Авторский блог Андрей Смирнов 03:00 14 июля 2010

Музон

ТЕЛЕВИЗОР — "XXV лет в одной лодке". ("ГЕОМЕТРИЯ"), 2010.


"Сыт по горло! — выкрикивал свой древний боевик человек на сцене. Он, казалось, стал вдвое больше, и ненасытное его горло затягивало всех будто в черную воронку. Собравшиеся пред ним кружились все быстрее и быстрее — сумбурные, растерявшиеся, набирая сумасшедшую скорость, сшибаясь и расшибаясь. И когда глотка заглотила всех, собравшиеся словно вышли разом в иной свет, где глаза развернуты настежь, и хочется кричать так, чтоб легкие вместили и выместили всю ярость сердца и всю радость плоти.
Звезда рок-н-ролла, вернувший за сто минут свое званье, стоял на сцене, потный яростным потом землепашца, искателя и трудяги".
Захар Прилепин. "Герой рок-н-ролла".

"Телевизор — "XXV лет в одной лодке" — первый официальный DVD группы. Это юбилейный концерт, состоявшийся 25 апреля прошлого года в ДК им. Ленсовета и приуроченный к выходу девятого альбома группы — "Дежавю".

Двухдисковый DVD содержит кроме звуковой дорожки Dolby Digital 2.0 ещё и звук в формате PCM-stereo, а также бонус — съемку репетиции.

"XXV лет в одной лодке" — полноценная история, два с половиной часа, тридцать девять треков. Начиная с ранних хитов — "С вами говорит телевизор", "Шествие рыб" и "Я не виноват", и заканчивая последним альбомом — "Газпромбайтер", "Заколотите подвал", "Очки".

Аудитория "Телевизора", несмотря на стадионные чарты перестроечных времён, всегда была компактнее, чем у знаковых коллег по ленинградскому рок-клубу. Зато музыкально требовательнее. Несмотря на политический активизм группы — значительная часть это меломаны, эстеты. Подстать был и уровень группы — неслучайно гитарист Александр Беляев некогда стал соучастником возрождения "Наутилуса", а клавишник Константин Шумайлов, начиная с программы "Мир номер Ноль", играет весомую роль в "ДДТ".

Концерт собрал музыкантов "Телевизора" разных лет. Специальный гость всего один и достаточно скромный по стандарту юбилейных мероприятий — Марк Бомштейн ("Джунгли", "Сезон дождей") отыграл на клавишах в композиции "Мандариновый снег".

Это вполне осязаемая позиция — пафос Борзыкина минимален по части обрамления и велик в содержании. Скупой экран, кепка-"гансовка" на гитаристе и сановный портрет на песне "Твой папа — фашист" — почти всё "шоу". И минимум общения с публикой — реплики предваряют пару песен, зато финальный спич — апелляция к человеческому достоинству, что проявляется в свержении правительств — вполне себе "марш несогласных".

Борзыкин — яркий, харизматичный фронтмен. Хотя иногда ловил себя на ощущении, что вижу довольно уставшего человека. Или надумано?

Такая антология — хороший вариант знакомства с группой, фанатам — это бесспорный подарок, наблюдателям — пища для размышлений.

Большая программа — хороший срез. Разнообразие номеров словно свидетельствует, насколько широк и противоречив Михаил Борзыкин.

Своеобразная исповедальная лирика и плакатные песни протеста. Одни номера, что гностическая проповедь, суровы и зловещи; иные — просто наивны в своём публицистическом раже. Вот возникает скептик-рационалист и как ответ самому же себе — почти романтический манифест.

Здесь не обнаружить юмора. Сарказм, ирония имеются, но именно как защита, реакция, и потому — насмешка мира над человеком, а не демонстрация силы духа.

Сохраняется и инерция питерского мифа, хотя странно после Путина-Медведева, Ксюши Собчак, футбольной команды "Зенит" до сих пор цепляться за некий особый статус "культурной исключительности" и выражать недовольство "кремлёвской вертикалью".

И сложно после девяностых всерьёз воспринимать "несогласную" пропаганду. Разогнали митинг в тысячу человек? А где же вы были, когда этот самый проект формировался, а демонстрации его противников собирали десятки тысяч, и подавлялись они с куда большим рвением, про Октябрь-93 можно даже не говорить? Ну да, занимались "самокопанием и религиозными поисками". И не заметили, что очень-очень многое изменилось.

Борзыкин — не равнодушный, не циник в духе музыкантов рокапопса — "я танцую только за деньги". Но и не проницательный автор.

Про то, что истина в стаде не растёт, Борзыкин высказался вполне чётко. А на тусовках "несогласных" — толпа имеет качественное отличие? "Там, где поют хором — слова не имеют значения", — знаменитый афоризм Станислава Ежи Леца. И в такой перспективе не важно, что звучит — "Марсельеза", "Хорст Вессель" или "Эхо Москвы".

Борзыкину не хватает какого-то "психического" измерения. Чтобы появилось настоящее "психическое телевидение". "Физика" есть, "страстей" полно, сиречь, говорят душа растительная и душа животная. Словно определённые качества души молчат в песнях Борзыкина. Иногда проявляются в лирике, увы, малозаметной на фоне политических опусов.

Был уверенным шаг —
Стал слепым.
Только плачет метель,
Роняя алмазную пыль…
Как нелепы слова.
Воздух пуст.
В безмолвную мглу
Лежит одинокий мой путь…


1.0x