой проблемы. Первый вариант — когда царь уезжает в Александрову слободу, созывает опричников и рубит головы зарвавшимся боярам. Кровь течет рекой, в том числе — и кровь невинных. Второй вариант — это Болотников, Разин, Пугачев, русский бунт, бессмысленный и беспощадный. После него — крепостное рабство и век неволи. Вариант третий — пломбированный вагон с Запада, откуда приезжают лихие люди, срубающие головы и царю, и боярам, и бунташному люду, разрушающие все до основанья, а затем… Затем Лжедмитрий, смута, семибоярщина, долгая борьба за национальное освобождение, когда на карту поставлена независимость страны.
Что же получается — замкнутый круг? А вот Владимир Тимаков из тех людей, кто верит — возможен иной путь. Без крови, слез и ежовых рукавиц. Ведь были же у нас и вечевые сходы, и земские соборы, были правдоискатели и бессребреники, убеждавшие отказаться от кривды и добивавшиеся правды. А сейчас — разве конституция, законы, свобода слова, гражданская инициатива существуют только для декорации? Или, может быть, это те самые рычаги, с помощью которых можно снять накипь воровства и коррупции законным и, главное, бескровным путем?
Многие считают сегодня, что все эти гражданские инициативы могут приехать в Россию только из этого самого "пломбированного вагона". Считают, независимо от отношения к данным субстанциям и самому этому пресловутому вагону, что правозащитники могут работать только на иностранные гранты, а борьбой с коррупцией пусть занимаются уважаемые международные организации (которые вместе с коррупцией готовы стереть в порошок и саму Россию-матушку).
А как же иначе? На словах мы все любим Россию, но покажите мне пальцем на людей, которые готовы свернуть себе шею во имя какой-то абстрактной справедливости? А вот мы можем показать на такого человека, на его пример. Подобно ученым, прививавшим себе чумные бациллы, чтобы найти вакцину, Тимаков поставил над собой эксперимент.
Он захотел показать на противоядие от болезни, от которой Россия начинает медленно гнить и опускаться на дно. Не жди Ивана Грозного, не надейся на "пломбированный вагон", а сам поднимайся во весь рост, иди на вече и называй вещи своими именами. Вече, собор — издревле присущая нам форма самоорганизации русской политической реальности. Стало быть, есть шанс.
Чем закончится эксперимент Владимира Тимакова? Добьется ли праведник правды, пробьет ли своими словами, криком своим ту стену неверия, бессилия и страха — да, страха — потому что после того, что уже произошло с Тимаковым, это липкое чувство входит в души людей, еще вчера не боявшихся возвысить свой голос.
КАК ДОБИТЬСЯ ПРАВДЫ?
Окажется ли наш правдоискатель в кандалах, в оковах, на цепи — чтобы молчал, и другим было неповадно?
От ответа на этот вопрос зависит не только судьба Владимира Тимакова, его жены, троих детей, друзей, простых людей, которые пятнадцать лет, вопреки всему, упрямо голосуют за него, знают его в лицо, приходят к нему за помощью и поддержкой. От этого зависит судьба всех и каждого, ибо Россия — не абстракция на географической карте и тот мир, в котором мы живем — наша жизнь.
Вот наши вожди, сидящие в кремлевских палатах, ломают голову над тем, как вылечить страну от коррупционного ступора. Принять новые законы, разработать программы, создать новые ведомства. Проекты — один другого лучше, но ведь понятно, что не будет все это работать, пока не выйдут на простор пассионарии. Люди, готовые пожертвовать собой, чтобы вылечить страну. Такие, которые уже много натерпелись в жизни от держиморд и хапуг, но не собираются сдаваться и готовы идти до конца.
Вот бы сломались системные барьеры, вот бы произошла встреча наших верховных правителей и таких, как Тимаков, людей! Эх, если бы… Наивно? Да, наивно. Мечта? Да, мечта, но для России это, кажется, единственный выход, и других нет.
На этом остановим полет нашей фантазии и вернемся к суровой тульской действительности. Пока мы растекаемся мыслью по древу, топоры уже наточены, а зеваки стекаются к лобному месту. Уже завтра кланы тульских "бояр" могут получить голову Тимакова. Пока в переносном смысле — его лишат возможности говорить то, что он обычно говорит, объявят "преступником" и "лжецом".
Сегодня — в переносном. А завтра — может быть, и в прямом. Уж слишком многим из влиятельных (по городским и областным меркам) людей он успел насолить за прошедшие семнадцать лет. И если за одно слово, которого он, обладающий огромным опытом политической работы и, кстати говоря, судебных тяжб, даже не произносил, его отправят на зону… Кто сможет поручиться за его здоровье и даже жизнь? Мотивов расправиться с ним — сколько угодно. Те, кто все эти годы сжимал кулаки от злости, считая недополученные по вине Тимакова барыши, сегодня могут пойти на все. Если только окончательно почувствуют себя безнаказанными.
Что делать? Для того, чтобы справедливость и законность была восстановлена, нужно совсем немного. Нужно только, чтобы работники прокуратуры, суда, представители федеральных структур, курирующие Тульскую область, добросовестно отнеслись к своим обязанностям.
Коли так, то не стоит ли вмешаться? Не пора ли вернуть на базу бригаду заплечных дел мастеров с остро наточенными топорами? Не пора ли повесить на лобном месте табличку с надписью "представление отменено"?
Не думайте, мы не намекаем на идеальную встречу правдоискателя и власти, о которой только что мечтали. Но ведь, в конце концов, всему есть предел. Найдется ли кто-то, кто подведет черту?

От редакции
Публикуя этот материал, редакция считает его интересным в контексте дискуссии о политических процессах, происходящих в нашей стране. Точную информацию о деле "Дудка против Тимакова", которое мы считаем знаковым событием в новейшей истории нашей судебной системы, мы хотели бы получить из первых рук. В ближайшее время мы надеемся взять интервью у Владимира Тимакова и Вячеслава Дудки.


1.0x